Завещание Розанова 2

"Мимолётное" - манифест консерватизма, приверженцем которого Розанов был изначально. Причём консерватизма воинствующего, наступательного, отсюда и  непримиримость большинства оценок и выводов. Розанов воюет с материализмом, демократией, интеллигенцией, а также с легкомысленным, развлекательным искусством своего времени. Он нападает и издевается, рассуждает и объясняет, сравнивает, уходит в историю и обсуждает текущие события, и всё с одной целью: провести консервативную идеологию, нанести удар по врагам России, как он их видел.

Консерватизм Розанова традиционен, его основы - сословная монархия, православие, шовинизм и естественное развитие общества в силу заложенных в нём возможностей и традиций. Никаких конституций, либеральных прав и свобод, революций, ничего насильственного и чужого. Как в любой идеологии, в консерватизме есть зёрна и плевелы, рациональное и иррациональное. Он необходим в силу преемственности любого движения и имеет право на существование, если не переходит в экстремизм и огульное отрицание новаторства. В этом случае консерватизм смыкается с любой агрессивной и человеконенавистнической идеологией вроде национал-социализма или вахаббизма.

Посмотрим, что у Розанова.
Вся книга пропитана юдофобией. Розанов - ярый антисемит и изобретательно, всесторонне обосновывает свою позицию. Его обвинения евреям традиционны и избиты: "...распяв Христа, хотите распять и христианство...; нам нужно именно проклясть евреев и отогнать их, как уже Христос изгнал торгующих из храма: ибо тогда только, освободившись предварительно от евреев, мы можем зажить по-христиански". И далее: "Религиозная война, религиозная борьба. Или Христос, или Иуда. Нет выбора, и нет сожительства", и т.д., в том же духе. "Давите , давите нас, евреи. Ничего. "Стерпится - слюбится". Вы и со Христом справились. Чего же вам стоит справиться с русским народом. О проклятие... Понимаете ли вы теперь, что каждый честный и любящий Родину русский неодолимо и истинно чувствует в евреях проклятие России (все революционеры суть евреи; русские даже не участвуют)". "...сладенький жидок. Жидки вообще сладенькие Они вас облизывают. Вы нежитесь, И не замечаете, что поедание вас уже началось. Так съели они Египет и Рим. Справиться же с вислоухой и легкомысленной Европой и Россией им уже ничего не стоит".

Каждому непредубеждённому и трезвому читателю очевидны несправедливость и злонамеренность подобных суждений. Антисемитизм - это затмение Розанова, его падение как мыслителя и человека. Но ведь он не оригинален и по-своему высказывал лишь массовые предрассудки и заблуждения своего народа. Причём предрассудки вековые, сложившиеся в определённых исторических условиях и характерные для многих народов Европы. А сила подсознания и массового гипноза таковы, что захватывают даже крупных мыслителей, если они дают волю чувствам и отказываются от анализа. В этом отношении у Розанова были предшественники и имеются последователи.


Рецензии