Третий путь. Продолжение 2
Русскую икону 15 века легко отличить от 13, 14 и 16 веков. "Работают" сильные диагонали, перекрывающие глубину иконы. Обратная перспектива, как композиционный приём, "держит" плоскость. Изображения, выполненные в "обратной перспективе" растекаются по плоскости к краям доски, "вытягивая глубину". Как композиционный приём обратная перспектива работает только в 15 веке. Сказки про некого визави или про особенности видения глаза - это от непонимания материи плоскости.
Но наступил 16 век. Если раньше акцент был на изображении - теперь сильнее заработало слово, точнее книга. Вы открываете книгу и ваш взгляд устремляется через середину направо и налево. Взгляд работает по трём вертикалям - сверху вниз. Если раньше все движения застревали в одной точке - в центре, то сейчас движение идёт от главной сильной вертикали к двум второстепенным.
Наглядно эту систему изложения мысли и чувств на плоскости демонстрируют фрески Дионисия. Более чётко этот приём прослеживается в русских лубках 17 века. Опять же, Малевич часто использовал этот приём в своей живописи.
продолжение следует...
Свидетельство о публикации №214123101700