Вновь на голодном пайке
(Из книги «О людях и для людей»)
Вряд ли даже старожилы нашего посёлка могут вспомнить сегодня то время, когда оно было бы столь тяжёлым, как сейчас, а обстановка складывалась бы на Косогорском металлургическом заводе хуже некуда и столь безнадёжно. Пожалуй, такую печальную картину можно было наблюдать лишь первые годы после революции, да ещё в годы разрухи, после разора гражданской войны. Завод замер, почти перестал дышать, умер – нет кокса, а когда он будет, увы, – никто и не знает!
Борьба за каждый вагон с топливом требует сегодня от заводчан чрезвычайно много сил. И эта борьба за кокс для печей шла и в марте, и в апреле, и в мае. То есть, кокса не было в то самое время, когда бастовали шахтёры. Однако эта борьба за кокс продолжилась и в июне, уже после окончания шахтёрских забастовок, она идёт и сейчас, в июле, когда, казалось бы, шахты начали давать уголь. Но кокса на заводе как не было, так и нет! Одно время, даже казалось (в июне!), что положение несколько стабилизируется, стало чуть-чуть легче металлургам страны дышать, но уже в конце июня борьба вновь обострилась.
Почему же всё так происходит, почему нет кокса – этого никто понять никак не может, хотя никто теперь в стране и не бастует?! Но всё равно никто не знает причин тяжёлейшей ситуации с коксом, да и вообще что происходит в экономике, в экономической жизни страны?
А картина на заводе складывается совершенно непредсказуемая: в результате недопоставок кокса с Украины в июне завод не выполнил план по выплавке ферромарганца. И это очень больно ударило по заводчанам, по их экономическому благополучию. Но если кокс в июне нам хотя бы обещали поставить, то сегодня и этих-то обещаний нет. Такая ситуация совсем лишает заводчан способности прогнозировать даже самое ближайшее своё экономическое будущее!
Руководство доменного цеха проводит все свои дни и ночи на заводе, дни и ночи никто из руководителей не отходит от телефонов. Всё ответственные работники завода находятся тоже на предприятии, все на взводе и на нервах, пытаются выбить всеми возможными и невозможными способами для завода кокс! Но все их усилия оказываются тщетными и бесполезными, а на заводе сегодня делается всё возможное и невозможное, чтобы не погубить, не остановились доменные печи. Но, ни что не даёт результатов: ни телефонные звонки, ни телеграммы в самые высокие инстанции, ни поездки в Министерство – в Москву, ни даже поездки в Донбасс, к шахтёрам в Днепропетровск, ни обращения к самому Президенту страны и к премьер-министру РСФСР, всё это положительного результата пока никак не даёт.
Пятого июля представители заводского коллектива, во главе с председателем профкома завода Юрием Павловичем Казимиром, были у самого председателя Федерации профсоюза работников горно-металлургического комплекса СССР – у Н. Н. Корнауха! Побывали они также и в Кабинете Министров СССР, у руководства Министерства Металлургии СССР. Но и эти поездки не вселяют не в кого на заводе, ни малейшей надежды!
Июль для доменщиков начался с трёхсуточной остановки первой доменной печи. Затем с пятого июля остановилась и третья доменная печь. С восьмого июля была остановлена вновь первая печь, и тут под угрозой полной остановки оказался цементный цех. Угроза в том, что не хватит доменного газа для сушки шлака, а это значит и для производства цемента. С целью избежать остановки цементного цеха сейчас принимаются срочные меры по замене доменного газа для сушки шлака на природный газ.
Принимаются также все возможные меры к стабилизации работы цеха фитингов, к сохранению производства этого вида продукции. Обстановка здесь тоже очень напряжённая, и тоже из-за ограниченного количества кокса на заводе, что и не удивительно: за семь дней июля заводу не до поставлено семь тысяч тонн кокса! И это составляет пятьдесят девять процентов от нужного количества топлива для работы в это время года. А в целом, с начала года, то есть, за шесть месяцев июля, всего не до поставлено заводу пятьдесят тысяч тонн кокса. Это довольно немалое и ощутимое количество топлива для доменных печей. Только по этой причине доменщиками завода недодано стране двадцать пять тысяч шестьсот пятьдесят две тонны ферромарганца и не реализовано продукции на 16 615 миллионов рублей!
Но, несмотря на все трудности, лихорадку и неразбериху с коксом, коллектив завода хочет и стремится, и может работать производительно! Он умеет работать на полную мощность, качественно и квалифицированно, давать стране качественный чугун самых разнообразных марок. Для этого у заводчан есть всё: и желание, и производственные мощности, и высокая квалификация работников, есть всё, кроме кокса! Так, у нас в доменном цехе впервые в мировой металлургической практике построен и пущен в эксплуатацию блок высокотемпературных воздухонагревателей, который сегодня, в столь сложной ситуации с дефицитом кокса, оказался очень полезен и даёт хорошие результаты по экономии топлива. Это несколько облегчает нашу участь, также как и умелая работа на доменных печах. Но длительные срывы в поставках кокса и эту всю сегодняшнюю работу доменщиков по его экономии, сводят на «нет»! И, более того, ставят весь заводской коллектив в тяжелейшее, можно сказать, самое опаснейшее положение, на грань остановки завода! И, всё-таки, несмотря на это почти катастрофическое положение, руководство завода, и весь трудовой коллектив не поддаются панике, не собираются опускать руки. Коллектив завода и впредь будет добиваться от Министерства Металлургии СССР и Правительства страны удовлетворения своих законных требований. Создавшаяся не по вине завода сегодня опаснейшая ситуация с производством чугуна на Косогорском металлургическом заводе в настоящее время требует от каждого члена каждого цехового коллектива высокой организованности в труде, собранности, сознательности и дисциплины, чтобы выдержать, выжить и пережить это труднейшее время!
А.Бочаров.
1991.
Свидетельство о публикации №215010200222