Новогоднее

   Несколько последних дней уходящего 1970 года, которые помню и о которых хочу рассказать,почти совсем не отличались от таких же дней предшествующих лет (ну насколько я могу помнить "вглубь" детства) и тянулись очень медленно...
                ***               
   Примерно за неделю до праздника бабушка "по блату" закупила продукты,составив предварительно список:мясо,рыба,сыр,консервы,фрукты и,конечно,конфеты... Они-то и интересовали меня больше всего...Обычно она меня брала с собой в магазин,но перед Новым годом оставляла дома с дедушкой "на хозяйстве".
   Я возле двери встречала её,она же войдя с мороза и раскрыв настежь дверь,внеся две больших авоськи с торчащими из них бумажными кульками и рыбными хвостами,прогнала меня:"Отойди от двери : простудишься!" Потом была очередь деда:"Зинуша,давай чего отнести на кухню...Бабушка: "Иван!Не мешай мне!И так тяжело!" Мы ретировались,она сбросила шубу,я оттащила её в комнату.Бабушка сняла валенки(когда она шла за покупками к новогоднему столу ей было не до красоты,вернее красивой она была всегда,даже в спецовке,когда белила дом, например...просто она МОГЛА надеть валенки и простой клетчатый платок.  )
   На кухне,разбирая покупки,она рассказывала нам с дедом,с какими трудностями ей это досталось,что конечно обвесили,обсчитали,но зато какой она сделает стол!Это-на паштет,это-на форшмак,это-на холодное,это-на буженину,это-на заливное,это-для тортов:"Смотри не поешь орехи раньше времени!!!",-это мне."Нет,я лучше спрячу..."Это тоже,конечно,мне...Потом мы пошли в спальню,она несла в каждой руке по огромному кульку  (может вы тоже помните кульки из серой бумаги,как ловко их сооружали продавцы) и высыпала содержимое  на кровать...Это конечно были конфеты.Мне было разрешено выбрать из этого изобилия по одной конфете каждого вида(а видов там было много)."Я тебя очень прошу не рыться во всех  шкафах в поисках конфет ,я их хорошо спрячу!".Съев конфеты,я конечно вечером,когда все были в другой комнате, и порылась в нашем общем с бабушкой шкафу,и нашла их...Взяла не очень много,три штуки всего...
                ***         
   У нас была  большая квартира в одноэтажном доме с печным отоплением:огромные комнаты,высокие потолки,широкие окна ,в которые смотрела сквозь  гардины  горловская зима с быстро чернеющим снегом...В доме не отапливалось только одно помещение-веранда(со временем и его утеплили и получилась не большая очень уютная комната),но в  то время,о котором я рассказываю,это был зимний "холодильник" или ледник ,как говорила бабушка.И сейчас там стоял   большой стол застеленный цветастой клеенкой в ожидании праздничных блюд.
                ***               
   За день до праздника: "Иван!Раскочегарь мне печку!"Дед пошёл на кухню,подложил дров в печь,засыпал углём,прочистил колосники кочергой,и печка начала гудеть..."Зинуша,я могу тебе быть ещё чем-то полезен?"... "Нет,Иван...Садитесь с Ирочкой в кресло и беседуйте...расскажи ей что-нибудь".Дед  уже почти совсем не видел.Он тогда мне рассказал  о том,как ходил с мальчишками в ночное,о стригунках,о том,какая вкусная может быть краюшка хлеба,съеденная одна на двоих с жеребёнком...Одновременно мы прислушивались к звукам,доносившимся из кухни...
   А из кухни звуки раздавались разнообразные:звенела посуда,шуршали кульки,бабушка ругала печку,потом несколько раз падали кастрюльки.Отец  с дедом называли стоящую на припечке посуду миной замедленного действия:бабушка ставила сушить кастрюльки и мисочки в порядке,нарушающем все законы физики...Потом,когда бабушка была уверена,что всё на кухне у неё идёт по плану,тушится,жарится,томится,она начинала петь...Она пела одной рукой помешивая что-нибудь в сковороде или кастрюле,а другой держа возле лица поллитровую банку в качестве микрофона...
    Я ждала торты...Их всегда было два:ореховый и "Наполеон".Вкуснее этих тортов я не ела ни у кого до сих пор...Особенно я любила именно "Наполеон":я даже участвовала некоторым образом в волшебстве его приготовления...А рецепт его был прост:коржи-маца.Бабушка сама её пекла на специально вымытых чугунных плитах печки.Моя почётная обязанность была прокалывать вилкой надувающиеся пузыри на пекущихся коржах.И этот раз не был исключением: из под наших рук вышло 12 коржей!..  Когда к вечеру торты пропитались кремом,бабушка придала им идеальную круглую форму(мы все,кроме неё вечером поедали обрезки с чаем).
                ***               
           С момента,когда отец приносил из магазина три небольших ёлки (на самом деле это были маленькие сосёнки:настоящие  ёлки у нас не продавались в то время...но эти тонкости я узнала позже),заносил их в нашу летнюю кухню, и начинался для меня праздник.Это было дня за четыре до Нового года.На следующий день ёлки заносились домой в ванную комнату,поливались  водой и только после этого укладывались на пол в гостиной  ,где из трёх ёлок отец собирал одну высокую пушистую красавицу под потолок,вставлял её в крестовину,звал меня и бабушку...Папа медленно поворачивал ёлку,а мы смотрели идеально ли она ровная и равномерно ли она пушистая.Затем крестовина прибивалась к полу...  Аромат хвои постепенно наполнял все комнаты...А на столе в комнате уже стояли три ящика с ёлочными игрушками,мишурой,гирляндами,конфетти,серпантином и вырезанными мамой снежинками из кальки.
   А накануне мы ходили с папой на почту за посылкой от моей сочинской бабушки...Это тоже был своего рода ритуал.На почте была очередь.Рядом с дверью почты был вход в сберкассу и  в книжный магазин.Я очень любила заходить туда,когда меня брали с собой взрослые .Вот и этот раз я зашла в магазин и рассматривала там висящие большие репродукции картин.Больше всего мне нравилась красивая тётя с виноградной кистью...Ещё рядом была дверь в аптеку...Там я рассматривала разное мыло в витрине, и упросила отца купить мне необыкновенной красоты мыло "Кармен". Наконец мы получили свою посылку,положили её в сетку и пошли домой.Дома,пока я раздевалась,ставила к печке свои валенки,папа уже открывал её:выдергивал из фанерной крышки гвоздики,а потом поддев ножом снял её.В посылке были мандарины,фундук,немного каштанов...Вечером мы ели жареные каштаны,а запах мандаринов усиливал предчувствие праздника...
                ***               
   За день до праздника.Вечер.Мы с мамой раскладываем на диване ёлочные игрушки(отец на работе во вторую смену):шары разного цвета и величины,сосульки,фигурки зверушек...Самые красивые шары и шести цветов серпантин мама привезла из Ленинграда,когда была там в командировке...Больших шаров было три штуки:жёлтый,оранжевый и зелёный белыми цветами,чуть поменьше были шары сиреневые и синие по две штуки с белыми звёздочками.Как чудно они светились в темноте! Ещё мне очень нравились разноцветные льдинки...
   Мама никому не доверяла украшать ёлку. Отправив меня спать,она почти до утра развешивала игрушки...Отец поздно ночью приходил после смены домой,и тогда они вдвоём вешали гирлянды и серпантин под потолком комнаты .Обязанность отца была одеть верхушку на ёлку.Рано утром следующего дня мы с бабушкой восхищались ёлкой необыкновенной красоты...
                ***               
   Итак,наступил последний день уходящего года...Он так тянулся до вечера...Я смотрела телевизор,гуляла на улице,лепила снеговика,потом мы с дедом сидели в кресле и о чём-то разговаривали,потом я вытащила свои игрушки,но получила небольшой нагоняй за устроенный "гармидер" накануне праздника...И вот наконец мама пришла с работы( я встречала её около двери),немного отдохнула,и мы с ней и с бабушкой начали накрывать праздничный стол.Мне доверено было  передавать блюда подаваемые бабушкой из "ледника" маме.Она их красиво расставляла на столе.Дедушка сидел и слушал какую-то передачу по телевизору.Потом отец пришёл с работы,и мы полным составом сели за праздничный стол...
    Даже сейчас мне не дали засидеться за столом:у ребёнка должен быть режим.Мне дали "отъесть" всего понемножку,поцеловали все по очереди и отправили спать...Уходя я расставила обувь всей семьи под ёлкой.
                ***               
   Я верила в Деда Мороза.Я подозревала,что мама с бабушкой как-то с ним связываются:каждый раз перед Новым Годом они меня спрашивают,что я хотела бы получить под ёлку от Деда Мороза,и я всегда получала то,что очень хотела и даже намного больше...Что его не существует я узнала позже,когда пошла в школу...
   Когда меня укладывали спать,говоря,что Дед Мороз не придёт пока я не усну,я не верила:я знала,что он приходит ровно в 12 часов ночи и честно пыталась не уснуть,но всегда засыпала...Вот  в этот раз я точно не усну...Дед уже задремал в своём кресле (днём мы часто сидели в нём с дедом и беседовали "о природе вещей",он рассказывал мне про Жилина и Костылина или читал мне стихи наизусть,а наночь оно раскладывалось и превращалось в кровать,которую бабушка называла саркофагом).Я осторожно вышла в коридор и затаилась:мне было видно телевизор и угол стола.Минуты через три моё присутствие было обнаружено:отец нёс на кухню чайник.Меня повторно все расцеловали,пожелали спокойной ночи и быть умницей, и уложили спать...
   Вот в прошлом году было по-другому.Мама с папой пошли встречать Новый Год в ресторан.Мы с бабушкой и дедушкой посидели немного за столом перед телевизором и пошли спать.Мы с бабушкой спали на кровати,а дед в своём кресле.В коридоре у нас всегда горел свет:я боялась темноты.Я и в тот раз пыталась не уснуть...Помню как я боролась со сном изо всех сил и вдруг я увидела в коридоре его,Деда Мороза!Я начала будить бабушку.Как только она поняла (не сразу),что у нас в доме Дед Мороз,стала сразу будить и деда:"Иван,Иван!У нас кто-то по дому ходит !" Дед стал её уговаривать:"Ну что ты ,Зинуша!Ну ребёнку приснился Дед Мороз.Это не удивительно:она очень впечатлительная". А мне было очень удивительно:ну что же тут такого,ведь он должен был прийти! Бабушка успокоилась только когда дед встал и проверил все замки на входной двери и ставни на окнах.И под ёлку меня бабушка не пустила, и уснула я  теперь уже крепко до самого утра...
                ***               
   Итак,наступило утро...Бабушка и сегодня встала рано,растопила печки...Я хотела сразу же бежать к ёлке,но она меня остановила:пусть родители ещё поспят.Дед в это время ушёл уже на свою каждодневную прогулку (в любую погоду ходил с палочкой,нащупывая дорогу, несколько километров),и я залезла с ногами в его кресло и конечно заснула.Разбудила меня мама:"Что же ты не идёшь смотреть,что тебе принёс Дед Мороз?" Я ещё не совсем проснувшись сползла с кресла и вприпрыжку(ногу отлежала) поскакала в гостиную...Под ёлкой как я и оставила с вечера стояла обувь:бабушкин валенок,мамин сапог и два ботинка,дедушкин и папин...только теперь с воткнутыми в них подарками в целлофановых пакетах...Свои я ставила оба валенка...подарки были и в них,и около то ,что по-видимому не поместилось внутрь:коробочка,большая коробка,кукла в зелёном платье(я сразу её увидела).Я схватила один валенок в охапку и отнесла на диван,потом прыгнула под ёлку за вторым.Мама и бабушка смотрели на меня улыбаясь.Мама с бабушкой,папа стали разворачивать свои подарки.К этому времени пришёл дедушка.Бабушка вытащила свёрток из его ботинка и подала ему:"Иван,тебе вот Дед Мороз принёс фланелевую рубашку и кашне".Я же в это время  рассматривала свои подарки .Там была игра в большой коробке,новые комнатные тапочки,кофточка,конструктор,прозрачный небольшой шар ( тоже в коробочке),в котором если его перевернуть,а потом ещё раз перевернуть шёл снег и ложился на крышу маленького домика...ещё там была шкатулка,а в шкатулке заколки-цветочки,ещё новые банты,байковое платье и маленькая очень симпатичная плюшевая собачка.Я расцеловала маму  и бабушку ( я догадывалась,что всё-таки они имели какое-то отношение к подаркам от  Деда Мороза).Тут папа говорит:ещё подарок остался на ёлке.Я оставила свои подарки,и мы все начали искать подарок,но никак не могли найти...пока папа не показал:на леске был подвешен помазок для бритья у самого ствола.Это тоже был подарок дедушке:он брился только опасной бритвой...даже это знал Дед Мороз.
   Потом мы за завтраком смеялись,рассматривали свои подарки,я нажимала на торты конечно(вечером меня отправили спать,и я не успела их поесть)...И тут мама говорит:"Ира,смотри,а там ещё твой подарок остался!"Я нырнула под ёлку...и тут я увидела за гирляндой,которая лежала вокруг ёлки ЕЁ...Это была кукла...необыкновенная!Я осторожно взяла её в руки,вытащила из-под ёлки и села на диван не отрывая от неё взгляда...Чёрные волосы,уложенные в причёску, в них белая роза,серьги-кольца свисали из-под волос.Длинное ярко розовое платье закрывало белые туфельки,жемчужные бусы были одеты на  шею и... белая роза на платье...Эта была настоящая Кармен,гораздо красивее,чем на упаковке мыла (ещё веря в Деда Мороза,я уже немного знала,кто такая Кармен)...Когда я оторвалась от куклы на мгновение и посмотрела на своих домочадцев,то я заметила,как бабушка с мамой переглядываются и улыбаются,а папа снимает меня фотоаппаратом.
   Я целый день не расставалась с этой куклой,я даже не капризничая в обед поела всё,что мне клали в тарелку,чтобы без промедления вернуться к ней...И так было не один день.
   В этом году я пошла в школу.Кукла без меня сидела внутри книжной полки,и приходя домой я смотрела на неё,делая уроки я сажала её перед собой на стол...
                ***               
   Эта кукла и сейчас,когда я пишу эти строки,сидит на полке над столом,и я время от времени смотрю на неё(или она на меня смотрит)...Теперь  она не Кармен...Теперь я  её зову -Моё Консервированное Счастье...Она как грампластинка...только грампластинку нужно поставить на проигрыватель,а куклу мне достаточно взять в руки,чтобы услышать родные голоса и очутиться под ёлкой наступившего 1971 года...
   

   
         


Рецензии