Процесс пошёл

 

Вся  наша  жизнь состоит из череды событий  рождающихся,  длящихся,
Рано  или поздно  заканчивающихся. В целом это есть процесс.  А  если говорить  «процесс  пошёл» ,  то  есть  надежда на  результат.  М. С. Горбачёв
Комбайнёр,  став у руля государства,  вселял надежду на то, что  жители  городов  выпрыгнут  из  городских квартир,  поселяться  в частных усадьбах  на российских  просторах,  наплодят  здоровых  детей,  кормить их  будут  добротной  едой,  но конценсус   родился противоположный. Опустела  деревня, 
до   сих пор  пухнут города.  70  лет как  окончилась В.О.В.  и  хорошо,  что процесс  по установлению  имён  павших  идёт.  Я  хочу из  массы  событий тех
военных дней вырвать клок, возможно  пригодится.
Ещё не зажили раны,  от финской войны,  отца, как самого  злостного спекулянта  во  всём  Л-де,   объявили  врагом народа и  уничтожили.  Мы  шли по городу  за ручки  с мамой, когда я увидел  Египетского сфинкса,  мне было 4 года,  сестре 5.  я  уже был в зоопарке,  в цирке, уже  листал  книжки,  но сфинкс  меня  напугал  своим  наглым  видом, его  взор прожигал  пространство так  неумолимо,  хотя  состоял он  из  знакомых  но несовместимых  частей тела. На мои вопросы  мама ответила: «вырастишь,  узнаешь  и мне  расскажешь».  Прошло  полтора года, умерли  любимые  старики,  умерла  мать потерялась сестра, детдом,  голод, стужа,  эвакуация, снова детдом, чужая семья. Вместо  Л-да   захолустное  селение  Хадыжи, в переводе  адыгейского  обозначает  «могилы  мертвецов»  оно понятно,  среди гор  впадина, рядом море  смерчи  поднимали массу воды, которая  устремлялась  в   низину,  заваливала  селения,  сколько таких процессов  за историю  было, не известно. Сейчас  это уютный  городок  Хадыженск. В  августе  42  года  армада немецких войск  без  особых усилий   оккупировала   селение.  Процесс  дальнейшего  продвижения немцев  на Кавказе  закончилось. Слово  процесс  немецкое и если к нему  добавить ещё  немецкое слово  «брух» ,  то это будет значить  процесс  поломался.  Первые  ночи  немцы приводили на ночлег  Клейста в  дом  мачехи, он шёл в  окружении  охраны  одетым в  тёмно  зелёном  халате и  в домашних тапочках.  Первое раннее утро  я разорался,  нарушил  покой,  уже я смотрел   в дуло  пистолета,  когда  Клейст  крикнул  «Не  стрелять!» толкаясь,  немцы сновали  по двору,  в этот же день они  узнали что я  из блокадного  Л-да, были удивлены   моему  знакомству  языка. Из Германии  ехали  толпой высокие чины, было почётно  побывать  на месте  первого  нефтепромысла  ими  занятого,  они мечтали  дальше  маршировать  в сторону  залежей  нефтяных  морей  до самой  Персии.  Процесс  забуксовал,  наступила  зима,  кубанская  слякоть.  В  Хадыжах  боёв не было,  слышны были канонады  в горах,  а вот в небе  разворачивались  ежедневные  бои. Иногда  я видел  как из падающих самолётов   на парашютах  спускались  пилоты.  Я лежал на кровати за спиной мачехи у стенки, тихо тикали на стене часы,  пошёл последний час 42 года, немецкие офицеры в соседней комнате собрались отмечать  Новый год. Комната  была ярко освещена  фонарями,  конечно, горели свечи, так как дверь была на половину  стеклянной, полузакрытой, то комната в которой мы лежали тоже  была освещена,  по всему  дому разносился  запах  вкусной  еды.
Немцы балогурили и потому как  хмелели, их  говор  оживлялся. Неожиданно в дом ввалился  грузный мужик, деловито снял верхнюю одежду,  подошёл к мачехи и  тихо стал говорить ей что он не немец а чех, стал наваливаться на неё,  мачеха со всей силой  отбивалась, дерущиеся  всё сильнее давили меня  сидящего к стене, я  растопыренными пальцами ткнул с силой мужика в  глаза.
Видимо  мачехи это помогло, она вырвалась, покинула кровать и забежала в комнату к немцам, стала жестами показывать  на мужика обидчика, долговязый  немец распахнул дверь, широко расставил  ноги  стоя на  пороге,  пальцем поманил  наглеца,  мужик  держа левой рукой штаны, правой под козырёк,  бойко рапортовал,  процесс  остановил немец, он с такой силой  ударил мужика, что  он в воздухе  замахал  ногами,  Отто Скорцени ! –процедил немец,  достал  платок  и  долго  вытирал  кулак.  Мужик поднялся, забрал одежду и  сопя удалился. Немцы  похохотали и продолжили своё занятие, стрелки часов всё ближе приближались  к  полночи. Вдруг за окном загрохотали выстрелы, немцы выбежали из дома, потом мачеха, следом и я. По  чистому звёздному небу метались лучи прожекторов, слышен был  гул самолёта, вскоре я увидел высоко в небе  кувыркающийся  блестящий  самолёт. Отчётливо было видно как пилот пытался вырваться из  столбов лучей, а совсем рядом, за  нашими спинами вылетало пламя зениток, видимо они  стояли на  платформе железной дороги. К той стороне, к морю  боролся со слепящим светом наш самолёт.  Вскоре самолёт  загорелся, стал скользить  вниз, немцы захлопали в ладоши,  стоял гул  от их  восхищения,  мой скулёж-  «дядя прыгай, прыгай родной, внизу  дремучий лес,  можешь  убежать»  никто не слышал.  Самолёт всё разгорался, с треском падал,  лучи  сопровождали его до исчезновения за скалой, он  достиг земли без  взрыва.  Немцы  снова уселись за стол, мы с мачехой улеглись. Я  отчётливо слышал разговор немцев и был удивлён тому, что они разговаривали о гибели  двух  женщин, немного поразмышляв  я  спросил мачеху, могут ли тётеньки  летать на  самолёте, на что она эмоционально отреагировала, объяснив  что могут тётеньки, замолкла а  потом сама  отозвалась: « А ты что слушаешь немцев?  Узнаю что ты немец я тебя придавлю к стенке,  ты и  сдохнеш».  Я  перебирал в памяти   события прошедшего времени,  мачеха сразу запретила мне  говорить  о Л-де, о родных, обо всём  её раздражало.  Когда я завёл разговор  о египетском сфинксе, описывал его в деталях, даже запрыгивал на кровать, принимал позу большой собаки с длинным хвостом  как у коровы и с   женской головой,  при этом я  задирал голову вверх и  нагло невозмутимо  смотрел в пространство.  Конценсус  был  неожиданный для меня,  такой памятник ни какой дурак  не  придумает , я  усердно доказывал свою правоту, мачеха  стегала меня ремнём а я  покусал  ей руки. Потом я отказывался есть,  сутки  хлыпал  и при разговоре заикался.  Потом  у меня  настали  радостные  дни, из  Германии  приехал  юный  Альфред он  был озабочен  состоянием  нефтяного  уцелевшего оборудования. Немец  регулярно  приносил  плоский котелок  с едой и мы дружно его опустошали.  Альфред  хорошо говорил  на русском,  часто  переходил на  немецкий,  громко хохотал и  поправлял меня  по дружески.  Несколько  раз  прилетал  малый самолёт,  кружил над огородом, мы   бегали  и смотрели куда он  изловчиться и сбросит пакет с гостинцами,  всё делилось  пополам.  Альфред  улетел,  оставил на память свои рубашки,  мачеха  их сожгла.  Настали   грустные  дни, еды не было,  мачеха  поймала  овцу,  решила её зарезать,  мне приказала   держать  задние ноги овцы.  Я  закрыв глаза  изо всех  сил  держал,  хотя овца  швыряла меня  без особого труда. Неделю  мы ели  мясо,  часть  отварили,  в большом чугуне  зарыли в землю, потом я  отравился и  должен был умереть,
Мачеха  пошла к немцам приходили два  врача, лечили, поднялся. Жизненный процесс  продолжался,  я всё ждал когда кончиться  кошмар,  когда меня  найдут родственники  и заберут, но время шло и никто меня не искал.  Мне уже было лет за  десять, от Лесхоза нам дали  клачёк  земли под картошку,  участок  располагался  на  Лысой горе, недалеко от  современной  больницы.
Когда я  весной  первый раз  пришёл к этой горе то увидел торчащий хвост  самолёта, нос и кабина были врыты в землю,  подойти близко из за  болота было невозможно. Стоял и смотрел, вспоминая процесс  гибели, какая  жестокая участь  выпала  женщинам,  мне стало ясно почему не было взрыва, горящая машина, а это  конечно, был не кукурузник,  скользнула по обрыву,  врылась в мягкий  топкий грунт  и погасла. Когда я пришёл осенью,  то увидел какие то  варвары  разрыли кабину,   рядом с самолётом валялись обугленные кости. Процесс  « никто не забыт, ни что не забыто» в стране  продолжается.
Не могу знать какова  обстановка на месте  падения самолёта  сейчас,  там  должен стоять памятник, имена   девчонок  должны быть известны, родственники должны  знать как   мужественно   сражались и погибли за  истину, за справедливость. Пусть  звучит «Процесс  пошёл «  по  воскрешению  имён всех пропавших  безвести.



                7 .12.2014  г.       А.Н.Соколов

 


Рецензии