Не сотвори себе кумира

В теологической литературе такие состояния описываются иначе. Д.С.Мережковский в трилогии "Христос и анти¬христ" (1990) писал: "...Надо, чтобы все умолкло в душе, все небесные и земные голоса. Тогда мы услышим Его. Пока сияет разум и, как полуденное солнце, озаряет душу, мы остаемся сами в себе, не видим Бога. Но когда разум склоняется к закату, на душу нисходит восторг, как ночная роса. Злые не могут чувствовать восторга; только мудрый делается лирой, которая вся дрожит и звучит под рукой Бога. Откуда этот свет, озаряющий душу? — Не знаю. Он приходит внезапно, когда не ждешь; его нельзя искать. Бог недалеко от нас, надо приготовиться; надо быть спокойным и ждать, как ждут глаза, чтобы солнце взошло — устремилось, по выражению поэта, из темного Океана. Бог не приходит и не уходит. Он только является. Вот Он. Он отрицание мира, отрицание всего, что есть. Он — ничто. Он — все.
Душа человека во время сна старается вспомнить Бога, но не может, отягощенная материей. Она созерцает Его смутно и дремотно. Все миры, все звезды, и море, и земля, и животные, и люди, все это — сны природы о Боге. То, что она созерцает, как, как рождается и умирает. Она создает одним созерцанием, как бывает во сне; создает легко, не зная усилия, ни преграды. Вот почему так прекрасны и вольны ее создания, так бесцельны и божественны. Игра сновидений природы — подобна игре облаков. Без начала, без конца. Кроме созерцания в мире нет ничего.
— Чему уподоблю мир, все эти звезды, солнце? Сети уподоблю их, закинутой в море. Бог объемлет вселенную, как вода объемлет сети, сеть движется, но не может остановить воду; мир хочет и не может уловить Бога. Сеть движется, но Бог спокоен, как воздух, в который закинута сеть.
Если бы мир не двигался, Бог не создавал бы ничего, не вышел бы из покоя, ибо зачем и куда ему стремиться?
Там, в царстве вечных Материй; в море мировой Души, таятся семена Идеи — Формы всего, что есть и было, и будет.
Кто же Он? Кто Он? Зачем Он не отвечает, когда мы зовем Его? Как его имя? Я хочу знать Его, слышать и видеть! Зачем Он бежит от моей мысли? Где Он?
Ему нет имени: Он таков, что мы умеем сказать лишь то, чем Он не Должен быть, а то, что Он есть, мы не Знаем. Создавший все, сам Он - ничто из всего, что создал. Когда ты говоришь: Его нет, ты воздаешь Ему не меньшую хвалу, чем если молвишь: Он есть. О Нем ничего нельзя утверждать; ничего — ни бытия, ни сущности, ни жизни, ибо Он выше всякого бытия, выше всякой жизни.
Отрекись от сущего, от всего, что есть — и там, в бездне бездн, в глубине несказанного мрака, подобного свету, ты найдешь Его. Отдай Ему и друга, и родных, и отчизну, и небо, и землю, и себя самого, и свой разум. Тогда ты уже не увидишь света, ты сам будешь свет. Ты не скажешь: Он и Я, ты чувствуешь, что Он и ты — одно, и душа твоя посмеется над собственным телом, как над призраком."

Приведенный выше текст я считаю ответом на многие вопросы: Нужна ли церковь и какая? Кто такие попы: божьи люди или всего лишь служители культа - посредники, ворующие божьи деньги! Кому ставить памятник: Путину или Маотзедуну. Кто прав Пуси или Пута...


Рецензии