Страна четырёх морей

СТРАНА ЧЕТЫРЕХ МОРЕЙ
(впервые опубликована в ж. Досуг и развлечение, 2008)

Сегодня отдых в Турции – Анталии, Аланье, Кемере, Сиде или Белеке – воспринимается россиянами, как обычная поездка к морю. Так же, как лет двадцать назад, отдых на черноморском побережье Краснодарского края или Кавказа. Но в отличие от прошлых лет, теперь многие не раз бывали заграницей и могут сравнить ненавязчивый советский сервис в нагрузку за собственные деньги и преимущества качественной и дешевой системы «все включено».

Путешествие начинается.
Для себя я открыл Турцию в прошлом году. (До этого много лет подряд мы с семьей ездили в Геленджик и Анапу.) Страна богатой истории, один из первых очагов мировой цивилизации и культуры.
На подлете к аэропорту Алании, разглядывая через иллюминатор горы и кромку берега, в памяти замелькали подзабытые страницы из учебников истории. Персидское владычество, владения селивкидов, Пергамское царство, времена Османской империи и современное турецкое государство, созданное Мустафой Кемалем.
В прошлом году отдых понравился. 
Поэтому, не задумываясь, на следующий сезон мы всей семьей отправились по изведанным маршрутам: через ту же туристическую фирму, в тот же город Аланию и в тот же отель о четырех звездах клуб «Гюнеш гарден». По принципу: «От добра – добра не ищут!»
Турция – безвизовая страна. Документы и билеты нам подготовили точно в срок. Вылетели мы из Шереметьева-1 без проволочек на самолете ИЛ-86 авиакомпании «Дон» и прибыли точно в назначенный час.
По опыту прошлой поездки, мы взяли ровно столько вещей, чтобы они уместились в дорожную сумку и детский рюкзак. Поклажу в багаж не сдавали. Прекрасно устроили наш скарб в отсек для ручной клади над посадочными местами. После формального прохождения таможни, нам не пришлось ждать выдачи вещей. И мы сразу направились к представителям принимающей компании «Одеон-тур».

Приезд.
На таможне визу, – марка в загранпаспорте о прибытии, – обычно оплачивают долларами США или деньгами Евросоюза. Предусмотрительно, как и в прошлом году, мы захватили ту и другую валюту. Чтобы сэкономить время, въезд лучше оплачивать через «евро кассу»: здесь никогда не бывает очереди.
Прием туристов организован настолько хорошо, что человеку, впервые оказавшемуся в Турции, заблудиться невозможно.
Все гиды «Одеон тур» одеты в форменную одежду темно-синего цвета и оранжевые шарфики. Почти все они живут в России или выходцы из бывших союзных республик и прекрасно говорят по-русски. На передних стеклах автобусов, выстроенных в ряды, имеются таблички с названиями принимающей фирмы. В автобусах работает кондиционер. И нырнув из Московской прохлады в турецкую жару, не успеваешь лишиться рассудка от перемены климата.
Во время следования по маршруту автобуса, развозящего туристов по отелям, гид коротко и емко рассказал о нравах народа, особенностях пребывания в стране и о том, что следует делать в Турции, а чего делать не следует.
 
Первые впечатления.
Турки очень улыбчивый и гостеприимный народ. Но сразу бросается в глаза, что вся жизнь на побережье по пути следования автобуса, сконцентрирована вокруг великолепных отелей, расположенных в живописных местах. Там и тут за окнами автобуса проносятся пальмовые рощи. Их перемежают полупустынные пейзажи, вплоть до далеких, безжизненных гор. Вдоль дороги и на пустырях груды мусора: целлофановые пакеты, пластиковые бутылки. Особенно грязно возле населенных пунктов. Впечатление запущенности – не в пользу страны, и говорит о менталитете ее жителей. До европейской чистоты и порядка Турции, конечно, далеко. Во всяком случае, в ее окраинных областях.
В автобусе гид сразу предупреждает, что в Турции очень популярны чаевые. Это местные правила хорошего тона. Поэтому водителя автобуса, доставившего вас в отель, необходимо отблагодарить долларовой бумажкой.
Некоторые туристы так и делают. Другие – нет. С нашим, больше европейским, чем азиатским менталитетом, трудно понять, зачем платить за то, за что и так заплачено. У нас не принято давать чаевые водителю, скажем, рейсового автобуса Н-ск-Москва в придачу к купленному билету.
На «рисепшн», или иначе говоря, у стойки администратора, нас обслужили довольно быстро. Знакомые все лица! Которые нас, увы, не помнят. Отель способен принять за один заезд человек шестьсот и этот конвеир отдыха работает с апреля по октябрь. В прошлом году, кто тут только не был: немцы, поляки, венгры, болгары. Нашего русского брата и сестры со всей России и из сопредельных государств – Украины, Белоруссии, Азербайджана и т.д. – как дома. В прошлом году иногда возникало впечатление, что ты находишься где-нибудь в пансионате Анапы, где по обмену заблудилась пара-тройка иностранцев.
В этом году скромнее: ни одного иностранца, а лишь две турецкие семьи. Мировой кризис! Русские туристы, похоже, его не заметили.
Пока нас оформляют на «приемке», идем с дочерью к магазинчикам на территории отеля. Приветливо встречаемся с хозяйкой магазинчика Марией из Испании, нашей знакомой по прошлому году. Она нас помнит по именам. Впечатления о прошедшем годе и делах вмещаются в общие фразы на смеси из английского и русского языках: за год Мария поднаторела в русском.   
Услужливый паренек вырывает из рук наши вещи и тащит их к электрогрузовичку. По опыту прошлого года знаем: весь путь с подъемом на нужный этаж займет метров пятьдесят. Затем паренек будет включать и выключать нам кондиционер, телевизор, воду в умывальнике и душевой, пока не получит свои чаевые в два доллара и уйдет. Так оно и вышло.
Вообще, деревянные коробочки с прорезью для чаевых и пояснительной надписью на русском, стоят во многих местах стечения народа в отеле. Нас предупреждают, что горничной тоже необходимо оставить на постели доллар.
В Европе присутствие обслуживающего персонала в отелях и на паромах, во всяком случае там, где я бывал, практически незаметно. Все отлажено настолько, что, кажется, будто чистые полотенца, шампуни и мыло возникают сами собой. В Турции тоже все отлажено. Но присутствие на каждом шагу улыбчивого персонала, словно, специально призвано подчеркнуть: это я сделал, видишь, какой я молодец – дай! Словом, чаевые – это национальная традиция. С ней, если хочешь, нужно считаться.
А дальше роскошная южная природа оазиса, – пальмы, декоративные южные цветы, названия которых запоминать не обязательно, огромные кактусы, – и отличный морской пейзаж из окна и с балкона. Плюс градусов сорок на улице и градусов двадцать в комнате.

Только и делай, что ничего не делай.
Отдыхать – не работать. Описание почти полного безделья и обжираловки турецкой кухней изо дня в день занятие трудоемкое. Нужно изобретать слова, чтобы излагать, по сути, одно и тоже.
Надо сказать, что для семейного отдыха клуб «Гюнеш гарден» приспособлен, как нельзя лучше. Два бассейна с пресной и морской водой, мини аквапарк, теннисный корт и стол для настольного тенниса, баскетбольная и футбольная площадка. Правда, для того, чтобы на жаре играть в подвижные игры, надо иметь завидное здоровье. Но  наши могут все. Регулярно в назначенный час группа русских мужиков энергично, с веселыми криками и обливаясь потом, утаптывала пространство между воротами или по обе стороны от волейбольной сетки. 
Огороженная территория, охладительные, слабоалкогольные и крепкие напитки на протяжении всего дня. К ним в изобилии нарезанные арбузы, дыни, различные кулинарные диковины. На завтрак, обед и ужин шведский стол…
Система «все включено» требует определенной выдержки: по прошествии первых дней отдыха, тут главное, не свихнуться от безделья, после суеты и рабочих хлопот родины. Ни походов в продмаги, ни стряпни у плиты. Избежать потрясения от безделья отлично помогает группа аниматоров. С десяти утра молоденькие ребята и девчонки проводят зарядку для отдыхающих, и на протяжении дня, вплоть до самого вечера – конкурсы и соревнования.
С детьми занимается специальный детский аниматор. Для малышни тоже проводятся конкурсы и соревнования. Работает специальный детский клуб, где детей по желанию учат рисовать, делать переводные картинки на футболки и т.д. и т.п. В принципе, ребенка можно оставить с другими детьми на весь день. Ему там будет намного интереснее, чем наблюдать за вяло текущим процессом восстановления нервной системы и здоровья родителей.
Дочь часами не выходила из воды, научилась плавать, нырять на глубину и прыгать со всех высоких точек бассейна. Вечером – традиционная детская дискотека, награждение памятными дипломами победителей дневных конкурсов и развлекательная программа под свечи за столиками.
В клубе, естественно, есть своя экскурсионная программа. Кому не сидится на месте, и кому нипочем изнурительный зной Средиземноморья, может исколесить Турцию в поисках приключений и осмотреть исторические достопримечательностей вплоть до самой Анкары. Или слетать в Израиль на святые места. Отсюда рукой подать. Надо лишь заранее записаться.
Мы же предпочли загорать. Десять дней это не так много в пересчете на триста пятьдесят пять дней под солнцем средней полосы. На оседлом месте тоже не обошлось без приключений.
Рядом, через забор – дельфинарий. Соседство веселых дельфинчиков приятно. В придачу, к берегу регулярно приплывали две морские черепахи килограммов по пятьдесят и восемьдесят весом. Они мирно пощипывали водоросли на прибрежных камнях и не обращали внимания на восхищенных туристов, фотографировавших их с пирса. Я дважды ловил их за панцирь, покрытый, как бархатом, мелкими водорослями, пока они медленно уплывали в море. Хватать их за хвост не рискнул. Одна из черепах цапнула до синяка мужчину, тянувшего ее за хвост.   
А затем, полпляжа наблюдало, как прямо у лежаков под навесом, выбирались из песка новорожденные черепашки и спешили к морю. Им помогали все туристы. Очевидно, черепахи для того и приплывали, чтобы проверить кладку яиц и потомство. Такого на Черном море не увидишь. 
Говорят, Турция единственная страна, омываемая четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным. Плотность воды здесь такая, что можно лежать в теплой воде часами, даже если вовсе не умеешь плавать. Но вода очень соленая – без очков глаза жжет, как хлоркой, и лучше ее не глотать. Во всяком случае, насморк и ангину она излечивает моментально.

Чего там делать не следует.
Как нас предупредили гид и представитель клуба по имени Равшан, на отдыхе лучше не болеть. Даже вызов врача по пустяку, обойдется в копеечку. Звонить по страховому случаю представителям туристической фирмы, процедура хлопотная и для меня, малопонятная. Куда, кому, как? Все это прописано где-то. Но кто из нас будет вдаваться в подробности?
Когда меня после глубинного ныряния до волдырей ожгло водорослями, я народным способом протер ожег водкой, и все прошло.
Звонить из номера отеля домой, тоже не рекомендуется. Если минута разговора с родиной по мобильной связи в роуминге стоит рублей семьдесят в минуту, то из номера – долларов пять. Можно позвонить в пять раз дешевле по таксофону. Но ближайший – находиться в полутракилометрах от отеля. Идти по жаре – «в лом».
Предупреждали, чтобы, выходя из отеля, мы обязательно брали с собой не паспорт, а специальную карточку пребывания. Иначе злобные местные жандармы могут запросто свинтить в местный цугундер. Мы так и сделали. Встреченные представители власти нам приветливо улыбнулись. Но береженого, как говориться, Бог бережет. В Москве лицо турецкой национальности, пожалуй, замели бы. 

Что сделать желательно.
Выучите пару-тройку расхожих турецких выражений и слов. Они прилагаются списком в буклетах, которые раздают приезжим в отеле. Попытка выучить язык сразу располагает к вам аборигенов. Во всяком случае, они видят, что вы не чураетесь их культуры. Приятно делать людям приятно. Особенно, если тебе это ничего не стоит.

Чего там надо делать обязательно.
Сиднем в отеле все равно не просидишь. В один из дней мы выбрались на местный рынок за сувенирами. По шоссе постоянно курсируют местные маршрутки. Можно взмахнуть рукой и тебя подбросят, куда надо. Мы этого не знали и поплелись пешком.
Турецкий трикотаж и поделки народных промыслов и ширпотреба стоят дешевле дешевого. Причем, вполне приличного качества. Но их можно сторговать еще дешевле. Главное торгуйтесь. Нам удавалось покупать вещи, и так-то изначально заявленные по цене ниже, чем в Москве, в четыре раза дешевле.
Говорить про цены на экзотические для нас фрукты  на турецком рынке вообще не приходиться. Некоторые, по московским меркам отдают едва ли не даром. Например, инжир у нас стоит двадцать рублей штука. У них – килограмм: один доллар. Что на русские деньги чуть больше тридцатки. Так что торгуйтесь! Иначе вас не поймут.

Эпилог.
Рассказывать можно еще много и с удовольствием. Конечно, всегда найдутся особо привередливые туристы, которые воспитывались в аристократических семьях. Такие будут воротить нос, даже если их кормить из золотой посуды.
Через неделю мы перезнакомились с аниматорами и туристами, на девятый день – устали от отдыха и по-хорошему загрустили о Москве. Наша дочь при не очень тучной комплекции за десять дней прибавила три килограмма веса, загорела и отдохнула. Поэтому думаю, это место стоит того, чтобы на него вернуться. 

Валерий Осинский


Рецензии
За рассказ спасибо, сделано хорошо. Особенно приятно читать в небольшом промежутке для отдыха на "даче". Сознавая, что не столько: "не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна", сколько нужно для того деньжат.
И радостно становится, когда видишь, что сегодня такой отдых доступен не только миллионерам, но и собственным детям и внукам. Вот и Валерию с семейством. Прекрасно.
Удивили две вещи. Одна: "Говорят, Турция единственная страна, омываемая четырьмя морями: Черным, Мраморным, Эгейским и Средиземным".
Кто-нибудь считал, сколько морей омывает Россию?

И другая: "Наша дочь при не очень тучной комплекции за десять дней прибавила три килограмма веса".
Насколько мне известно, тому радовались в СССР. А сейчас наоборот - радуются, если удается сбросить хотя бы килограмм...

Альберт Иванович Храптович   25.05.2019 11:10     Заявить о нарушении
Добрый день, Альберт!Когда я написал очерк, дочь была маленькая. А родители всегда радуются, когда ребенок сыт и здоров. Это позже в её жизнь пришло наносное - борьба с мифическими кило и т.п.

Валерий Осинский   26.05.2019 14:33   Заявить о нарушении
А-а, ну это другое дело. Мне как-то в голову не пришло, что дочь у Вас еще маленькая...

Альберт Иванович Храптович   26.05.2019 17:22   Заявить о нарушении