Акуленко Прокопий Семенович
В РККА стал служить с 6 января 1931 года.
Окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков в 1933 году.
В 1933 году ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Служил младшим летчиком в 107-й истребительной авиационной эскадрилье 83-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с октября 1936 года по 26 июля 1937 года, был пилотом и командиром звена И-16.
«…Вспоминаются бои под Мадридом… Зеленая ракета - и наши самолеты взлетают, чтобы прикрыть небо столицы от вражеских бомбардировщиков. Поднято в воздух и мое звено И-16. Ложимся на боевой курс. Проплывает под крыльями рыжая испанская земля, столь не похожая на нашу. Но и эту кремнистую землю надо защищать, как долг велит, с мужеством и честью, до последнего дыхания. Ибо сейчас здесь, на дальних подступах к Родине, проходит передний край борьбы против фашизма!
Летят три наших самолета, а впереди, на горизонте, вижу 15 вражеских
бомбардировщиков, которые прикрывает группа истребителей. Вызвать бы подмогу, до своих недалеко! Но нет, у товарищей тоже дел хватает! Надо рассчитывать только на свои силы. Ведь не впервые встречаться с количественно превосходящим противником. У франкистов и их германо- итальянских покровителей самолетов здесь значительно больше, чем у республиканцев. Тут уж ничего не попишешь. И я подаю сигнал:
- В атаку!
Стремительно сближаемся с фашистами. Ни мы, ни они не сворачиваем с курса. Ударили наши пулеметы. Шесть стволов против шестидесяти! А, может, их и еще больше - ведь сосчитать самолеты - времени нет…
И все же нам удается рассеять строй бомбардировщиков. Двое из них, получив изрядную порцию свинца, теряют управление и, дымя, устремляются к земле. Но за нами уже гонится девятка вражеских истребителей. Туго бы нам довелось, если бы своевременно не пришли на помощь еще два звена И-16. Объединившись, мы в коротком воздушном бою сбиваем три «фиата» и срываем налет вражеских бомбардировщиков на Мадрид…»
(Из воспоминаний П. С. Акуленко в книге «Вместе с патриотами Испании»)
По некоторым данным, в Испании совершил около 250 боевых вылетов, сбил 13 самолетов (6 лично и 7 в группе).
В 1937 году ему было присвоено воинское звание «капитан».
Командовал 33-м истребительным авиационным полком, но за злоупотребления алкоголем был понижен в должности и назначен помощником командира 145-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в советско-финляндской войне с 23 декабря 1939 года, был помощником командира 145-го истребительного авиационного полка.
В 1940 году ему было присвоено воинское звание «майор».
С 1940 года был командиром 164-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Во главе своего полка воевал на Юго-Западном фронте, в первый же день войны сбил в групповых боях в районе Львова 2 самолета Хе-111, сам был тяжело ранен в живот. После лечения в госпитале стал заместителем, а с декабря 1942 года командиром 2-го запасного авиационного полка. Летал на ЛаГГ-3, Як-7, Ла-5, на иностранных истребителях Харрикейн, Мустанг, Р-39.
К маю 1943 года имел общий налет 1.700 часов, в том числе боевого налета 250 часов.
Позже стал командиром 2-й запасной авиационной бригады. Одним из первых советских лётчиков облетал американский истребитель Р-39 «Аэрокобра», и руководил обучением советских летчиков иностранной авиационной техникой. Под его командованием личный состав этого соединения подготовил почти 9 тысяч летчиков-истребителей, принял с авиазаводов и передал воздушным армиям фронтов более 13 тысяч самолетов.
По некоторым данным, снова участвовал в боях и сбил лично 4 и в группе 2 самолета. По другим данным сбил 18 самолетов, но вероятней всего, в это число входят также самолеты, сбитые им в Испании.
Окончил войну в звании подполковника.
После окончания войны продолжал служить в авиации, был начальником Центра переучивания ВВС.
Окончил Военную академию Генштаба им. Ворошилова.
28 декабря 1970 года в звании генерал-лейтенанта авиации вышел в отставку.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 31 января 1982 года.
Список известных воздушных побед П. С. Акуленко:
00.00.1937 1/3 Мадрид в составе звена
12.02.1937 1 Хе-51 Мадрид лично
18.02.1937 3/9 Ю-52 Харама в составе девятки
00.00.1937 1/гр. Фиат Мадрид в составе группы
22.06.1941 2/гр. Хе-111 аэродром Куровице (р-н Львова) в составе группы
Награжден двумя орденами Ленина (16.05.1947, 30.12.1956), шестью орденами Красного Знамени (02.01.1937*, 04.07.1937**, 21.05.1940***, 05.02.1947, 20.09.1947, 19.11.1951), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды (02.09.1943, 06.11.1945), медалями «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938), «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Киева», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Примечание:
* Орден имел порядковый № 958.
** Орден имел порядковый № 41/"2".
*** Орден имел порядковый № 17/"3".
Свидетельство о публикации №214123101305
Владимир Савончик 01.04.2020 07:56 Заявить о нарушении
Олег Каминский 01.04.2020 10:16 Заявить о нарушении