Письмо 10 Алле Корчак. Посредственность и Ко
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Небольшой экскурс в историю лексикологии.
В самом начале XIX в. слово посредственность возникло в русском литературном языке в значении оценки лица. К 20—30-м годам XIX в. относится возникновение слова бездарность для обозначения неспособного, лишенного талантов, дарований человека. П. А. Вяземский считал новое употребление слова бездарность нелитературным, площадным. Однако к 40-м годам XIX в. и слово бездарность входит в норму общелитературной лексики. У И. И. Панаева в очерке «Литературный заяц»: «Можно бы написать большую книгу об авторском самолюбии вообще, и о сочинительском самолюбии в особенности. Первому бывают подвержены люди с талантом; второму —посредственность и бездарность».
Итак, будем считать, что посредственность – это эвфемизм для таких ругательных слов, как: бездарь, борзописец, заурядность, серость, убожество, щелкопер.
Кстати, посредственность отнюдь не мешает продвижению посредственности по службе. Но материальный успех для неё - наивысший потолок. Слава Семерых из Фив сделала их бессмертными, а «родившимся после» эпигонам досталось только материальное вознаграждение и нарицательное имя в придачу.
Для Гения посредственность – это нечто неестественное и странное. Гете сказал: «Я всегда отдавал предпочтение тем, кто неправильно шел своим собственным путем, перед теми, кто правильно шел по чужому пути».
В принципе, Гений не тратит много времени на разборки с посредственностью, ум Гения всегда знает одной лишь думы власть: «одну, но пламенную страсть», он сгорает в огне зажженного им самим костра. Поэтому Гений уходит, выполнив предназначение.
А посредственность живуча. Ей надо выжить, во что бы то ни стало, жить долго, чтобы успеть вдоволь погреться у огня, зажженного Гением. Жизнь Гения мучительна для посредственности. Ей Гений нужен мертвым. Живой Гений ей противен, он слишком высок – не дотянешься. Унизить высокое, чтобы возвыситься – вот кредо посредственности. В присутствии Гения, посредственность тихо скрепит зубами в сторонке, гадит исподтишка, после – публично лобызает мертвые уста. Вот теперь, посредственность начнет восхвалять ставшего для неё неопасным Гения, чтобы сделать из него пьедестал для себя. Это шанс для посредственности в одночасье сделаться знаменитостью – всю оставшуюся жизнь питаться плодами, созданными Гением, выдавая себя за его правопреемника. В отсутствии Гения и посредственность может поблистать. С посредственностями все понятно. Их много, они опасны, прежде всего, тем, что умышленно снижают планку: «не растут выше лба уши» - и всё! А Гений – это же не человек, это Дух. А Дух, как известно: «дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
N.B. С Рождеством Духа! Иди своим путем, это можешь сделать только ты!
Свидетельство о публикации №214123000695
Как сказал бы индейский Шаман -"Так хотел Великий Дух".
Но "разное" должно складываться в прекрасную мозаичную картину душ человеческих: здесь недопустима какофония повседневности, утверждение своей значимости- "Твоя Воля да будет"-так, кажется..
Мысли мои разбрелись как овцы по пастбищу. Как соберу - пригоню посмотреть))
Хорошего Нового года -не в стиле одиозного Нумы..
Алла Корчак 31.12.2014 20:35 Заявить о нарушении