Анащенко Иван Семёнович

Родился  29  августа  1905  года  в  селе  Мачеха  Мачехинского  района  Волгоградской  области (Россия)  в  крестьянской  семье.  Украинец.
В  РККА  с  5  ноября  1927  года,  был  призван  Хоперским  районным  военкоматом  Волгоградской  области.   
Сначала  служил  в  кавалерии  Красной  Армии,  затем  окончил  школу  пилотов. 
В  звании  капитана  служил  командиром  отряда  в  57-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  142-й  истребительной  авиационной  бригады  Белорусского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  5  августа  1938  года,  был  пилотом  И-15.
Совершил  около  10  боевых  вылетов,  участвовал  в  1  воздушном  бою.
23  мая  1938  года  был  сбит  зенитным  огнем  и  спасся  на  парашюте,  но  получил  сильные  ожоги. 

     «…В  тот  день  на  реке  Сегре  в  районе  Лериды  намечалось  наступление  республиканцев.  В  задачу  советских  летчиков-добровольцев  входило  прикрытие  контратакующих  частей  с  воздуха,  а  перед  возвращением  на  базу  -  штурмовка  позиций  врага.  Свою  задачу  они  выполнили,  но  при  штурмовке  на  малой  высоте  фашистский  зенитный  пулемет  подбил  машину  Ивана  Анащенко...  Попадание  пришлось  в  бак,  залило  бензином,  он  задыхался.  Выйдя  из  атаки,  Анащенко  развернулся  и  пошел  на  свою  базу  с  набором  высоты.  Но  едва  он  успел  подняться  метров  на  500,  как  самолет  воспламенился.  Огнем  охватило  и  пилота.
     Как  он  отстегнул  ремни  -  не  помнит.  Резко  подал  вперед  до  отказа  ручку  управления  самолетом,  и  его  выбросило  из  кабины,  которая  в  то  время  не  закрывалась.  На  летчике  горело  обмундирование.  Анащенко  спасло  то,  что  он  был  одет  в  куртку  и  брюки  из  кожи.  И  все  же  у  него  сильно  обгорели  руки,  а  местами  -  ноги  и  лицо.  Он  был  в  летных  очках,  они  защитили  глаза  от  огня.
     Около  каталонской  деревушки  Анащенко  опустился  с  парашютом  на  верхушку  дерева.  Испанские  крестьяне  стояли  возле  своих  домов,  наблюдали  за  воздушным  боем,  однако  подойти  к  горящему  летчику  не  торопились  -  не  знали,  кто  он  -  фашист  или  республиканец?  Наконец  Анащенко  частично  сбил  с  себя  пламя  и  попытался  освободиться  от  парашюта.  Тогда  испанцы  осторожно  приблизились  к  нему  и  стали  что-то  говорить  друг  другу.
     -  Я  русский!  -  крикнул  им  Анащенко. 
     По-видимому,  они  поняли  его,  потому  что  бросились  помогать  освобождаться  от  ремней  парашюта,  с  восторгом  повторяя:
     -  Камарада  руссо!
     Они  стащили  с  Анащенко  тлеющую  кожаную  одежду,  и  повели  в  деревню.  Зашли  в  ближайший  дом,  принялись  чем-то  смазывать  и  перевязывать  ожоги,  угощали  вином.
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «От  Барселоны  до  Прохоровки»)

Полтора  месяца  провел  в  госпитале,  после  чего  был  отправлен  на  родину.   
В  1938  году  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
Служил  в  Закавказском  военном  округе. 
С  апреля  1940  года  стал  командовать  133-м  истребительным  авиационным  полком.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года.  Во  главе  своего  полка  воевал  на  Калининском  фронте  с  июня  1941  года  по  январь  1942  года,  летал  на  ЛаГГ-3. 
С  января  по  июнь  1942  года  учился  в  Военной  академии  командного  состава  в  Чкалове. 
С  июня  (октября)  1942  года  по  январь  1943  года  был  командиром  774-го  истребительного  авиационного  полка,  летал  на  Як-7.  С  10  октября  (12  ноября)  1942  года  по  3  марта  1943  года  воевал  на  Юго-Западном  фронте,  защищал  Сталинград. 
К  середине  декабря  1942  года  совершил  5  боевых  вылетов,  сбил  лично  1  ФВ-189  и  в  паре  с  другим  летчиком  1  Хш-123.
С  января  1943  года  по  июнь  1944  года  исполнял  обязанности  заместителя  командира  282-й  истребительной  авиационной  дивизии.  С  1  июня  1943  года  воевал  на  Центральном  фронте. 
К  1  августа  1943  года  произвел  31  боевой  вылет,  участвовал  в  13  боях,  лично  сбил  1  ФВ-189  и  в  паре  -  1  Хш-123.
С  июня  по  август  1944  года  командовал  9-м  гвардейским  истребительным  авиационным  полком.  В  одном  из  боев  был  ранен,  и  до  февраля  1945  года  лечился  в  Центральном  госпитале  Москвы.  После  госпиталя,  9  февраля  был  назначен  на  должность  заместителя  командира  8-й  гвардейской  истребительной  авиационной  дивизии.  Воевал  в  составе  1-го  Украинского  фронта,  участвовал  в  боях  за  Берлин  и  Прагу. 
К  концу  войны  произвел  ещё  4  боевых  вылета,  участвовал  в  2  боях,  лично  сбил  1  ФВ-190.
После  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях. 
15  июня  1954  года  вышел  в  отставку  в  звании  полковника. 
Проживал  в  городе  Тамбов  (Россия). 
Умер  17  августа  1991  года.

Список  известных  воздушных  побед  И.  С.  Анащенко:
30.11.1942                1       ФВ-189       Суровикино                лично               
12.11.-17.12.1942     1/2    Хш-123       Юго-Западный  фронт                в  паре
04.05.1945                1       ФВ-190       аэродром  Швейдниц                лично

Награжден  орденом  Ленина  (30.04.1954),  тремя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939*,  01.01.1943,  06.11.1947),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (13.08.1943,  06.04.1985),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (11.06.1945),  двумя  орденами  Красной  Звезды  (03.11.1944,  после  1945),  медалями  «За  оборону  Сталинграда»,  «За  взятие  Берлина»,  «За  освобождение  Праги»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»  и  другими. 
            
Примечание: 
 *     Орден  имел  порядковый  №  2567.


Рецензии
Спасибо за интересный материал.

Владимир Савончик   03.07.2017 17:35     Заявить о нарушении
Рад стараться!

Олег Каминский   03.07.2017 19:29   Заявить о нарушении