К вопросу этногенеза ногайцев

               
К вопросу этногенеза ногайцев. Этнические компоненты ногайцев.
  Содержание   
          
 Введение
 Уйгуры
 Огузы
 Печенеги-Канглы
 Кипчаки
Действительно ли племена монгольского       происхождения ?
Дешт-и-Кипчак
Кочевники восточно-европейских степей в 10-13 вв.
Золотая Орда
  а).Образование Золотой орды
  б).Население степной части Золотой Орды
 Распад Золотой Орды и образование Ногайской Орды
 Заключение
               














ВВЕДЕНИЕ
Проблема этногенеза во все времена имела очень большое значение как для целого этноса в целом, так и для каждого человека в отдельности. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, и для более четкого определения своего места в окружающем мире ему важно знать свои исторические корни.
Сегодня ногайцы расселены в пяти субъектах Российской Федерации и взаимодействуют с многочисленными этническими общностями, где взаимовлияние культур и взаимообогащение является уже явлением повседневным. Определенное сокращение этнических, культурных различий базирующихся на общей российской гражданственности с одной стороны, и принадлежности общей религиозной(исламской) конфессии, с другой стороны, сегодня вызывают вполне естественные воспоминания времен смешения народов в историческом прошлом.
Ногайцы, как и многие другие тюркоязычные народы нашей страны, имеют сложный этногенез. Они сформировались в процессе длительного исторического развития в результате дробления и смешения многих, преимущественно степных тюркоязычных племен, кочевой быт которых, связанный с постоянными территориальными перемещениями, способствовал их межплеменному общению.
История ногайцев неразрывно связана с историей целого ряда племен и народов, о чем недвусмысленно говорят множество источников.
 Наиболее важными источниками являются родовые и родоплеменные названия, которые сохранились у ногайцев и по сегодняшний день. Эти уникальные названия, как источник, проливают довольно яркий свет на прошлое ногайской народности.
У современных ногайцев встречаются в качестве названий ногайских племен или родов  древние этнонимы, представляющие высокий научный интерес по проблеме происхождения ногайцев.
Такие элементы, как уйгур, канглы, кыпчак, ас, бозак, баят, кенегес, орманшы, мангыт, найман, конграт, кирейт  и др. встречающиеся в наше время как названия ногайских родов-тукумов и являющиеся названиями некогда существовавших самостоятельных этнических общностей, сегодня лишь подтверждают неоднородность происхождения ногайской народности.
Известно, что история ногайцев неразрывно связана с историей целого ряда племен и народов, входивших  исторически в прошлом в состав Тюркского каганата, особенно западной его части, Дешт-и-Кыпчака, государства Золотой Орды и других политических образований и территорий.
В этой связи очень важно классифицировать родоплеменные названия ногайцев по их происхождению.
Существующая родоплеменная структура современных ногайцев может быть подвергнута классификации на основе сопоставления сведений о ногайцах и их первоначальных носителях.
По имеющимся историческим источникам древние этнонимы, так или иначе связанные с ногайцами, можно классифицировать по группам: преимущественно тюркские, не тюркского происхождения и так называемого, монгольского происхождения.
В составе современного ногайского народа имеются роды : кипчак, карлук, калач, агач-эри, уйгур, канглы и др., а также род кумук, кабардай, абаза, байрамук(карачаевцев), киргиз, туркмен , которые образуют тюркскую группу.
Названия: югар, маджар, встречающиеся в названиях ногайских тукумов, берут свое начало от финно-угров и составляют не тюркскую группу.
Найман, мангыт, кунграт по свидетельству некоторых историков можно предположить как группу монгольского происхождения и разобрать их правомерность.
Таким образом, родоплеменная структура ногайцев в каждой группе говорит о разнообразии и сравнительно давнем их происхождении.
Главная особенность данной работы заключается в том, что к вопросу происхождения ногайской народности мы подходим с позиции определения этнического компонента по названиям племен и народов, которые в качестве этнонима сохранились у современных ногайцев.
Следовательно,  наша задача,  выяснить, какие племена и народы принимали участие в этногенезе ногайцев.

                УЙГУРЫ

Из предыдущей главы следует, что названия уйгур встречается в родоплеменной структуре ногайцев и наши взоры мы направляем именно к ним.
Уйгуры-один из древних тюркоязычных народов Центральной Азии. Этнические предшественники уйгуров упоминаются в источниках с 4в.н.э. их предки частично входили в гунский племенной союз(3в.до н.э.-3-4вв.н.э.)
Этноним «уйгур» сохранился в орхонских рунических надписях 8в.
В «Родословном древе тюрков» Абуль-Гази и «Сборнике летописей» Рашид-ад-дина, оба автора утверждают, что название «уйгур» является тюркским и смысл его переводят как «соединяться и помогать», что, возможно, предполагает вроде военного союза  для выполнения общих целей. На ногайском языке( а ногайский язык, как известно, относится к тюркской группе) словосочетание «уйгур» или «уй-кур» «уй»-дом, семья, «кур»-создай, сотвори, построй, подтверждает справедливость утверждений наших авторов.
Согласно «Джами-ат-таварих», общим предком тюркских племен считается Булджа(Абулджа)-хан. Если следовать логике Рашид-ад дина:-«…Огуз, сын Кара-хана, сына Диб-Бакуя, сына Абулджа-хана-Яфеса, сына Ноя-бился и сражался с дядьями, братьями и племянниками, и некоторые из них помогли ему, а других он победил и завоевал их владения, … и группе родственников, которая была в тесном согласии с ним, он дал имя УЙГУР».
Акцентирование родственных связей , скорее всего , подразумевает общность языка и культуры, означающую их принадлежность одной народности или родственной. «Так некоторые из тех племен, каждое по особой причине, получили другое имя; КАРЛУК, КАЛАЧ, КИПЧАК, а вот название УЙГУРЫ, утвердилось за остальными».
Вследствие продолжительности времени, обстоятельства ответвления племен и их колен не стали известны исторической науке настолько, чтобы происхождение каждого можно было бы точно назвать во всех подробностях. Однако имеющиеся сведения, не вступая в целом в противоречие, составляют объект и содержание отрасли тюрков.
Абуль –Гази сообщает нам, что жившие на десяти реках назывались «Ун-уйгур», жившие на девяти реках-«Тукуз-уйгур». Употребление самих числительных в названии на тюркском(ун-десять, токуз-девять) намекает на тюркоязычность уйгуров.
Тюркское происхождение уйгуров остается вне всякого сомнения.

                ОГУЗЫ

Имеющиеся в нашем распоряжении сведения о родоплеменной структуре современных ногайцев, не позволяет нам огузов категорично выделять и рассматривать как отдельный ногайский этноним. Мы также не можем с полной уверенностью утверждать о существовании когда-либо у ногайцев рода или племени с таким названием. Между тем интерес  к огузам не случаен. Слово «огуз» встречается в названии аула в Кизлярском районе «Огузер»-«земля огузов».
Время и обстоятельства возникновения такого названия данного населенного пункта точно не известно. Однако достоверно известно, что Огузер заселен ногайцами издавна. Есть версия, что название существовало задолго до образования населенного пункта и закрепилось за ним уже после оседания на данной территории предков жителей этого аула-ногайцев.
Вероятнее всего. что название распространялось изначально на определенную территорию и возможно охватывало территорию обитания какого-либо рода или племени. Вполне может быть, что оно означало общее название какого-то объединения племен или родов, обитающих на данной территории. Возможно, именно по этой причине не закрепилось за отдельным родом.
«Огузер» находит свое по смыслу объяснение как «земля огузов», территория расселения огузами.
Топоним «Огузер», его настоящее содержание и наличие у ногайцев может иметь свое объяснение. Мы склонны утверждать, что существование ногайского аула с таким названием отнюдь не случайность.
В свое время, академик В.В. Бартольд, ссылаясь на греческие источники, отмечал, что тюркские ханы, кроме «турецкого народа» называли своим собственным народом- народ огузов. Огузы видимо говорили на тюркском языке. Иначе тюркские ханы вряд ли стали бы называть «своим собственным» чуждый им народ.
В летописях сведения : «после 740г. уйгуры разрушили государство турок-огузов…» не оставляет сомнения в тюркоязычности огузов.
Встречается название «токуз-огуз», видимо по аналогии с токуз-уйгурами, которые, как мы убедились, являются тюркоязычными.
 Мы должны оговориться, что ногайцы тюркоязычный народ и все тюркоязычные народы в той или иной мере имеют к ним отношение.
В данном случае огузы нас интересуют в контексте сведений о топониме «огузер».
У Рашид-ад-дина мы встречаем заглавное название : «Об Огузе и 24 племенах, происходящих от его потомков». Естественно , нам не следует особо увлекаться перечнем всех двадцати четырех племен огузского союза.
Для нас в высшей степени интересны те из них, названия которых встречаются среди родовых названий ногайцев.
У последних можно встретить этноним «бозак», который скорее всего имеет отношение к огузскому союзу.  У Рашид-ад-дина мы видим «племена бозук…», которое отличается от ногайского «бозак» лишь последним слогом.
Хорошо известно, что тюркский язык, как и многие языки народов мира, в течении веков претерпевал множество вариантов изменений. Поэтому одним из вариантов вполне может быть разница между «бозак» и «бозук». Если согласиться с таким предположением, то вывод напрашивается сам собой, а именно: ногайский род бозак получил свое название от огузского племени бозук.
В том, что такое предположение может быть оправданным можно не сомневаться.
Напрмимер, название огузского племени «баят»(по Рашид-ад-дину) и ногайский этноним «байата» очень близки между собой не только по произношению. На ногайском языке словосочетание байата означает богатый отец(бай-богатый, ата-отец). Огузское «баят». Если написать в соответствии с правилами грамматики тюркских языков( звук «я» в тюркоязычном варианте-«йа»), то мы получим-«бай-ат»-словообразование, означающее «богатый конь». Если допустить исправление в какую-либо из сторон, то можно получить идентичные названия, которые наталкивают нас на определенные рассуждения в пользу огузского происхождения обоих этнонимов.
Во всяком случае, наличие у ногайцев топонима Огузер, этнонимов бозак, бузак, байата, байат, схожих не только по произношению, как у ногайцев, так и у огузских племен,  наталкивает исследователя на огузский след в этногенезе ногайцев.
Такое направление мысли возможно приведет историков-исследователей к вопросу изучения огузских элементов в родоплеменной структуре ногайцев. И возможно, в будущем нам удастся понять, что означает утверждение Гумилева о том,что ногайцы имеют огузское происхождение.
Роль огузов в этногенезе ногайцев нам предстоит еще выяснить и это будет предмет отдельного серьезного исследования.

                ПЕЧЕНЕГИ-КАНГЛЫ

Печенеги были авнгардом мощного движения тюркоязычных народов, хлынувших в нач.9в. в восточноевропейские степи. Это было одно из крупных племен сильного племенного союза, известного в среднеазиатских степях под именем союза КАНГЛОВ. В том, что канглы представляли собой союз племен можно убедиться на основании имеющихся источников.
Баскаков Н.А. ногайский род канглы делит на четыре категории: канглы-1, канглы –2, канглы-3, канглы-4. Судя по всему, канглы разделялись на несколько подразделений внутри одного союза. Об этом совершенно четко говорят существующие у ногайцев эмблематические знаки(тамги) родов или фамилий, почти в полном соответствии с ними находятся описания эмблематических знаков ногайских фамилий, составленных Семеновым Н.(русским офицером).
Он отчетливо различает роды канглов по знакам(тамгам) и названиям: «канглы», «ыргаклы-канглы», «канглы-ай».
Семенов перечисляет названия, которые ему известны. Возможно четвертое название  ему не известно.
Четыре ветвей канглов, берущих свое начало со времен средних веков, Баскаков Н.А. находит у ногайцев, которые сохранили четыре разновидностей родов канглов.
Если  племенной союз канглов представлял в древности различие по этническому составу , то в родоплеменной структуре современных ногайцев эти особенности сохранились только в названиях.
Пестрота печенежского союза объяснялось захватом последними заволжских земель, принадлежащих ранее сарматским племенам. В печенежский союз вошли печенеги-канглы и покоренные ими сарматские племена и отчасти лесные финно-угорские племена.
В частности, происхождение названий ногайского рода югар и племени маджар, ногайский исследователь Ашим Сикалиев относит к финно-угорским племенам.
О наличии лесных или полулесных племенах в составе союза канглов можно судить по названию ногайского рода орманшы. Орманшы с ногайского языка переводится как «лесник»или «лесной». Речь несомненно идет об обитателях лесов.
Именно об этих племенах, скорее всего говорит и Абуль-Гази, когда пишет, что поколение урман-кат, жилища которых находятся в больших лесах, свое название получили от места обитания.
Что касается этнонима орманшы, то его место в родоплеменной структуре ногайцев Баскаков говорит совершенно определенно.
Род орманшы у современных ногайцев представляет собой более мелкое родовое подразделение и входит в состав рода канглы.
Таким образом связь названий канглы современных ногайцев с древней народностью канглы и ее племеным союзом очевидна.

                КИПЧАКИ

Одним из древнейших племен, сыгравших важную роль в этническом формировании ногайского народа, были кипчаки.
Этноним «кыпчак» является широко распространенным у современных ногайцев. По числу семей, носящих это название, этноним кыпчак считается самым многочисленным.
В родоплеменной структуре ногайцев Баскаков Н.А. называет то «купшак», то «кыпшак».
Семенов Н. Различает у ногайцев кыпчак и «ветвь его курма-кыпчак». В ногайском языке «курама» означает «образование», «объединение», «союз». Под курама-кыпчак видимо имелось ввиду некоторое кыпчакских мелких родов в более крупное подраздление. Возможно, они представляли остаток племенного объединения, возникшего ранее не по кровно-родственным признакам.
В ногайском эпосе мы встречаемся с другой ветвью кипчаков. Создатели ногайского эпоса о народном герое Копланлы, относят его к племени кара-кыпшак.
У современных ногайцев имеется большое количество разновидностей «кыпчаков».
«Из всемирной истории мы знаем, что название кыпчак принадлежало народам, кочевавшим в оренбургских и астраханских степях еще до прихода туда монголов, что эти народы были выходцы из Азии».
Абуль-Гази сообщает, что «кипчаки жили между реками Доном, Волгою и Яиком(Уралом).
До прихода на эти земли, кипчаки имели уже большую историю. Это было одно из крупнейших племен, а позднее и союзов племен.
В 8-9вв.кимаки и кипчаки жили еще за уральским хребтом, о чем писал Гардизи, пользовавшийся источниками 8и 9вв.
«Западной ветвью кимаков были кипчаки-пишет академик Бартольд В.,-соседи печенегов, впоследствии отделившиеся и образовавшие особый народ». Далее он обращается к мнению Махмуда Кашгарского, который называет «чистыми турками(тюрками) киргизов, кипчаков, огузов».
Большое количество письменных и археологических памятников, дошедших до нас о кипчаках, говорит о том, что народ этот отличался многочисленностью и силой.
Нет сомнения в том, что все родовые названия с термином «кыпчак» берут свое происхождение именно от этого народа. То, что данный термин встречается в сочетании с другими словами, объясняет принадлежность одному народу-кипчакам и различие родового происхождения.
В настоящее время народности кипчак не существует. А слово кипчак теперь существует только как название отдельных родов.
Можно смело утверждать, что в этногенезе ногайцев кипчаки играли решающую роль.


      ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПЛЕМЕНА МОНГОЛЬСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ?

Выше мы обещали поговорить и о тех племенных названиях, которые якобы, своим  корнями уходят к монгольскому народу.
Следуя квалификации Рашид-ад-дина мы выделили мангытов, найманов, конгратов и курейтов, которые, будто бы имеют монгольское происхождение.
Сравнительный анализ родоплеменного состава современных ногайцев, данные средневековых очевидцев пока не дают другие названия, которых можно было бы отнести к той группе классификации, которую мы назвали по происхождению монгольской.
Надо сказать, что в исторических источниках эти имена также  не предстают  монгольскими. Все они фигурируют в качестве  тюркских племен. Мало того, ученые, которые упорно пытаются найти монгольский след, тем не менее, не располагают неоспоримыми фактами в пользу монгольской версии.
 Названия найман, например, академик Бартольд В. склонен отнести к монгольским, основываясь исключительно на догадках. Он пишет: «по историческим аналогиям, кажется гораздо правдоподобнее видеть в названии этого народа монгольское числительное «найман»-восемь. Как видим, это всего лишь допущение, но не факт.
Рашид-ад-дин, называя племена тюркскими, делает попытки, чтобы определить их происхождение. Свои размышления он начинает словами: «упоминание о тюркских племенах, прозванием которых в давнее время было –«монголы». У него мы наблюдаем попытки причислить тюркские племена к монгольским, которые будто бы в прошлом можно было назвать монгольскими. Но при этом никаких доказательств.
В числе таковых, он первым упоминает найманов. Это были кочевые племена, а некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые в равнинах. Автор перечисляет места обитания найманов: «Большой Алтай, Каракорум, горы Элуй_Сираси кок-Ирдыш(синий Иртыш). Все эти местности исторически всегда считались местом обитания  тюркских народов. Что касается Каракорума, которого принято считать главным городом монгольских правителей, тоже не может звучать убедительно. Исторической науке до сих пор не известно, где на само деле находился сей таинственный город.
 Абуль-Гази  пишет: «их жилища находятся в той части Монголии, которая зовется Каракорум», но конкретное место не указывается.
Наряду с найманами среди народов монгольского происхождения называется племя кераит.
Это древний народ и стоял он, по свидетельству источников, под управлением своих собственных государей, при которых не было народа сильнее кераитов. Их владения близки к найманским, поэтому они с найманами непрестанно «то дрались, то мирились». По утверждению Рашид-ад-дина. Их обиталище-земля монголов. Кераиты много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов.
Как мы видим, главными аргументами в пользу монгольского происхождения приводятся обитание на  земле, соседствующей с найманами. А, если опровергнуть монгольское происхождение найман, то вся версия рассыпается как мыльный пузырь.
Несмотря на то, что во всех источниках, эти названия, да и сами племена перечисляются как тюркские, что считается общепризнанным, поиск аргументов в пользу монгольского происхождения не прекращаются.
Оспаривая  мнение о тюркском происхождении кераитов и найманов, академик Бартольд В. размышляет:-«возможно оно основывается главным образом на их тюркских именах и титулах». Весьма упорно это явление он объясняет культурным влиянием уйгуров, которому христианские кераиты и найманы, якобы, подвергались в большей степени, чем остальные народы.
Из исторических документов мы знаем, что рядом с найманами жили тюркские племена канглов. А взаимовлияния они не могли избежать. Однако такое соседство не используется в пользу тюркского происхождения упомянутых племен.
Также не секрет, что кипчаки, жившие в 8в. в верховьях Енисея, о чем свидетельствуют надписи на каменных статуях, уже тогда имели сношения с найманами.
Нужно сказать, что тюркские народности: уйгуры, канглы и кипчаки были соседями с найманами и кераитами, что больше говорит об их близости и схожести культуры, чем их различиях.
Также настойчиво предпринимаются попытки назвать  монгольскими племена мангыт и конграт.
Мы знаем, что у ногайцев имеются родовые названия мангыт и конграт. Настолько безосновательными, насколько надуманными аргументами в пользу монгольского происхождения можно назвать утверждение Рашид-ад-дина: «когда Чингиз-хан совершенно покорил племя тайджиут, а племена урут и мангут смирились перед ним». Следуя подобной логике можно и китайцев назвать монголами.
Оспаривая мнение о монгольском происхождении кунгратов,  Бартольд В. заявляет, что вероятно часть четырех тысяч , данных Джучию отцом, состояла из кунгратов, т.е. монголов. Как мы видим, это очередное достаточно слабое допущение.
Следовательно, в упомянутых источниках нет никаких фактов, которые позволили бы нам со всей очевидностью причислять племена найман, кереитов, конграт и мангытов к монгольской группе.

                ДЕШТ-И-КИПЧАК

В исторической литературе кипчакская степь встречается под названиями «Половецкая земля» и «Дешт-и-Кипчак».
В русской летописи термин «половцы» впервые упоминается под 1054г., причем делается указание, что «половцы» есть «переделка слова «кыпчак».
«Дешт-и-Кипчак» впервые встречается у персидского автора Насира Хосрова в 11в.
огромная территория, занятая половцами или кипчаками от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная, называлась в 11-15вв. Дешт-и-кипчак или половецкая земля.
Эта территория в течение длительного исторического времени была местом обитания различных кочевых народов.
Однако, кипчакской она стала называться после того, когда кипчаки, или половцы, придя с берегов Иртыша, с 1030г. стали соседями Хорезма и заняли территории современного Казахстана и юга Европейской части России. Появившись в южнорусских степях в середине 11в., кипчаки на протяжении почти 200лет, оставались их абсолютными хозяевами.
Среди историков не вызывает сомнения, что половцы или кипчаки были прямыми потомками кипчаков, входивших в 9-нач.11в., в Кипчакский каганат. С того времени, когда они подошли к юго-восточным границам русских княжеств, начинается сложная, насыщенная различными событиями история взаимоотношений двух народов.
В этой связи следует обратить внимание на следующие моменты. Прежде всего, это касается взаимоотношений половцев с кочевниками в южнорусских степях, обитавшими там до появления кипчаков.
Другим важным моментом мы считаем то, что печенеги, торки и половцы были тесно связаны родственными узами с кочевниками Заволжья, Средней Азии и Сибири. Однако политическая их история развивалась исключительно в зависимости от западных соседей. Это определяло их дальнейшую судьбу и  в немалой степени влияло на этногенетический процесс, который происходил внутри кочевников.
Фактически со времени их появления на этой территории, начинается обособление южнорусских кочевников в отдельную языковую группу, что позволяет нам выделить и рассматривать их в отрыве от основного азиатского кочевого массива.
Нас больше всего интересуют те кочевые народности, которые пребывали в днепровских и донских  степях, и главным образом слились с кипчаками.
Такая постановка вопроса нам кажетя правомерной. Известно, что тюркоязычные кочевники раннего и позднего средневековья, заселявшие восточноевропейские степи, играли огромную роль в этногенезе различных народов.
Однако, принимать участие в этногенезе ногайской народности они могли, только влившись в состав половцев.
Во-первых, потому, что половцы были последними из тюркоязычных народностей, которые обитали в южнорусских степях и были там абсолютными хозяевами до образования Золотой Орды.
Во-вторых, они отличались многочисленностью и силой.
В-третьих, половцы или кипчаки были генетически самыми близкими к современным ногайцам.
Об этом, наряду с наличием в их родоплеменной структуре этнонима «кыпчак», свидетельствуют и данные ногайского языка, который относится к кипчакской группе тюркских языков.

     КОЧЕВНИКИ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХ СТЕПЕЙ В 10-13вв.
Кочевые народы, обитавшие в восточноевропейских степях в первые три столетия  тысячелетия н.э. были родственными народами
«Аще либо си суть от пустыни Етривския межи въстоком и севером, шцъло жь есть их колен 4: торкмени и печенези, торци, половце».
Русский летописец этими словами как нельзя лучше подчеркивает родство трех основных тюркоязычных народов-печенегов, торков и половцев, обитавших в южнорусских степях в 9-13вв.
О родстве и тесных связях между ними неоднократно писали также арабские и византийские ученые.
Археологические исследования советского периода свидетельствуют, что вещевой материал у всех трех народов почти однороден.
Если следовать исторической хронологии, то первыми в рассматриваемый период нужно называть печенегов.
К 915г. печенеги впервые подошли, по сведениям русского летописца к границам Руси. Это было одно из крупных племенных союзов, известного в среднеазиатских степях под именем союза канглов.
Константин Багрянородный, описывая племенной состав печенежского союза в 10в. отмечал, что печенеги делились на восемь округов, три из которых, именуемые «кангар»(канглы), считались знатнейшими . Остальные пять округов были, по-видимому, сильно сарматизированы, т.к. кроме тюркских племен, в состав союза вошли покоренные племена сарматской, угро-финской групп. 
Более ста лет господствовали печенеги в приднепровских степях. Кочевали они между Аральским морем и Волгой, вели борьбу с огузами, кипчаками и хазарами. В конце 9в. печенеги перешли Волгу и , вытеснив кочевавших между Доном и Днепром мадьяр(угорв), заняли Северное Причерноморье до Дуная.
Печенеги были вытеснены огузами.
В нач.7в. в составе Тюркского каганата возник племенной союз «Токуз-огуз». Главенствующее положение в союзе занимали уйгуры.
Огузы  занимали земли по Сыр-Дарье и вокруг Аральского моря. До конца 9в. огузские владения не переходили через р.Урал. В конце 9в. огузы, разбив печенегов, захватили Заволжье. Состав гузского союза не был однородным, в него входили племена и народности различного происхождения. Одной из крупных частей его было племя печенегов, влившееся в союз после захвата гузами Заволжья.
Вот что писал об этом К. Багрянородный: «в то время, когда печенеги были изгнаны из своей земли, некоторые из них по собственному желанию и решению остались там, поселились вместе с так называемыми гузами и доселе остаются среди них».  В число гузов, продвигавшихся на запад по южнорусским степям, входили, вероятно, большие отряды этих печенегов, поскольку они были самым северо-западным племенем, находившимся в составе гузского союза.
В конце 9-сер.10в. сложился союз огузов и в Приаралье и Прикаспии. В 10 в. низовьях Сыр-Дарьи создается государство огузов.
В середине 11в. это государство было разгромлено пришедшими с востока кипчаками. Часть огузских племен ушла на запад, в южнорусские степи.
Оставшиеся часть печенегов и огузов между Волгой и Уралом постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кипчаками, воспринимая их язык.
Таким образом, после того как гузо-печенежские северные объединенные отряды двинулись в начале 11в. за Волгу в южнорусские степи, кипчаки смогли занять Заволжье.
В 1055г. они впервые напали на Русь. Это явилось началом так называемого южнорусского периода в истории половецкого народа.
Половецкая земля(Дешт-и-Кипчак) делилась в 12 в. на Белую и Черную Куманию. Роды объединялись в более крупные образования. Из источников, очевидно, что общественный строй печенегов, половцев в период их пребывания в южнорусских степях претерпел значительные изменения, в результате которых в конце 12в. половецкий племенной союз превратился в государственное образование, хоть и не прочное.
К началу 12 в. половецкое общество становится феодальным.
В середине12 в. в половецкое общество проникли феодальные порядки, а в 70-е годы началось интенсивное укрепление центральной власти, которое было прервано монгольским завоеванием.
Превращение половецкого племенного союза в государственное образование не могло не сопровождаться и этническим объединением.
Несомненно, в половецком обществе шел процесс ассимиляции покоренных народностей с кипчаками. Наверняка процесс ассимиляции к моменту окончательного образования Золотой орды был уже завершен. Вероятно, этому способствовало и то, что большинство из них были родственными с кипчаками и в этническом отношении  и по образу жизни.
Следовательно, говоря о населении половецкой земли мы можем говорить только о кипчаках-половцах, которые представляли собой единую этническую общность- кипчакскую народность.
Кочевые племена в каждый данный период жили и действовали на какой-то общей территории, которая со временем становилась постоянной. Она состояла из места поселения и значительной области для охоты и рыбной ловли. Покушение на целостность этой территории рассматривалось как враждебный акт. Общность территории с возникновением народности перестает быть показателем единокровности происхождения населяющих его людей. Повсюду перемешаны роды и племена, у которых уже  в течение долговременной совместной жизни и деятельности на одной территории вырабатываются новые  общие этнические особенности.

            ЗОЛОТАЯ ОРДА
               
                а). Образование Золотой Орды

В исторической научной литературе предшествовавших времен процесс образования Золотой Орды достаточно детально расписан как монгольское завовевание, в результате котрого, якобы возникла Золотая Орда.
В настоящей работе в нашу задачу не входит анализ и, тем более, полемика с некоторыми новыми подходами к истории Золотой Орды. Мы касаемся общей тенденции развития золотоордынской истории настолько, насколько она приемлема для рассмотрения с позиции этногенеза.
Мы попытаемся  определить, в какой степени пришлые «монголы» могли изменить этнический состав населения половецкой степи. В этнологическом аспекте попробуем осмыслить последствия «монгольского» нашествия на судьбах кипчаков.
В самом начале 13в. новые орды кочевников обрушились на оседлые цивилизованные страны и прошли как смерч, сметая все на своем пути. Это событие наложило отпечаток на всю историю Старого света.
Движение зародилось в Ценртальной Азии, в степях, якобы, Монголии.
Создание раннефеодального государства Чингис-хана с его жесткой военной организацией, построенной на улусном принципе перераспределения пастбищ и кочевых уделов, при котором улус оказался чем-то вроде кочевого надела, выделяемого на условиях военной службы представителям династии Чингизидов и его окружению-нукерам, найонам и огланам, обеспечило возможность широких завоевательных походов.
В 1223г. произошла битва на Калке, в которой объединенные войска русских князей и половцев были разбиты.
Через несколько лет, в 1229г., «монгольские» отряды появились на р. Яик(Урал).
Движение Джебе и Субэдэ, как известно, закончившееся большой неудачей при стокновении с булгарами в Повожье, только отсрочило завоевание монголами юго-восточной Европы.
В 1232г. «монгольские» войска опять появились на восточной границе государства волжских(предков современных татар). Их попытки завоевать в тот год Болгарию окончились неудачей. Только по прошествии трех лет, после нового общего решения чингизидов на курултае, в Европу были отправлены большие силы, которые в 1236г. разгромили Болгарское государство.
В 1237г. Армия Бату появилась на границах Руси.
Старшему сыну Джучи в качестве улуса и юрта были назначены земли, наиболее отдаленные на  запад. Основным ядром этих земель был Дешт-и-Кипчак. Однако при жизни Джучи весь Дешт-и-Кипчак являлся только номинальным его владением, ибо его большую часть предстояло еще завоевать.
В 1238г.  войска во главе с Бату продолжали осаждать русские города.
Одновременно с действиями Бату в русских землях его двоюродный брат Менгу усмирил половцев, группа которых под водительством хана Бачмана засела в низовьях Волги.
Западная группа половцев откочевала в Венгрию.
В середине 13 в. образовалось одно из государств-улус Джучи. Оно включало в себя степные пространства Восточной Европы до Дуная, а также большую часть степной Западной Сибири и Казахстана. Эти области назывались Дешт-и-Кипчак.
Кроме того, в состав улуса Джучи вошел ряд оседлых областей с центрами ремесел и культуры: Северный Кавказ, Крым, Молдавия, Волжская Болгария, мордовские земли, левобережный Хорезм. Все эти области составили правое крыло улуса(позднее Ак-Орда), где правили потомки хана Бату-завоевателя Восточной Европы
Низовья Сыр-Дарьи вошли во владения другого сына Джучи и составили левое крыло улуса Джучи (Кок-Орда-Синяя Орда).
Позднее государство-улус Джучи стало называться Золотой Ордой.
Монгольское завоевание вызвало перераспределение кочевого населения в Дешт-и-Кипчак.
Так, например, массы Черных Клобуков(каракалпаки) переселились из районов Роси на Волгу. Значительно увеличилось кочевническое население степного Нижнего Поволжья в связи с переносом сюда основных центров Золотой Орды. 
Но, вместе с тем, ряд локальных признаков в половецкой степи, сложившихся до  завоевания Бату, сохраняется и развивается в 13-14 вв. Возникшее в так называемы, «домонгольский» период основное этническое членение восточноевропейской и западных  и восточных кипчаков и гузов в Приаралье повторилось в основном членении улуса Джуча на улус Бату.

б). Население степной части Золотой Орды.
Долгое время в исторической литературе существовало искаженное представление об этническом составе юго-востока Европы, особенно его Дешт-и-Кипчак.
Многие думали, что с Бату в Дешт-Кипчак пришло огромное количество монголов и что монгольский элемент в составе кочевого населения явно преобладал.
Историки отмечают, что в улус Джучи ушло немалое количество монголов с семьями и своим скотом. Однако, и большинство ученых единодушны в том, что это передвижение, связанное с завоеванием не может рассматриваться как переселение.
Изучение источников, археологические исследования отчетливо свидетельствуют о том, что основным населением Золотой Орды и главным образом ее степной части оставались прежние кипчакские племена.
Исследовано большое количество курганов в степях, относящихся к 13-началу 15в.
О выводах этих археологических исследований высоко ценные сообщения делает Федоров-Давыдов Г.А. : «установлено, что обряды и наборы вещей, характерные для половцев 12-нач. 13в., существовали и в золотоордынский период. Пришлые монголы оставили некоторые погребения и группы курганов,но не внесли существенных изменений этнический состав населения степей».
Естественно, что в таком случае не могло быть и речи о монголизации завоеванных стран, в данном случае Дешт-и-Кипчак.
Мы знаем, что основным занятием кочевников-кипчаков было скотоводство, и едва ли многим отличались их порядки от тех, что принесли войска Бату. Накануне нападения войск империи Чингис-хана в половецком обществе шел процесс складывания феодальных отношений.
Все это, разумеется, способствовало относительно быстрому поглощению кипчакским обществом немногочисленных чуждых элементов, если они и были. Насколько сильно были старые тюркские элементы на юго-востоке Европы, насколько кыпчаки оставались главной массой кочевников Дешт-и- Кипчак, видно из следующих слов ал-Омари : «в древности это государство (Золотая Орда) было страной кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними  и оставались жить  в земле их (кипчаков)». 
Первоначально  аристократия завовевателей вела кочевой образ жизни, заменив в половецкой степи вытесненную аристократию. В самой степи, где кипчаки явно преобладали, завоеватели представляли собой только привилегированную небольшую часть в лице нескольких десятков тысяч  войска Бату и сопровождавших их семей.
Более убедительно об этом говорит Бартольд: «оживлением кочевых традиций под влиянием монгольских военных успехов, воспользовались не сами монголы, а турки, с которыми постепенно сливались немногочисленные монгольские элементы, переселившиеся в западную часть Средней Азии».
Насколько этот процесс отуречения был быстр и значителен, видно из того факта, что уже в 14 в. в улусе Джучи сложился литературный язык не монгольский, а тюркский, причем с признаками кыпчакских и огузских элементов, имевшихся в низовьях Сырдарьи.
На монгольском языке в Дешт-и-Кыпчаке в 15в., получается, никто  не говорил. Более того, даже официальные грамоты ханов, известные золотоордынские ханские ярлыки писаны или на среднеазиатском языке 14в.(ярлык Тохтамыш-хана 1382г.), или на местном кыпчацком языке(ярлык Тохтамыш-хана 1393г.).
В ряде арабских источников указывается, что в 1283г. в Египет, к египетскому султану пришли послы(кыпчацкие факихы) с посланием от золотоордынского хана Тудаменгу, писанном на кипчакском языке и с переводом на арабский язык.
Отсюда напрашивается вполне логичный вывод о том, что этнические группировки с, якобы, монгольскими названиями(мангыт, найман, конграт, киреит), с которыми мы встречаемся после распада Золотой Орды, тем более несправедливо считать монгольскими. Эти племена являлись носителями исключительно кипчакской культуры.
Если монгольские элементы ассимилировались в среде кипчаков и не внесли существенных изменений в этнический состав населения степной части Дешт-и-Кипчака, то можно смело утверждать, что основным населением Золотой Орды, преимущественно ее степной части, оставались прежние кипчакские (половецкие) племена и в золотоордынский период.

       РАСПАД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ОБРАЗОВАНИЕ НОГАЙСКОЙ ОРДЫ

Ногайская орда формировавшаяся еще в начале 15в. в первой половине16 в., была самым большим среди кочевых государств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды. До самого распада Ногайской Орды, т.е. к середине 16в., ногайцы занимали сравнительно большую территорию: от Волги до Иртыша и от брегов Каспийского и Аральского морей до лесной полосы на севере. Ногайская орда представляла объединение кочевых тюркоязычных племен в западной части золотой орды. Ее обособление как самостоятельного союза племен и государственного образования происходит в нач. 15в. в период распада Золотой Орды.
Мы уже убедились, что значительную часть населения Золотой орды составляли кипчаки. Они вошли и в состав Ногайской Орды. Наименование «кипчак» сохранилось в названиях многих ногайских родов, о чем мы уже писали.
Судя по данным эпоса Эдигея, в формировании ногайской народности приняли участие племена: кенегес, канглы, аргын, сырын, кипчак, мангыт, уйсун.
В 16 в. в составе Ногайской Орды были известны такие племена: мангиты, найманы, кунграты,  кипчаки, кияты, тангучаны, колгины, гублаки, канлыки, асы, байгуры и многие другие.
Судя по родовым знакам-тамгам, высеченным на надгробных камнях ногайских кладбищ аулов Эркин_Халки Канглы, на территории Карачаеов-Черкесии и в Пятигорье жили также найманы, киреитовцы, ураковцы, санглыбаевцы, карасовцы, карамурзинцы и др.
Эти названные и другие многочисленные племена входили в состав Ногайской орды и кочевали на огромных пространствах от р. Яика до р. Днестра.
Сами ногайцы долгое время (до второй половины 15в.) называли свою орду «Мангитским юртом». Примечательно, что ногайцы называя юрт «мангытским» себя мангытами не называли. Наименование «мангыт» осталось за одним  из подразделений, входящим в состав Ногайской Орды. Следовательно, не все население Ногайской Орды называлось мангытами.
Утверждать, что мангыты преобладали в составе Ногайской Орды, на наш взгляд нет никаких оснований. То обстоятельство, что в настоящее время этноним мангыт у современных ногайцев практически не встречается, как раз говорит о немногочисленности в Ногайской Орде мангытов.
В свое время для некоторых исследователей ногайской истории, название Мангытский юрт» видимо и явилось основанием для выдвижения версии мангытского происхождения ногайцев.
Очевидно выдающуюся роль в формировании Ногайской Орды сыграли ханы мангытского происхождения. Они играли роль политического объединения кочевых племен вокруг мангытского племени и сосредоточили в своих руках политическое господство. Это видимо  обеспечивало господствующее положение всему мангытскому племени.
Об этом говорит турецкий историк джаннаби. Главой поколения ногайцев, по его мнению был Едигей(Эдиге), один из полководцев золотоордынского хана Тохтамыша . в течение 1392-96гг. в период борьбы Тимура и Тохтамыша и после поражения последнего, из Золотой орды выделился мангытский юрт во главе с Эдиге.  По данным исторических свидетельств Эдиге в соем распоряжении  имел более двухсот тысяч всадников. Возможно, костяк гвардейцев Эдиге мог иметь название мангыт. Сам Эдиге мог не принадлежать по своей родословной этому роду. Но об этом мы пишем в другой работе.
Известные в настоящее время письменные источники дают возможность убедиться, что отдельные районы Северного Кавказа, в частности Пятигорье, входили в области кочевания ногайцев уже в 15в. В 16-17 вв. часть равнинных территорий Северного Кавказа, некоторые районы Приазовья, Причерноморья, Прикаспия, горные области по Кубани, Зеленчукам, Баксану, Тереку становились местами не только кочевания, но и оседания групп ногайского народа.
Другая часть Ногая-Большая Ногайская Орда в конце 16-нач17в. кочевала преимущественно в Нижнем Поволжья и по р. Яику.
К 18в. ногайцы составили несколько политически и территориально обособившихся групп, не различавшихся этнически и включавших в основном одним и те же племенные подразделения.
Во второй половине 18в. в ногайские кочевья занимали всю северокавказскую равнину от Азовского до Каспийского морей. По свидетельству Гиндежитедта, «страну от впадения Меотийское болото(Азовское море) и до Терека занимают ногайцы».
В конце 18в. северокавказские ногайцы разделялись по местам своего обитания на три большие группы:
1). Прикапийские (караногайцы), кочевавшие в основном в дагестанских степях;
2). Бештаугорские, которые по словам Броневского- «частью кочуют, частью живут домами около бештавских гор по рекам Танлык, Джегате, Барсуклы, по Малому и Большому Яикулю, Калаузе и Карамыке».
3). Прикубанские, которые кочевали от Кабарды до Керченского пролива.
В настоящее время, можно сказать, приблизительно такое деление и сохранилось.


                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сделанный нами анализ этнических компонентов ногайской народности не является  полным.  В настоящей работе нам не представляется возможным изучить все без исключения родовые названия ногайцев. Многие из них еще нуждаются в дальнейшем исследовании.
Вместе с тем, подобное исследование по имеющимся материалам, нам кажется достаточным в рамках настоящей работы заключить некоторые определенные выводы.
Мы убедились, что родоплеменной состав ногайцев свидетельствует о включении в состав одной (ногайской) народности компонентов различных этнических общностей.
Наша классификация выдержала те параметры, на основе которых можно однозначно утверждать, что в этногенезе ногайской народности в качестве составных компонентов участвовали преимущественно кипчакские и огузские племена, что дает нам возможность склоняться к огузско-кипчакскому варианту происхождения ногайцев. 
Настоящая работа является  попыткой решить проблему происхождения ногайцев через сравнительный анализ этнических компонентов. Возможно, некоторые моменты могут показаться спорными и вызвать возражение со стороны некоторых специалистов. Это может нас только радовать, ибо мы заинтересованы в продолжении более глубоких исследований данной проблемы. Поэтому взгляд со стороны может конструктивно дополнить нашу работу и расширить исследовательский материал.


Рецензии