2 истории из жизни

Богач и бедняк

Бедняк Эля Пумпик пришел к богачу Шабтаю Фетеру.
— Шолом-алейхем, реб Фетер, — сказал Эля Пумпик. — Не найдется ли у вас какой-нибудь работы для меня? Я согласен на любую, лишь бы получить немного денег. Детям есть нечего.
— Хорошо, — сказал Шабтай Фетер, — ради твоих детей я дам тебе работу. Но времена сейчас трудные, я сам еле-еле свожу концы с концами, поэтому больше пяти копеек в день платить не могу. У меня тоже дети, их тоже кормить надо.
— Что ж, пятачок так пятачок, деваться-то все равно некуда, — вздохнул Эля Пумпик. — Но могу ли я получить эти деньги хотя бы за месяц вперед?
Услышав это, Шабтай Фетер едва не поперхнулся от возмущения.
— А совесть у тебя есть? — взвизгнул богач, тыча жирным пальцем в тощую грудь бедняка. — Я совершаю Б-гоугодное дело, спасаю твоих детей от голодной смерти — и что же я имею вместо благодарности? Послушай, Пумпик, а вдруг ты умрешь, не дожив до конца месяца — и пропали мои деньги? Ты, видно, хочешь меня разорить?
— Что поделаешь, реб Фетер, — ответил Эля Пумпик, — должно же когда-нибудь и бедняку повезти.


В синагоге

Знающие люди утверждают, что печальная эта история началась в тот самый день, когда хозяин лавки «Колониальные товары» достопочтенный реб Менахем Шпиц внезапно заболел. То ли крепко простыл, то ли у него желудок расстроился — это для нашего рассказа значения не имеет. Заболел — и все.
Но тут как раз пришло время ехать за товаром в губернский город, к купцу-оптовику Ивану Спиридоновичу. И реб Менахем отправил туда старшего сына Авремла.
Молодой человек вернулся из города через три дня. И вместе с партией товара привез такую новость, от которой реб Менахем долго не мог прийти в себя, а его уважаемая супруга Хая-Рива вообще потеряла дар речи.
Что же сообщил родителям их любимый старший сын Авремл, наследник всего отцовского дела? Казалось бы, не такую уж страшную новость: он всего-навсего собрался жениться. Ну, так «ин а гутэр шо!», как говаривали наши уважаемые старики, то есть в добрый час! Так-то оно так, да не совсем так. А если еще точнее, то совсем не так… Короче говоря, еврейский парень Авремл Шпиц решил сочетаться с русской девицей Анфисой, дочерью купца Ивана Спиридоновича. Оказывается, уже в первый день знакомства молодые люди очень понравились друг другу, весь второй день уже почти не разлучались, а на третий день дали обет вечной любви и решили пожениться. Что же для этого надо? Так, сущую безделицу: Авремл должен креститься.
Невозможно передать словами все, что творилось в доме хозяина лавки «Колониальные товары»! Целую неделю реб Менахем чуть ли не на коленях умолял сына одуматься. В долгих разговорах он несколько раз упомянул старую еврейскую пословицу насчет того, что крещеный еврей хуже вора. Он пригласил в дом местечкового раввина, и тот, исчерпав все доводы, в гневе пригрозил будущему вероотступнику публичным отречением — херемом. Не помогли ни разговоры с отцом, ни доводы седобородого ребе, ни слезы матери — Авремл уперся на своем.
В пятницу вечером, в синагоге, когда достопочтенный реб Менахем Шпиц долго и горячо молил Всевышнего образумить заблудшую душу, к нему подошел служка реб Эзра, тихонько тронул за плечо и сказал:
— Я глубоко сочувствую вашему горю, реб Менахем, но послушайте доброго совета: оставьте Б-га в покое. Хочу напомнить вам, что у него с сыном была та же проблема…


Рецензии