Как Дон-батюшка к Волге сватался. совр. сказ

предисловие:
"Раздумье у Дона": http://www.stihi.ru/2017/10/23/3771

1.
Прошла молва по землям русским, что-де Дон-батька атаман-самозванец, что сам он худ и тощ, а несёт свои воды от маленького ручейка Кама, что в уральских лесах начинается, и становится великой русской рекой Волгой. Да будто только через канал Волго-Дон стал Дон-батюшка всем рекам русским  - батькой.

Ещё молва гудит о том, что сам-то Дон – гуляка-пустозвон, и атаманы у него такие, работать не умеют, а поют – будто работают. А пуще худого бают о том, что Волга-матушка ему родной матерью доводится, а Волго-Дон-Канал никчемным пасынком.

А пошла та молва на земле Российской от того, что люди добрые перестали традиции предков помнить, в костюмы скоморохов нарядились да и живут припеваючи, не боясь, что Псы с небес могут сорваться. А самое страшное в той молве кержацкое пророчество, а звучит оно пятибуквично: ВедиЛюдиКакоСловоМыслете.
ВЛКСМ – кто по-современному больше разумеет. Вот я и мыслю по-своему.

Если есть у нас правоСлОвие, то к чему нам Слава? Но не о том речь, что Слово Славой стало, а о том, что Дон-батюшку свататься к собственной жене направили. Как батьку-атамана заставить можно – спросите? Так я вам отвечу: ай над атаманом другого атамана нет? А над другим атаманом – третьего? А над третьим четвёртого?

Вот и пришёл Дон-батюшка к Волге-матушке, так речь держит:

- Государыня Волга-матушка! А коль скоро у нас сын есть родненький, канал Волго-Дон, а коль скоро у нас встречные берега разные, у тебя – Каспийские, а у меня – Азовские, а чтоб сгладить людские толки по поводу легитимности моего названия, выходи-ка ты за меня замуж! По древним русским обычаям с казачьими песнями свадебку сыграем - всей молодёжи для назидания, а старому люду на потеху. Что ответишь Волга-матушка? Говори открыто да прямо, Как Слово Мыслите?

Отвечает Волга-матушка:

- Да я бы рада была замуж пойти, да грехов много…приданое большое, тяжельше тяжёлого. А на моей Руси так водится: та, которая от своего багажа сама не освободилась, той путь в супружний дом заказан!. Я ведь сама на Каме держусь, от того и печаль знаю. И споры мои долги, и концов не ведаю….

Ответствует Дон-батюшка:

- Твоё приданое – моё богатство! Разреши твой спор по-мужски уладить, по-дружески, по-добрососедски!

- Как спор уладишь, какие деньги возьмёшь? Чем плату стребуешь, коль денег у меня не хватит на твоих советчиков-адвокатов?

- А как не хватит, тогда и поговорим…

- Ну тогда и приходи свататься…

Опешил Дон-батюшка от такого ответа, потемнел в гневе:
- Что ж ты отказываешь мне? И это после стольких лет, как твои корабли по моим волнам в мировой океан шествуют? Как после этого Черномор-Балт в мою сторону глядеть будут, коль я с собственной бабой не сладил?!

Ничего не ответила Волга-матушка, а из речной зыби с барашками фиолетовый струг поднялся, а с него сошли 16 богатырей  и одна богатырочка. Стали они в одну диагональ супротив Дона-батюшки, взглядом повели, а на большой тарелочке с двумя полосками ладони высветились – ни дать ни взять – пророческие.

Оглянулся Дон-батюшка, а вместо Волги-матушки перед ним Кама-девица стоит, в лицо ему глядит, улыбается.

- Что ж ты, молодец, Дон-батюшкой назвался, а перед супругой в сапогах стоишь?

- Как иначе-то? Дело-то у меня к Волге, поди, государственной важности. Я же при исполнении служебных обязанностей. Гостинцев вот привёз от моей Донщины-Сторонушки - Раки с Рыбами, Тельцы с Овцами. Как иначе-то? Я своими водами в своих берегах так командую…

- Супругой так же командовать будешь, как замуж возьмёшь? Ей ли под твою дудку плясать, если сам под её каблуком?

- Нету у меня дудки! А как я свой баян разверну, ни одна девица не устоит! И Волга тоже! А остров Буян с летописцем Бояном на моей стороне, и токмо они мне судьи!

- Да-ладно, Дон Иванович, хвалиться-то! Но мы от главной темы ушли – скидай сапоги, если Волгу-матушку сватаешь!

- Зачем это? Такого в российских законах не прописано! Казак без сапог, что поп без рясы, или лошадь без гривы. Не положено…

- Тогда приходи в другой раз свататься, а пока – в залог - бери мои лапти… И готовься, Дон-батюшка, к моим загадкам. Коль сумеешь все разгадать, быть тебе женатому, а коль нет – слетят с тебя все твои регалии, будто фантики… Да лаптей-то моих не стыдись, они уже давно историко-географическим раритетом стали!

А вся Камwа запела на всю Русь:

Родъ на вече звал:
- Расскажи, Урал!
Подхвати, Байкал!
А кто про Дон наврал?

Всюду слышен  звон,
То, что батька – Дон,
Но со всех сторон
Только гвалт ворон.

Расскажи, Урал!
Подхвати, Байкал!
Объясни, Канал,
Кто батькой Дон прозвал?

Если Волга – Ра,
Если Солнце – Ра,
Кто из них сестра?
К кому взывать пора?

Если Волга- мать,
И Россия – мать,
И Землица - мать
Как всех их отличать?

Пусть ответит сам,
Дон-батька-атаман:
Кто ему жена?
Чем она умна?
Для чего дана?

Родъ на вече звал!..

****

...п р о д о л ж е н и е   с л е д у е т...,
а "ЗОЛОТАЯ СВАДЬБА С БАТЬКОЙ-ДОНОМ" состоится летом 2018 года в станице Багаевской.


Рецензии