Письмо отставного генерала одной европейской армии

Участвовав во многих походах и не раз испытав воинскую славу, я прошел славный путь воина, желая теперь поведать потомкам о тех страшных, удаленных от истинной цивилизации местах, что называются Россией.
Туда не дошла, в свое время, всевластная рука Рима, предоставив этой внушительной части Евразии развиваться по своим, неподвластным разуму законам; насмехающимися, а, подчас даже и издевающимися над общепринятыми европейскими понятиями здравого смысла и человеческой морали.
Не пытаясь понять движущие этим загадочным народом мотивы, позволю себе лишь привести некоторые практические замечания, в надежде, что они будут услышаны мудрыми потомками и, возможно, приняты ими к сведению.

Если вы пришли к русскому человеку в гости, а он не торопится вас встречать, то это не значит, что он вас игнорирует, напротив, - скорее всего вам уготован настолько теплый прием, что вы будете вспоминать о нем даже в старости, излечиваясь от ночных кошмаров и неврозов..., если, конечно, останетесь живы.
Если вам докладывают, что вставший на вашем пути город насчитывает пятьдесят тысяч жителей и его обороняет десятитысячная армия, то это означает, что вам будет противостоять армия в шестьдесят тысяч человек, ибо истребление солдат противника является одним из любимых занятий этих мужичков в холщовых рубахах, сравнимым, разве что, с неумеренным потреблением водки или отлыниванием от работы.
Если же город, все-таки будет взят вашими войсками, а, так сказать, мирное население, будет удерживаться в относительном повиновении вашей талантливой и хитроумной политикой, то и в этом случае вам следует помнить о некоторых опасностях, последствия от которых могут быть самыми катастрофическими.

Опасность первая – люди с, так называемыми, добрыми лицами. Специфичная русская жизнь умело создает такие лица, в чертах которых наивный европеец может увидать полное отсутствие какой бы то ни было опасности, но это не так. По какой-то неизвестной мне логике за этими «добрыми лицами» часто кроется расчетливый, хладнокровный ум и завидная дерзость, что может быть воспитана в лучших из наших воинов лишь многолетними походами и врожденной отвагой.

Опасность вторая – русская природа. Вся эта экзотика с непроходимыми лесами, бесконечными полями и ужасными дорогами делает войну на русской территории хоть сколько-нибудь осмысленной лишь в течение короткой весны и самого начала лета. Потом эти несчастные земли ожидают адская жара, безжалостная осенняя распутица, а затем – ранние смертельные холода, продолжающиеся вплоть до следующей короткой весны. Согласитесь, что планировать захват столь внушительной территории за такой короткий срок может лишь настоящий безумец!

И, наконец, третья опасность это грозные, всесильные боги, хранящие русскую землю. Несмотря на то, что основное население здесь проповедует христианство, настоящими, обличенными властью силами, тут являются Авось и Как-нибудь. Эти древние языческие боги уходят корнями в дикие славянские времена и создают поистине небывалые возможности для тех, кто находится под их неустанной защитой.
Пояснить их действие непросто, но я, все же, постараюсь. Авось это бог немыслимой силы и столь же небывалой беззаботности. Равный по мощи великому Одину, он, в отличие от него, не имеет никаких амбиций и нисколько не тревожится столь естественными для богов такой величины вопросами власти. Такое поведение, само собой, дает ему невиданные преимущества, поскольку выводит его действия из русла здравого смысла и элементарной логики, известной еще со времен Аристотеля. В свою очередь, отсутствие каких бы то ни было планов делает любые попытки просчитать его действия совершенно бесполезными, а их нейтрализацию – практически невозможной даже для самых прозорливых полководцев.
Другой бог, Как-нибудь, представляется мне прямой противоположностью своего собрата: он невысокого роста, силу имеет весьма среднюю; но отличается ни с чем не сравнимой верой в счастливый случай. Эта вера позволяет ему смело выходить на превосходящего его по силам противника, совершенно не заботясь о последствиях.
Конечно же, не каждая выходка этого бога приводит к успеху, но от сокрушительных провалов Как-нибудь хранит мощная длань бога Авось, питающего к этому сомнительному типу какую-то отцовскую привязанность, а потому спасающего его в самых безнадежных случаях.
Чувствуя себя как дома среди снежных бурь и ужасной летней жары, эта странная парочка с завидным постоянством хранит вверенный ей народ от таких напастей, от которых вряд ли могли бы спасти всесильные древние святые своих бедных детей – последователей единственно правильной католической веры. Эта крамольная мысль уже не раз возникала в моей голове, когда я – старый боевой генерал, откровенно драпал на запад под насмешливые взгляды «добродушных» крестьян и восторженные возгласы местных ребятишек.

Итак, я изложил результаты своих наблюдений, не боясь осуждения амбициозных потомков, чьи снисходительные физиономии вижу уже теперь, на этом свете, пребывая в своей инвалидной коляске, в которую, кстати говоря, попал благодаря неудавшемуся походу на русские земли. И пусть какой-нибудь новоявленный военный гений осмеет мои аргументы, наложив свою твердую длань на непокорный народ, - я буду рад увидеть ту отчаянную смелость, с которой он ринется на этого гиганта. Но..., вот вопрос: возрадуюсь ли я торжеству его оружия, или буду (пусть даже и с небес) свидетелем очередной катастрофы еще одного европейского народа, разбившегося о неприступную твердыню непознанной русской земли!

С уважением к потомкам, генерал N, декабрь одна тысяча ... (остальные цифры стерты до неузнаваемости) ... года.


Рецензии