4 истории из жизни портного Менаше

История первая

Однажды портной Менаше, прогуливаясь субботним днем по родной Голопуповке, встретил возле синагоги незнакомого еврея.
Менаше подошел к нему, вежливо приподнял свой видавший виды картузик и сказал:
— Доброй субботы, господин еврей. Надеюсь, вы не сочтете меня назойливым, если я позволю себе задать вам один совсем маленький вопрос?
— Сделайте одолжение, — ответил незнакомец.
— Я вижу на вас прекрасно сшитый костюм, — сказал Менаше, — и поскольку, с вашего разрешения, я имею честь быть здешним портным, мне хотелось бы узнать, где вы шили этот костюм.
— Я шил его в Манчестере.
— В Манчестере? Что-то мне не приходилось слышать о таком местечке, — признался Менаше. — А далеко ли этот самый Манчестер от Голопуповки?
Незнакомец усмехнулся и ответил:
— Точно сказать не возьмусь, но думаю, что не меньше тысячи верст.
— Скажите пожалуйста! — воскликнул Менаше. — Вот уж никогда бы не подумал, что в такой глуши — и так прилично шьют!


История вторая

В Голопуповке у Менаше конкурентов не было, поэтому он обшивал в местечке всех — и женщин, и мужчин, и детей. И вот однажды к портному пришла женщина — ей понадобилось сшить платье. Была она настолько толста, что Менаше простоял в глубокой задумчивости целую минуту, соображая, как измерить у клиентки талию. Было ясно, что обычный способ тут не годится: рук не хватит.
И Менаше нашел-таки единственно возможный путь: обойти вокруг клиентки с сантиметром в руке.
Менаше велел женщине прижать один конец сантиметра рукой к ее собственному боку, другой конец взял сам и сказал:
— Держите крепче — я скоро вернусь.


История третья

Однажды в Голопуповку прибыла на постой рота солдат. И вот является к Менаше ротный командир, кидает на стол отрез и говорит:
— Сшей-ка мне, братец, брюки, да пофасонистей!
Менаше снял мерку и принялся за дело. Но у него в это время были и другие заказы, голопуповский портной привык исполнять их в срок, поэтому шитье офицерских брюк несколько затянулось. И когда ротный командир получил свой заказ, он сказал:
— Сшито отлично, это так. Но ведь ты, братец, возился с моими брюками целых две недели. Нет, ты подумай — две недели, хотя, как тебе должно быть известно, сам Г-сподь-Б-г — и тот сотворил мир всего за шесть дней.
— Ах, ваше благородие, ваше благородие, — ответил Менаше. — Если уж на то пошло, посмотрите на этот мир — и посмотрите на эти брУки!


История четвертая

Однажды к Менаше явился незнакомый господин: высокий и грузный еврей в енотовой шубе и такой же папахе. В зубах у него торчала толстая сигара.
— Послушайте, портной, — сказал этот господин, — я специально заехал к вам по дороге в Одессу, потому что один из моих служащих, родом из этой вашей Голопуповки рекомендовал вас, как замечательного мастера. Не знаю, кто вы такой, а моя фамилия Купершмит, я имею торговлю в Петербурге, доходные дома в Москве и Самаре. Что касается Одессы, то там я тоже кое-что имею.
Впрочем, ближе к делу. Так вот, недавно мой родственник прислал из Парижа презент — отрез на костюм. Редкостный материал, можете сами убедиться, если вы, конечно, в этом что-нибудь смыслите. Но ни один портной — ни в Петербурге, ни в Москве — не взялся сшить мне костюм из этого отреза. Они говорят, что здесь не хватит материала. Посмотрите — может быть, вы возьметесь?
Менаше развернул отрез, несколько раз приложил сантиметр, покрутил так и этак, пощелкал пальцами, внимательно глянул на заказчика и сказал:
— А почему бы мне вдруг не взяться? Возьмусь. Позвольте снять мерку.
Когда с этой процедурой было покончено, важный господин Купершмит спросил:
— И сколько же времени вы предполагаете шить?
На что Менаше ответил заезжему богачу встречным вопросом:
— А когда вы имеете быть назад из Одессы? Ах, через неделю? Вот и заезжайте по пути за вашим заказом.
Прошла неделя. Купершмит явился к Менаше. Голопуповский портной вынес ему брюки и велел примерить.
Походив по комнате в новых брюках, заказчик остался ими очень доволен.
Менаше усмехнулся, ушел за ширму и вернулся оттуда с жилеткой.
— Как, и жилетка тоже? — удивился Купершмит. — Из чего же тогда вы шили пиджак, хотел бы я знать?
— Не имейте вашего беспокойства, а имейте ваше терпение, — ответил Менаше своей любимой поговоркой и вынес владельцу движимого и недвижимого имущества идеально отглаженный пиджак.
Купершмит крутился перед зеркалом, цмокал языком и поминутно разводил руками от удивления.
— Это невероятно, — говорил он, — это просто уму непостижимо! И без единой примерки! А в Петербурге и в Москве лучшие портные уверяли меня, что на мою фигуру этого материала не хватит.
На что Менаше ответил ему так:
— Видите ли, господин Купершмит, в Петербурге и в Москве вы, может быть, и фигура, а у нас в Голопуповке — извините, пустое место. Кепочку мерить будете?


Рецензии