Жизнь в облаках...

Вспомнился мне один интереснейший эпизод из моей жизни в далёкие времена советского прошлого. Буквально только женился, весной мы скрепили свой брак, а в августе с женой уже поехали в Северную Осетию отдохнуть в горах. Так сказать, свадебное путешествие у нас получилось. Жена моя была уже «в интересном положении» более четырех месяцев, но это нас не остановило от поездки на Кавказ. Оттого, видимо, моя дочь Елизавета ныне такая путешественница – «заразил» я её своей «болезнью»! Да и в дальнейшем мы со своими детьми ездили везде, вначале по Союзу, а потом по странам заморским. Старались, чтобы они вместе с нами как можно более увидели и городов, и стран.

Отдых у нас был намечен совсем недалеко от Владикавказа на турбазе высоко в горах. Уютные домики (по тем временам) находились на высоте что-то около 1800 метров. Большее время мы проживали в облаках. С утра еще можно было увидеть солнце, а вот к обеду с гор наползало облако за облаком, постепенно затягивая всю округу в сплошное «молоко»! Жили реально, как ёжики в тумане! Но как только спускались мы в долину – там было нереально солнечно и прекрасно, просто не верилось, что всего полчаса назад ты находился в тумане, а точнее в облаках, где даже звуки и разговоры были несколько глухими.

В планах у нас было еще проехать по «Военно-грузинской дороге». Скажу немного так для справки: протяженность «Военно-грузинской дороги» – 192 километра. На протяжении всей дороги стоят «верстовые столбики», указывающие километраж. Причем километры указаны с двух сторон – от Владикавказа (тогда это был город Орджоникидзе) и от Тбилиси. В своё время по этой дороге прошли пешком многие наши классики М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и даже С.А.Есенин, В.В.Маяковский и Б.Л.Пастернак. Бывала в этих краях и А.А.Ахматова.

Отдельно хочу сказать про А.С.Пушкина. Он был так очарован Кавказом и данными местами, что написал несколько произведений. Одно из них – это всем нам известный «Кавказский пленник». И как дополнение: «Путешествие в Арзрум», стихотворения «Кавказ», «Обвал», «Делибаш», «На холмах Грузии». А ещё помните его стихотворение «Монастырь на Казбеги», написанное в 1829 году. Это он написал после посещения Казбеги и Гергетской церкви. Кстати этот неприступный высокогорный храм XIV века на высоте 2170 метров над уровнем моря долгие годы хранил сокровища грузинских царей и православные святыни.

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег.
Туда б, сказав, прости ущелью,
Подняться к вольной вышине.
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне! 

Было огромное желание показать своей жене прекраснейший вид на гору Казбек, угостить знаменитыми сладкими и сочными грушами, растущими и плодоносящими только здесь. Вместе побывать на знаменитом «Крестовом перевале», воочию увидеть реки Терек и Арагви. Ну, а далее, конечно же, посетить и Тбилиси. Проще сказать – мне хотелось свозить жену на свою Родину, чтобы она вдохнула воздух Грузии. Только побывав на этой чудесной земле, можно понять всю красоту окружающей природы и душевность людей.

Отдых у нас был, конечно же, активным – на месте мы не сидели ни дня. Поднимались по горным склонам, с восторгом и придыханием каждый день, взирая на величественный Казбек. Каждое утро эта знаменитая гора Кавказа появлялась в нашем окне, исчезая к обеду в тумане. Нас окружали удивительной красоты окрестности, а главным для всех был, конечно же, горный воздух и минеральные воды, которые здесь были практически в каждой даже мелкой речушке и ручье.

В один из дней был осуществлён подъём на самую высокую гору, которая высилась до 3400 метров над уровнем моря. Надо помнить и то, что наша турбаза тоже находилась на высоте 1800 метров, так что наш подъём был всего на 1600 метров. Но каких метров! В самом начале подъёма группа была около сто двадцати человек, пришло же на самый верх всего лишь шесть, в том числе и я. Это перед подъёмом казалось, что не так и трудно идти вверх, но уже метров через 800 у многих отношение к этому изменилось и они сошли с дистанции.

К тому же, большую трудность добавил разряженный воздух. Пот не капал, он лил ручьями по всему телу. Лично я до верха дошёл уже в одних плавках, одежду бросил прямо на дороге, а на обратном спуске взял её. Когда пришли на базу, я зашел в зал, где были весы, решил глянуть. Буквально вчера я именно здесь проверил свой вес, зафиксировав то, что два с половиной килограмма мною потеряно за четыре дня нашего отдыха. Далее меня ещё более удивило – я за один подъём на эту высоту сбросил более трёх кило.

По дороге мы чудесным образом прошли через огромные каменные насыпи и оползни, карабкались по острым скалам. Переходили и переползали горные ручьи, миновали альпийские луга и даже прошли через горное болото. Подъём круто идёт вверх, а под ногами чавкает «болото». Смех, да и только! Этому я был крайне удивлён, зная – рассказам не поверят. Тогда для подтверждения я принёс с горного болота (сверху) – вниз на турбазу небольшой пакетик клюквы и брусники. Чем всех очень удивил! И ещё одно, довольно интересное. Кругом встречалось огромное количество водопадов, даже рядом с дорогой. А прекраснейшим завершением нашего путешествия в тот день было купание в горячем минеральном источнике, где вода была выше сорока градусов.

Однажды мы посетили «Город мёртвых», что находится около селения Даргавс, это совсем недалеко от нашей турбазы. В горных селениях Северной Осетии сооружались склепы, как родовые усыпальницы. Если более детально обратить внимание, то многие строения в Даргавсе похожи на знаменитый архитектурный храмовый комплекс Ангкор в Камбодже. Правда без архитектурных «излишеств», но сходство, как я думаю, есть. Это и наводит на мысль, а как это такое, вообще, возможно? Может древние аланы пришли сюда на Кавказ из Юго-восточной Азии? Если это так, то вот и ещё одно чудо света. Но это моя такая мыслишка, может я и не прав?!

После проезда по «Военно-грузинской дороге» мы посетили солнечный Тбилиси. Первое, куда зашли – Пантеон на горе Мтацминда, где захоронены А.Грибоедов и Н.Чавчавадзе, а совсем недалеко покоится мама И.Сталина. Далее зашли в храм Сиони, теперь это и кафедральный собор Тбилиси и резиденция Патриарха грузинской христианской церкви. В его стенах хранится главнейшая святыня всей Грузии – крест Святой Нино, которая и утвердила христианство в землях грузинских. Крест был сделан из виноградных лоз и скреплен, как гласит предание, собственными волосами Нино.

Ещё мы побывали возле памятника Давиду Строителю, полюбовались в старом городе на висячие дома над Курой, попробовали разный грузинский чай (черный, зелёный, жёлтый и красный) и, конечно же, вкусили настоящего грузинского вина. Специально преподнёс бутылку «Цинандали», чтобы жена насладилась истинным вкусом знаменитого вина. На что получил ответ: «Так это же вкус шампанского, только без шипучего газа…» А я ответил: «Именно так оно и есть, только это настоящее виноградное вино, без разбодяживания!»

И что остаётся, как всегда «за кадром»…

В Тбилиси чуть ли не на каждом перекрестке ко мне, как светлому блондину, приставали грузинки. В самом центре на площади, когда я сидел на ступеньках, ко мне подбежало несколько девушек, и что-то говоря по-грузински, остановились. Из этой стайки красавиц, отделилась одна, и, подойдя ко мне, остановилась рядом улыбаясь. Вначале она робко дотронулась до моей руки, а потом ущипнула и отбежала к подругам. Все разом смеясь, упорхнули вниз по улице. Но это мелочи по сравнению с моей женой.

Её в Тбилиси у меня, вообще, чуть не украли! Зашли в ресторан несколько грузин, увидели молодую и красивую блондинку – и всё! Стали приглашать – то танцевать, то к себе за стол. На что я сразу предупредил свою молодую жену – не сметь соглашаться ни на что! Иначе своруют! Здесь тебе не дома, это Грузия. Благо, что на шум и гам, который я завёл, понимая, что ничем хорошим всё это не кончится – сразу пришли наши кунаки осетины. В наборе их было человек семь-восемь. Они так же, как и я, разом смекнули – что к чему. Отстранили грузинских «горячих парней», (численный перевес ввёл некую короткую заминку) и показали мне и жене глазами «на выход», что мы моментально и проделали.

Потом мы все долго, возвращаясь, по дороге смеялись над этим происшествием, но жена так до конца и не поняла «серьёзности момента». Я тогда ей рассказал, как воруют русских красавиц, особенно блондинок, начиная с курортных городов Гагры, Анапы, Туапсе и Сочи. А уж здесь… оно и понятно…

И самое интересное, просто ухохочешься…

Путёвку нам тогда дали по линии профсоюза, причём «горящую». Никто, видимо ехать не хотел в этом направлении? Потому и «сунули» её нам – молодым, остальные то «умные» дяди и тёти желали и жаждали всегда только к морю. Пригласили меня и предложили, видимо не рассчитывая на положительный ответ? А я взял и не отказался, так как мне это предложение понравилось. Стоила та путёвка нам всего по 13 рублей на человека и это на срок в 21 день. Подобное ныне звучит, как сказка из мира, в котором мы как бы жили, но так давно это было, что вот и забывать стали. Сегодня в такую сказку попадают разве, что чиновники с их такой «очень трудной работой», а в то время это доступно было любому, невзирая на высокие чины, да и возраст…








Фото из личного архива...


Рецензии
Евгений, интересно и познавательно. Сейчас о таком путешествии можно только мечтать. Не та страна и народ стал другим, а про стоимость я уже не говорю. Интересно, сохранилась та турбаза?

С уважением,

Виталий Гадиятов   04.07.2015 21:53     Заявить о нарушении
Приветствую, Виталий!
Да, я полностью согласен - нет более и того времени, да и страны, в которой мы все жили, причём намного счастливее, чем ныне. Как-то вот интереснее было что ли? В молодости то я очень много путешествовал, так сказать свободнее и творчески, а теперь всё более в командировках, хотя и стран, и городов вроде бы мелькает так же много. Но вот нет того щемящего, восторженного и радостного...
А что про турбазу - даже и не знаю, думаю, что вряд ли сохранилась?!

Евгений Заикин   05.07.2015 17:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.