Семейный альбом
Если же в вас соединены все перечисленные выше типы читателей, а так бывает чаще всего, потому что человек в своем многообразии сочетает в себе очень многое, вам будет интересна книга Людмилы Иодко.
Книгу открывает повесть «Подснежники и незабудки». Это мемуары, и любителям этого литературного жанра, повесть понравится. В ней много исторически правдивых деталей, возвращающих нас во времена, которые по шкале Времени – близко, а по бытовым обстоятельствам – невообразимо далеко. Как например, описание дней военного детства:
« В школу я ходила, но уроки нам не задавали. В классе мы не писали. Не было тетрадей. В чернильницах были замерзшие чернила. В учебниках истории СССР многие портреты были тщательно замазаны фиолетовыми чернилами.
Мы сидели в классе в пальто, в шубах, а учительница нам что-то рассказывала…
Иногда мама поручала мне погулять с Юрой. Она заворачивала его в толстый ватный бушлат, который папе выдали на заводе. И укладывала этот тяжелый сверток в сани на высоких полозьях.
Я везла сани по укатанному снегу мостовой. По деревянному тротуару с недостающими досками они не ехали. Когда сани переворачивались, у меня не хватало сил поднять брата.
Я бежала домой за мамой, оставляя бушлат с ребенком посреди мостовой».
В ее рассказах и повестях почти ничего не придумано, разве что писательница биографии, от силы десяти человек, разрезала на тысячу пазлов, и получились истории, в которых героев значительно больше. Повествования, изложенные в книге просты и бесхитростны. Особо фантазировать Людмиле Иодко не понадобилось. Сама ее жизнь – большое приключение. Но она не стала бы такой красочной и интересной, если бы не любовь. Поздняя, единственная. Такое нежданное счастье в возрасте, который ошибочно называют пожилым. Помимо житейских историй, подобные которым мы не единожды слышали от наших знакомых, или которые тоже случались с нами, сборник прозы «Когда не спится» ненавязчиво дарит читательницам надежду на то, «что еще не вечер». Надежду на то, что и наша душа может встрепенуться, провести, так сказать «инвентаризацию», и спросить у нас: а ты еще способна так по-молодому без оглядки ринуться с головой в любовь, в чувство? Об этом повесть «Поздняя любовь».
Людмила Иодко – прекрасный психолог. Но не потому, что умеет описывать психологическое состояние героев своих произведений, а потому что, пытаясь анализировать свои симпатии к тем, с кем сводила ее жизнь, переводит их на уровень подсознания читателя. Ощущение чистоты и загадочности детской души взрослой девушки, а потом, женщины - Сары тонко передает Людмила Иодко в рассказе «Алихтер Пуним».
Писательница внимательна к деталям. Именно они зачастую характеризуют психологическое состояние взрослых и меру их ответственности за детские жизни. В поисках страны обетованной героиню повести «Обвал» Женю в Израиле настигла война. Ее из мирка семьи, книг и любимых людей судьба забросила туда, где властвовал страх:
« После объявления тревоги они все вместе сидели в противогазах в комнате, окна которой были оклеены скотчем. Было жутковато, когда слышались взрывы. Волнение взрослых передавалось детям. А может быть, наоборот, страх детей усиливал волнение взрослых. Девятилетняя Наташа сидела тихая, серьезная и не отвечала, когда к ней обращались. А маленькая Лена так боялась взрывов, что не могла унять мелкой дрожи. Надя держала ее на коленях, прижимая ее к себе и тихонько покачиваясь».
Часто находясь в состоянии измененного сознания, Людмила видит события, предстающие перед ней как бы со стороны. И она повествует о них, не как обыкновенная женщина, большую часть своей жизни, простоявшая у плиты или ванны со стиркой, а как бесстрастный свидетель происходящего, предлагающий читателю самому делать выводы о написанных историях человеческих. Язык книги лаконичный, немногосложный. Он похож на четкие короткие линии на чертежах ее рассказов:
«Но опухоль быстро росла. Ему сделали «химию». Он лежал дома в постели. Его подташнивало. Не мог себя заставить есть. А Нина покупала ему в русском магазине черную икру. Кормила его с ложки бульоном, уговаривала съесть хоть несколько ложек.
Она чувствовала себя виноватой перед ним. За то, что не любила его так, как должна была любить. За то, что когда-то давала поводы для ревности. За то, что в душе считала себя выше него. И она старалась теперь искупить свою вину перед ним». Это отрывок из рассказа «Мы идем по Уругваю».
Я так и представляю себе бывшего советского инженера Людмилу Иодко перед чертежным комбайном. Она чертит то, что окружало и окружает ее сейчас. Это не схема, это чертеж, похожий на чертежи звездного неба в те часы, когда не спится, когда душа будит тебя для того, чтобы напомнить, что еще не все ты в этой жизни сделал, не завершил чего-то. Кажется, что писательница боится, чтобы конец ее жизни не был столь горьким, как у героев ее рассказа « Нет отпусков у жизни»:
« И опять они внесли туда свой старый рассыпающийся мебельный гарнитур. Семен Григорьевич клеил эти деревяшки, перетягивал диван и кресла.
Лера сожалела и о том, что перевезла свою библиотеку. Леша читать по-русски не научился. Да он вообще почти не читает. Компьютерные игры и футбол.
Софья Львовна читает, но для нее Лера берет книги в русской библиотеке. Все, что у них было, Софья Львовна давно перечитала.
Семен Григорьевич целыми днями сидит у телевизора, смотрит русские программы, а футбол можно и на иврите смотреть. Или мастерит полочки для дома.
А у Леры на чтение не остается времени. Маме уже все тяжело. И Лера, придя с работы, убирает, моет полы, готовит обед на завтра…
Она всей душой заботится о родителях, о сыне. Работает. Нет у нее других интересов. И счастья нет».
Иодко – прекрасная рассказчица. Совершенно невозможно оторваться от какого-либо ее повествования, как порой бывает невозможно прервать повествование собеседника, потому что это неудобно и рассказчик может обидеться от неуважения, проявленного по отношению к нему. И только, если абстрагируешься и поймешь, что никакого собеседника рядом нет, понимаешь, что попал под влияние магии искренности, непосредственности и таланта рассказчицы Людмилы, автора «Когда не спится».
В Агни-Йоге сознание названо Фабрикой добра и зла. Людмила Иодко, привыкшая трудиться с раннего детства, трудится и сейчас над своими книгами, помогая себе и своим читателям разобраться в событиях, из которых построена наша жизнь. Там же, в Агни-Йоге сказано: «Чудовищной памяти не существует, есть только способность вызывать факты и образы».
Писательница Людмила Иодко, автор сборника «Когда не спится», обладает блистательной способностью вызывать из Леты образы и факты, чтобы объяснить себе и другим то, что пока человечеству не удается.
Будучи взрослой, Людмила Иодко сохранила в себе душу ребенка, пережившего в дни детства картины, которые не по силам иному взрослому. Вот почему во многих ее рассказах и историях прослеживается невысказанный укор взрослым за судьбы детей, которых они произвели на свет:
«Как-то с братом вспоминали наше детство, наших родителей. Брат удивился, что я вспоминаю только плохое, только обиды.
И я начала эти записи, чтобы осмыслить прошлое, нависшее надо мной и вызывающее у меня жалость к себе, от которой хочу избавиться».
Чтение сборника «Когда не спится» похоже на рассматривание фотографий из семейного альбома: так же много подробностей, не ускользнувших от беспристрастного объектива и объединяющая повествования тема – семья в ее многообразии единства и противоречий портретов, характеров, верности или неверности узам брака и семьи, рода, нации. Только в этом альбоме не одни семейные фотографии, здесь фотографии знакомых, друзей, родственников друзей и т.д. Рассматривая, анализируя судьбы родственников и знакомых, Людмила пытается вместе с читателем найти закономерность, объединившую только на первый взгляд не похожие судьбы. В чем эта закономерность автор Людмила Иодко предоставляет читателю определить самому. Она верит читателю, иначе не была бы с ним так откровенна.
В конце рассказа «Какао с гренками» есть красивая метафора:
«Вот такие шуточки шутит судьба. Обвивается кольцами вокруг человека. Звучит болеро. Вроде бы один и тот же мотив, только – все тише. На каждом витке какой-то инструмент из оркестра выбывает».
Вот так и процесс прочтения книги похож на звучание болеро. С каждым прочитанным рассказом или повестью все меньше страниц предстоит пролистать. На новом витке еще одна прочитанная история легла на сердце. Как знать, возможно, какой-то сюжет или чья-то история поможет и читателю избежать неверного шага на пути собственной судьбы. Или читателю, обладающему умением философски обобщать, рассказы из этой книги дадут новую пищу для ума в качестве полезных сентенций. Как бы то ни было, я приглашаю читателя к прочтению интересной книги Людмилы Иодко «Когда не спится». А ее автора призываю не останавливаться на достигнутом, писать и дальше для нас читателей, ждущих новый историй от интересного рассказчика Людмилы Иодко.
Свидетельство о публикации №214123100518