Разные разности глава xviii

Почему–то зачастую вера и религия ассоциируются как единое целое. Исповедующих ту или иную религию называют людьми верующими, ну а тех, кто никакую религию не исповедуют и считают себя атеистами, соответственно называют людьми неверующими.

На самом деле вера, это гора, а религия – один из многочисленных камней её составляющих, пусть иногда и очень больших, но составляющих.

И вообще, вера без религии существовать может, а религия без веры, в большинстве случаев, невозможна.

Вера или неверие? Неверие это вера во что–то с точностью наоборот или около этого есть у любого человека, потому что в отличии от Мурок и Шариков, мы осознаем себя – персонализируем. Самый распородистый пёс не знает, кто он такой, а самый казалось бы распоследний и никчемный человек знает кто он такой и зачастую его мнение о себе отличается от мнения окружающих.

Сдается  мне что вера, это инстинкт самосохранения помноженный на самосознание, этакий внутренний мотиватор ведущий по жизни. Как не существует двух жизней, похожих одна на другую на сто процентов, так  не существует двух абсолютно одинаковых критериев, или как их там можно назвать по – научному, веры у разных людей.

Мы наверное потому  все сплошь и рядом грешные, что не утруждаем себя не только ответами, но и самими вопросами – «Отчего? Зачем? и Почему?», мы просто живем. Да и скучное это занятие задав себе эти вопросы, сидеть, морщить лоб и пытаться ответить на них, причём сразу, чтобы потом на это не отвлекаться. Ответы на эти вопросы заданные и время от времени задаваемые где – то в глубине души и зачастую отчетливо не осознаваемые приходят к нам в произвольном порядке и на протяжении всей жизни, иногда в таком завуалированном виде, что сразу и не понять что это был, ответ на почти самый главный вопрос всей жизни. 

 Вот ведь какая штука. Вроде бы и тема проста и понятна, дальше некуда, а сижу и мучаюсь. И не то чтобы не знаю что писать, как раз что писать я знаю, не знаю как. Перечислять частные случаи и подводить под них понятие веры что–то не хочется, а на то, чтобы написать этакое заумно–философское мозги не «заточены». Вот и сижу, и думать не думаю, и писать не пишу. Получается, что ищу некую серединку, а она пока не находится. То, что напишу, это я знаю, не знаю когда. Вот, пожалуйста, очевидное присутствие веры как таковой. 

Может быть это некий внутренний стержень, который и определяет жизнь человека, ведет его по ней. Внутренне «Я», которое присуще каждому, о наличии которого не обязательно кричать на каждом углу, некоторые правда кричат, ну и пусть кричат, раз им так нравится. Получается, что вера является составной частью самой себя, во загнул, мотивируя на поступки и движение вообще, определяя направление этого самого движения.

Человек знает, что в Африке не идёт снег и не бывает морозов. Он там никогда не был, он верит тем, кто там побывал и убедился в этом лично, а потом тем или иным способом рассказал всем. Собираясь куда–нибудь в Кению, например в отпуск, вряд ли кто прихватит с собой шубу, шапку и валенки. И не потому что это всё там можно купить дешевле, а потому, что верит в то, что они там не понадобятся. Да и вообще, в нашей жизни существует целая куча вещей, которые мы принимаем на веру, так и говорят – «прими на веру».

Вера в чьи–то знания и в чей–то опыт – это вера знания или вера в знания. Все мы живем рядом  друг с дружкой, делимся информацией и впечатлениями, придумали для этого кучу всевозможных способов. Это удобно и выгодно. Представьте, что  творилось, если бы каждому пришлось бы всё попробовать в плане создания с нуля на себе, а понятия: «принять на веру», не существовало бы вообще. Даже представить себе не могу такой ужастик, когда каждый вынужден изобретать колесо и таблицу умножения. «Не влезай – убьет!», тоже рассчитано на то, что прочитавший поверит, иначе… Принимая на веру знания и опыт других, человеку не надо тратить время на изобретение того, что уже изобретено, опробовано на практике и с успехом применено. Достаточно применить это к своим замыслам и действиям и прогресс, в виде движения вперед, обеспечен. На основе веры в знания других и в действия других человек определяет направление и общий ход своих поступков и жизни вообще. Всё это вера в знания и опыт современников и предшественников, которая есть в нас и без которой никак. Простенько и со вкусом.

Знания и вера в них, побуждают к действию. Это происходит начиная с активности и непоседливости человеческой натуры, до простецкого: «а что я хуже людей что–ли?» Результатом использования чьих–то знаний всегда является опыт, конкретный опыт конкретного человека. Иногда кто–то в своих действиях его учитывает, а бывает так, что этот опыт так и остается достоянием одного человека. Реже результатом использования полученных и уверованных знаний становятся знания доселе человечеству неизвестные. Пусть и не всегда они встречаются на «ура», но применение находят, всё дело в том, что в это надо поверить.

Точно не помню, кажется австрийский инженер, в XIX веке изобрел автоген. Опубликовал свою работу в одном из журналов после чего начались издевательства и откровенная травля со стороны тех, кто ему не поверил. А жулики поверили. Заказали себе автоген и с его помощью ограбили банк. После этого в автоген поверили все, потому и используют до сих пор.

Наше общество устроено так, что мы доверяем знаниям и опыту полученными другими людьми. Оно и практичнее, да и вместе как–то веселее. Отсюда и получается, что помимо веры в знания, как таковые, необходима вера в действия ближнего или не очень ближнего, начиная от всем известного – «я бы с ним в разведку пошёл или наоборот, не пошел», до веры в опыт от использования знаний вообще. Ведь теория без практики, пусть штука и хорошая, но как правило бесполезная, надо обязательно на зуб попробовать.

Ну и как не сказать о вере в себя – «я смогу, у меня получится». Вера в себя, это, так сказать, комплекс из вышеперечисленного, плюс что–то своё. Кажется Гёте сказал, что наши желания, это предвестники наших способностей и того, что мы в состоянии совершить. Желаний у каждого из нас «полные закрома» и что интересно – желания утопические и нежизнеспособные, как правило, долго не живут в нашей голове, мелькнули и нет их. Захотелось посмотреть на динозавров, в живую, и через пару минут расхотелось, потому что понятно, это нереально. А купить новую машину реально, вот и сидит в голове такая «прихоть», не дает покоя. Хорошо если она превратится в цель и конкретные действия, прямой дорогой ведущие в автосалон. А если не превратится в цель, то так и будет, подобно больному зубу, иногда на протяжении всей жизни, ныть, болеть и дергать.

Не зря говорят – по вере твоей и воздастся. Окружающий мир и окружающие всегда готовы помочь и помогают, в режиме “нон–стоп”, но не в виде мешков с манной небесной, а виде своих знаний и действий. Это уникальная возможность собрать до кучи максимально возможное количество знаний и опыта других и использовать их в первую очередь себе во благо, вот она, халява–то!

  Но вера в себя не лишена «подводных камней», в виде, а хватит–ли сил, и, а как я буду при этом выглядеть? Здесь все довольно–таки просто, тяжелоатлеты, чемпионы, не сразу стали поднимать штанги по двести килограммов весом, а постепенно. Силы приходят в процессе, и в результате всё получается и более того, всегда остаются силы на что–то большее. А в случае нежелания выглядеть смешным и нелепым, если это затмевает всё на свете, в том числе и желаемое, самый простой и беспроигрышный способ – включить телевизор и наблюдать искусственную жизнь, сыгранную актерами. Эта боязнь называется «синдром отличника». Наверняка каждый вспомнит из школьных времен, когда отличник получив двойку, плачет на виду у всего класса. Может кто и злорадствует по этому поводу, но таких единицы, если они вообще есть, а большинству глубоко наплевать на этого отличника и на его двойку, своих хватает. Так и в жизни, каждый из нас озабочен в первую очередь самим собой, а на окружающих ему по большому счёту наплевать. Это не черствость, бессердечие и прочие нелицеприятные вещи, это отголоски инстинкта самосохранения, не более того. И от того, что победит в сей момент – видимое в перспективе тобой и невидимое окружающими сейчас, или видимое окружающими сейчас, но несуществующее в будущем, и зависит, кто над кем будет смеяться, кто кому будет завидовать, и кто кем будет восхищаться.

И ещё, все хотят всего, сразу и побольше. Но дело в том, что моментально срабатывают две вещи – цианистый калий и топор, всё остальное имеет временную задержку. Опять же, есть разница как выпить бутылку коньяка – за раз, из горла, или же не спеша и в приятной обстановке растянуть её на вечер – результаты, да и сам процесс отличаются.

Если человек хотя бы знает, а знают об этом все, и учитывает, то с верой в себя у него всё нормально, а если не знает, что маловероятно, или не учитывает, что ж, туда ему и дорога, сам выбрал.

А бывает и по–другому. Дома хлеб закончился, весь слопали. Надо бы сходить в магазин и купить, но на улице идёт дождь и вообще, погода мерзкая. Ладно, мука есть, можно блинов или лепешек напечь, а завтра схожу. А назавтра пошел снег с метелью и мука закончилась, но всё равно в магазин не пойду, говорят, что есть много хлеба вредно для желудка. И ещё через день тёща, чтоб ей вечного здоровья, в гости приехала. А тёща, наверное до сих пор надеется охмурить Малюту Скуратова, потому сидит на диете и хлеб даже видеть не может. И вообще, не только на булочные, но и на все продовольственные магазины, шипит и плюется ядом. Опять сходить за хлебушком не получается, а хлеба дома как не было так и нет.

Оправдать можно всё что угодно, в том числе, как действие, так и бездействие, всё будет выглядеть обоснованно и логично. В этом случае дело в элементарной лени (Лень, открой дверь. Сгорю, не отворю). Со временем лень становится привычкой, образом и даже смыслом жизни. С верой в себя как раз всё нормально, лентяй сам себя уверяет и успокаивает, что ему всё по плечу, надо просто встать с дивана, залезть в штаны и как бы между делом, идя на балкон покурить, перевернуть мир. Но он ничего не делает, и не будет делать, потому что лень,  потому что внешние факторы говорящие не в пользу действия, всегда выглядят привлекательнее факторов, выступающих за действие.

Делаешь, делаешь, а ничего не получается. Веры в себя и в свои знания хоть отбавляй, всё выверено и просчитано, а результата всё нет и нет.  Тогда два пути – надежда или религия.

Надежда, как спасательный круг, применима в том случае, когда вроде бы всё против тебя. Вполне возможно, что в этом случае подсознание (душа) учитывают те факторы на успех, которые не видны, являются минимальными и поэтому разумом не учитываются. Кроме того, подсознание не всегда обозначает то, что знает и чем оперирует. Не надо забывать, что твоё подсознание всегда «играет» за тебя и на твоей стороне, вернее и преданнее соратника и помощника найти невозможно. Получается, что надежда это голос души, которая таким образом говорит о том, что разум иногда просто не в силах воспринять или отметает за кажущейся малозначительностью. И казалось бы, маловероятное происходит, это почему – то называют чудом, хотя на самом деле, это просто неучтенная или по каким–то, разуму неизвестным причинам, непоказанная реальность. Элементарно, реальное время достижения желаемого может оказаться большим, нежели чем было определено изначально. Желаемое время определяет разум, а фактическое – подсознание, но подсознание не особо разговорчиво, предпочитает намеки или полунамеки, наподобие толчков в бок обозначающих направление движения. Это разум способен орать во всю глотку чем и занимается. Но разум потому и орет, что ничего не понимает в происходящем, а душа понимает, но предпочитает действовать втихаря.

Так что, пока есть надежда, то не все потеряно, вернее ничего не потеряно, душа, она знает что делает.

У меня как–то не получается разделять два понятия душа и подсознание, поэтому я считаю, что это одно и тоже. В пользу этого говорит хотя бы то, что ещё никто толком не смог объяснить, что это такое на самом деле, а предполагать можно всё что угодно. Поэтому у меня и «выскакивает», то подсознание, то душа. Не претендую на право первооткрывателя столь «гениального» обобщения, наверняка кто–то до меня уже обратил на это внимание. Просто нигде такого умозаключения я не встречал, потому и сделал оговорку.

И второй путь – религия. Но к религии обращаются не только и далеко не только в том случае, когда кроме надежды, больше рассчитывать больше не на что. Религия, штука универсальная, если можно так сказать, не оскорбив чувств людей религиозных.

Наверняка с самых–пресамых стародавних времен, с тех самых пор, когда человек начал более–менее осознавать себя, он стал задумываться над происходящим вокруг. Мы так устроены, вернее будет сказать, что когда–то, давным–давно, этот способ посчитали единственно верным и он вошел в привычку и стал частью нас. Всё происходящее с нами и вокруг мы стараемся объяснить самому себе и как–то классифицировать иначе дискомфорт, раздражение а то и чувство опасности, опасности неизвестного, неопределенного.

День сменяет ночь, а ночь опять сменяет день. Почему солнце светит днем, Луна ночью, а не наоборот? Почему дует ветер и идёт дождь? Почему одно растение съедобно, а съев другое, отравишься? Ну и так далее, вопросов было больше, чем ответов, а так всегда, по другому не бывает. Вот и была придумана религия.

Изначально религия возникла как попытка объяснить происходящее в Природе, от которой человек себя тогда не отделял и частью которой по сути дела и является. Потребность понять, определить своё место и роль в этом мире и стало отправной точкой для возникновения религии, на тот момент языческой. Название «языческая религия» происходит не от слова «язык», а от слова «Я». Главным действующим лицом является человек, который пытается понять и объяснить,  как себя вести в той или иной ситуации в свете происходящего, ну и конечно, кто–то или что–то сидящее внутри каждого из нас подсказывает, не оставляет один на один с этим самым происходящим.

В этом плане язычество очень схоже с православным христианством (кстати, иностранцы, православное христианство называют ортодоксальным, может быть и не зря), которое говорит, что в первую очередь, Бог в душе человека, а потом уже где–то на небе. Этим оно  и отличается от католицизма и протестантства, считающими, что Бог на небе сам по себе, а человек на земле сам по себе, во всем остальном различия менее значительны.

Основное отличие языческих религий от религий монотеистических, таких как ислам и христианство, говоря по простецки, в том, что в первом случаев богов много, а во втором случае, Бог один, всё остальное – производные.

На самом деле основной духовной составляющей человека является вера, которая может основываться как на религии, так и на каких–то других вещах. Ну а поскольку речь сейчас идет о вере и религии, то все остальные «вещи» я оставлю в покое. Религия изобилует внешними проявлениями себя, начиная с красивых храмов и церковных служб и заканчивая тривиальными листовками на досках объявлений о планируемых в местном храме, так сказать, мероприятиях. Ей Богу есть такие, причем не одноразово и не в единичном количестве, сам видел. Кто не верит, приезжайте в мой город и сами всё увидите. Я не говорю, что такой способ привлечения прихожан плох или порочен, просто говорю, что такое существует, а хорошо или плохо, каждый для себя решит сам. Так вот, религии сопутствует внешняя атрибутика, будь то шаманский бубен или золоченая риза, вере подобные вещи совсем ни к чему. Она, вера, срабатывает на все сто даже в «голом» виде, чем и замечательна.

А бывает и такое, три случая помню точно. Останавливает на улице женщина, спрашивает крещенный ли, а дальше понеслась… Всеми правдами и неправдами стараются всучить брошюрки с выдержками то–ли из Евангелие, то ли из Библии. Причем тебя совершенно не слушают, ты как–бы обязан взять эти брошюрки, прочесть их и вот тогда у тебя в жизни всё пойдет «как по маслу».

Один раз подобные брошюрки мне всучили даже в Японии. Шёл по улице и как говорится, никого не трогал. Непонятно откуда выскочила женщина, дала мне несколько книжичек и так же непонятно куда исчезла. Тогда языковой барьер сыграл добрую службу, не пришлось пытаться объяснять, что мне это не надо. Сказал: «аригато» и пошел себе дальше. У нас же просто так не отделаешься, самый действенный вариант, разумеется если без грубости, это взять эти брошюрки, а потом куда–то их деть. Но вот в чем дело, я человек хоть и крещеный, но совершенно не религиозный, и тем не менее выбросить их у меня рука не поднимется, а дома они мне как–то не нужны. Поэтому приходилось изо всех сил отказываться, что с их стороны воспринимается как запрос дополнительной информации и вызывает прилив энергии в плане «спасения» меня. Может быть они, желая добра ближнему, и чувствуют себя миссионерами, но я то себя дикарем–папуасом не чувствую, вот в чём дело. Об этом им и говорю, и, о чудо, отстают сразу.

К религии обращаются некоторые из тех, кто запутался в своей жизни, не знает, что ему делать и как делать. Или же исходя из собственных умозаключений натворил в своей жизни дел грешных, а теперь хочет как бы загладить свою вину. Но интересная штука получается. Если верить христианской религии, то все мы родились в грехе и с момента рождения автоматически становимся грешниками, плюс рожаем своих детей, что, подозреваю, тоже грех не меньший. Так в чём же мне каяться–то, в том что родился и что живу?! Или в том, что у меня есть дети?! Что–то не тянет меня в этом каяться, и не буду.

Религия, это по большому счету свод правил поведения. В средние века религия была мощной централизующей силой. Да и народ был сплошь тёмный и необразованный, вот и, так сказать, подсказывала религия, как себя вести, чтобы от зверя дикого отличаться в лучшую сторону. Сейчас же многое изменилось, государства, разве что за исключением Ватикана, светские, да и с общим уровнем образования получше. Поэтому кому надо, пожалуйста, а объяснять на улице, что это такое, по меньшей мере несерьезно.

Сергий Радонежский, Мартин Лютер, Томас Торквемада, Савонарола – все были христианскими священнослужителями, поддерживали и усиливали центральную власть. А вот как это происходило и что из этого выходило и вышло, остаётся только удивляться. Савонарола, так тот вообще доподдерживался до того, что был отлучен от церкви и казнён. В их случае вера в результат являлась отправной точкой, а религиозные атрибуты инструментом для достижения того, в чём они были наверняка уверены…

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Надеюсь сами понимаете, продолжать писать всё это и обо всём об этом можно до бесконечности. У меня есть знакомая, не сказать что близкая, просто знакомая и всё. И вот, как–то я спросил, чем она занимается, ведь пенсия – штука привольная, делай что хочешь. На что она мне ответила, мол, повесть пишу. На мой вопрос: когда планируешь закончить, ответ – почти цитирую: «Так я же еще не умерла!». Выяснилось, что пишет она повесть в виде описания своей жизни, так получается. Всё это к тому, что продолжать писать «Разные разности…» можно до тех пор, пока не остынешь.

Поэтому, продолжать не буду, а займусь чем–нибудь другим, благо есть чем. В смысле, темы вокруг «бродят» в таком великом множестве, что всё не то что не опишешь, а просто «за рукав не ухватишь».

Да и вообще, не собирался я всё это превращать в книгу, ну чтоб мне треснуть, не собирался.

***

Я на самом деле не собирался превращать все это в книгу. Надеюсь заметили, что повествование как бы обрывается на полуслове. Так оно и есть на самом деле.
Писал, писал, надоело, я и бросил, переключился на другое. Так, «Разные разности…» и пролежали, вернее, провисели в ноутбуке около трех лет. Единственное, что–то из этого опубликовал на PROZA.RU и в «Самиздате», но это так, скорее баловства ради.

А тут, как будто за руку кто–то дёрнул. Решил я, ну попробовать, опубликовать кусочек из написанного в одной из социальных сетей, на в Твиттере и не в Фейсбуке. И что бы вы думали? Народ начал всё это читать! Ей Богу я был очень и очень удивлён поскольку писалось это, ну если и не для себя, то уж не для какой–либо группы читателей – точно.

Так что, в случае чего, я ни в чем не виноват, это всё они, читатели. Интерес к написанному, у меня до сих пор язык не поворачивается назвать всё это книгой, и сподвинул меня: перечитать всё, исправить ошибки и расставить знаки препинания по моему разумению именно там, где надо и там где они должны находиться, всё–таки назвать всё это книгой и, подготовить к изданию.

***

А насчет того, что не написал, поленился, тут и особо догадываться не надо. За религией как правило следует Вечность. Не знаю у кого как, у меня сама религия, как таковая, и все культовые сооружения почему–то ассоциируются с миром иным и с Вечностью, куда же без неё?

Наверное потому и не стал писать, потому что, а потому что зачем торопить события? Придёт время, настанет час и минута, каждый из нас узнает, что там на самом деле происходит? Ну а пока в вопросах Вечности мы – полнейшие профаны и пользуемся исключительно сомнительной по происхождению и недостоверной информацией. Не лучше–ли больше внимания обращать и уделять тому, что происходит с нами и вокруг нас, здесь и сейчас? Оно как–то и интереснее, и достовернее, потому что сам видишь, а не кто–то рассказывает и в карты Таро подглядывает.

Так что ребята, поскольку жизнь наша разнообразна и состоит из множества самых разных разностей, давайте обращать внимание на них, а не слушать кого–то, рассказывающего о том, в чём он сам ни хрена не понимает, и ничего не знает о том, о чём рассказывает.


Рецензии