О подготовке инженеров и ученых в Казахстане

Известно, что в последние годы значительно снизился уровень подготовки инженерных и научных кадров в нашей стране, Для того, чтобы понять, почему это происходит, необходимо обратить внимание на опыт недавнего прошлого, ведь система подготовки в советский период специалистов, особенно технического профиля, была признана одной из лучших в мире. Прежде всего, необходимо напомнить, что горно-металлургический комплекс, который являлся, по высказыванию Д.А. Кунаева, «становым хребтом экономики Казахстана», и в настоящее время является вторым, после нефтедобывающей отрасли, крупным источником валютных поступлений в страну. Из-за неразвитости машиностроения в республике, добываемые из недр и извлекаемые по достаточно сложным технологиям горных работ, обогатительного и металлургического переделов, медь, цинк, свинец, сталь, ферросплавы и другие металлы, являются очень востребованными товарами на мировом рынке и отправляются на экспорт.

В связи с этим большое значение раньше уделялось подготовке кадров для добывающих отраслей и стимулированию людей для работы на производственных предприятиях отрасли, начиная со студенческой скамьи. В Казахском политехническом институте стипендия на металлургическом, горном и нефтяном факультетах была на 30% выше, чем на остальных. Уже после окончания первого курса студенты отправлялись на ознакомительную, а после следующих курсов – на производственную практику. Многие из них устраивались летом на рабочие должности, реально осваивая азы подземной и огненной профессий. Не является секретом и то, что в основном студентами вышеназванных факультетов были лица, закончившие школы в рабочих поселках и рудниках, не понаслышке знающие условия жизни и работы в данной отрасли и желающие продолжать дело своих отцов. Конечно, были и случайно попавшие лица – жители крупных городов, которые пошли в Политех из-за относительно невысокого порой конкурса. Но таковых было немного, а после окончания института некоторые из них работали в самых различных сферах, пользуясь высоким статусом диплома о высшем техническом образовании.

Очень важную роль в выборе этих очень непростых специальностей играли льготы, которые предоставлялись работникам, работающим по так называемому списку №1 – «в особо опасных и вредных условиях труда». Достаточно было поработать 10 лет по этим профессиям, куда входили и инженерные должности мастера, начальника смены и участка, и человек заслуженно получал право уйти на пенсию на 10 лет раньше своих сверстников. А дальше он мог спокойно работать на других работах или на более высоких должностях в обычных условиях труда. Этот закон, выработанный жизнью и досрочной смертью людей, посвятивших себя «вредным» профессиям, до сих пор сохранен во всех странах СНГ, кроме Казахстана. Чиновники Минтруда и социальной защиты РК не могут понять простой истины, что человек не может работать десятилетиями по списку №1, тем более до 63 лет. В связи с вышесказанным, проблему подготовки кадров для горно-металлургического комплекса страны надо решать комплексно, возродив ранее имевшиеся стимулы, на законодательном уровне. Следует отметить, что этот фактор серьезно влияет и на процессы миграции трудовых ресурсов, в частности, из Казахстана в Россию.
 
Что же мы имеем в настоящее время? Со ссылкой на подписание Болонского протокола, в настоящее время в Казахстане действует трехступенчатая система подготовки специалистов: бакалавриат- магистратура - докторантура. По признанию президента ассоциации ВУЗов республики Р.Алшанова «переняв форму западной модели образования, мы не вложили в нее должного содержания». Бакалавры, которым даются лишь общие знания, без углубленного изучения специальных дисциплин, являются, по сути, лицами с неполным высшим образованием (недоинженерами). И им приходится искать работу, не будучи еще никакими специалистами, т.к. количество мест в магистратуре КазНТУ составляет всего 6-10% от количества выпускаемых бакалавров. Надо пересмотреть стандарты подготовки бакалавров, чтобы они получили знания хотя бы в объеме программы прежних горно-металлургических техникумов. Надо увеличить стипендии студентов, обучающихся по грантам на «вредные» профессии, чтобы размер ее был не менее уровня прожиточного минимума, и повышать не только материально, но и морально уровень престижа инженерных специальностей.

Выпускаются магистры, которые, защищая не дипломный проект, как ранее, а магистерскую диссертацию, зачастую не были на производственной практике на рудниках, заводах и фабриках, даже не видели «живьем» производства, по технологиям которого они выполнили работу. Как правило, они стажировку проходят только в одном из ведомственных институтов.
Немногочисленные PhD-докторанты, защитив диссертацию, считают, что они достигли вершин в науке. Но это объективно далеко от истины и степень их подготовки, в лучшем случае, соответствует уровню кандидата наук советского периода, а диссертация зачастую содержит материалы научно-исследовательской работы, выполняемой целой группой специалистов профильного НИИ.

Вызывает много вопросов, но не находит ответа проблема подготовки ученых-металлургов. В России, Белоруссии, Киргизии, которые также участвуют в Болонском процессе, сохранены Специализированные Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, т.е. параллельно с новыми схемами сохранена «старая», показавшая свою надежность в течение десятилетий, система подготовки научных кадров и специалистов высшей квалификации. Надо признать, что поспешное закрытие Спецсоветов со ссылкой на то, что в них начали защищаться многочисленные чиновники, не работающие в сфере науки, было ошибочным шагом. Это лишило возможности повышения квалификации многим молодым ученым. К примеру, по существующей сейчас системе, для того, чтобы защитить докторскую диссертацию специалисту, имеющему степень кандидата наук, предлагают закончить магистратуру (?), затем докторантуру и только тогда он может стать доктором PhD, став на уровень тех, о ком сказано выше.
А ведь проблему подготовки ученых, в частности технического профиля, можно решить достаточно просто, открыв вновь Специализированные Советы с присвоением, как в соседних государствах СНГ, степеней кандидатов и докторов наук (параллельно с подготовкой PhD) и допуская к защите только тех лиц, которые работают в НИИ или непосредственно на производстве, занимаясь заводской наукой, ведь на всех крупных предприятиях есть опытно-промышленные подразделения, которые занимаются разработкой и внедрением технических новшеств. Сомнительной выглядит также практика привлечения к экспертизе проектов зарубежных экспертов, так как это может привести к «утечке» новаторских идей.
Для практического обучения будущих специалистов, ознакомления их с реальными условиями работы и изучения тонкостей избранной профессии, необходимо постановлением Правительства РК обязать руководителей предприятий, независимо от формы собственности, открыть доступ к своим цехам студентам ВУЗов и колледжей, ученым и специалистам, так как именно для работы в этой отрасли готовятся кадры, и для совершенствования существующих технологий проводятся научно-исследовательские работы.

Тревожной выглядит ситуация по ряду частных учебных заведений, которые в погоне за учащимися, обучающимся на платной основе, недопустимо снижают качество обучения. К примеру, не является секретом, что почти все дилеры многочисленных казино в Капчагае, работающие ночами, числятся студентами алматинских (и не только!) ВУЗов и на этот факт не надо закрывать глаза. Этот очевидный факт несложно проверить и принять меры по его недопущению. Актуальным остается вопрос обеспечения всех иногородних студентов общежитиями, ведь многие из них просто вынуждены подрабатывать для снятия в аренду жилья.
 
Проблема образования, особенно высшего, это лишь конец пружины, на которой закручены все остальные проблемы нашего общества. Основа любого общества и конкурентоспособной экономики - это профессиональные кадры. К счастью, у нас есть активная, интеллектуальная часть молодежи, которая растет с чувством долга и уважения к стране, желает и способна учиться. Наши священный долг и задача – передать им накопленный опыт и знания, ведь известное всем выражение «Кадры решают все!» будет актуально во все времена.

Опубликовано в трудах Международного форума "Инженерное образование и наука в XXI веке: проблемы и перспективы", посвященного 80-летию КазНТУ им. К.И.Сатпаева, стр. 111-113, 22 окт. 2014 г.


Рецензии
Здравствуйте, Мадали!

Вы во всём правы. А как Вы относитесь к заочному образованию?
Лично мне, как бывшему заочнику, такое образование видится очень полезным и перспективным - и как в плане карьерного и образовательного роста будущих отраслевых специалистов, и как в плане воспитания и обучения научных кадров.

С пожеланием успехов - и Вам, и Вашему Казахстану,
Виктор.

Виктор Бабинцев   26.01.2015 09:53     Заявить о нарушении
Если человек работает в отрасли, то обучение на специальности по этому профилю, на мой взгляд, можно только приветствовать. Понимание этой простой истины пришло в головы наших чиновников МОН только сейчас - они начинают пропагандировать и внедрять так называемое "дуальное" образование, т.е., по примеру Германии, наряду с лекционными занятиями, студенты параллельно будут проходить практические занятия (или работать) на предприятиях, таким образом эта методика по сути соответствует той форме обучения, о перспективности которой Вы задали вопрос. С уважением,

Мадали Найманбаев   26.01.2015 13:37   Заявить о нарушении