Киноманского недоумения пост

Первое января - праздник лени и удовольствий. Мягкая одежда, тирамису в керамической кастрюльке, ошметки гусиной грудки, нежное заливное, стопка винтажных детских книжек пятидесятых и ноут с кинОМ.
Марафон киноманский и библиофильский - вот планы на январь. Нет, в планах еще много чего гораздо более честолюбивого, но январь я намереваюсь скоротать в чтении российских авторов и просмотре российского кино. Как только украинская индустрия предложит мне достойную альтернативу Серебренникову, Морозу, Бортко, Улицкой и Достоевскому - я с радостью скоротаю время в берлоге в ожидании весны в восхищении украинскими гениями. Пока - увы.
В первый же день нового 2015 года я посмотрела три российских фильма, и недоумение мое зашкалило до той отметки, когда в мультфильмах приборы выбрасывают красные языки и обвисают в бессилии.
С начала 2014 я наблюдала несколько марафонов уничижения российского кинематографа, по разным поводам: сначала разносили "Пепел", в котором все великолепно, разве что сценарий перекосило, потом "Выпускной" и "Корпоратив", "Дубровский", после "Вычислитель". Было еще много забегов, это популярнее спорта.
Когда в прошлом месяце я посмотрела "Выпускной", изумлению моему не было предела. Конечно, до "Класса коррекции", бьющего под дых голой правдой, серо-синей гаммой и неприкрытой безнадежностью, "Выпускному" не дотянуться, но фильм оказался неожиданно свеж, небанален, забавен и вполне себе честен. Когда очередь дошла до "Дубровского", я и вовсе распахнула рот. И даже не потому, что заметила рой моих любимых питерских актеров, а потому, что мелькнуло крамольное: "Почему такая шумиха и взрыв вокруг "Анны Карениной", со страшненькой и не так чтобы архиталантливой Кирой Найтли, с лубочными картинками русской деревни, где по мнению Европы два времени года - метель и сенокос? Где дань этой откровенной достойной перечитке классики с грамотными акцентами, грамотными актерами и операторами, спокойным прыжком через время, сдержанными страстями, и при этом Пушкиным, которого не переписали в историю любви, а просто переместили в современные декорации и к современным помещикам, у которых, как и тогда: алчность, скупость, злость?"
Много подумалось.
Потом были два до глупости банальных американских фильма в жанре романтической комедии. Каждый раз забываю, почему я перестаю эти комедии смотреть, каждый раз в поисках радости смотрю и вспоминаю, почему: до ломоты в зубах банально и скучно, предсказуемо; попадаются и здесь хорошие экземпляры, но, кажется, курсы сценаристов в США до обидного коротки: вот вам шаблоны, законы жанра и набор возможных концовок, идите пишите.
Вчера руки дошли до "Невесты", "старенького" уже фильма, 2006 года, с очаровательной пухлогубой Юлией Пересильд, ей там лет двадцать, с не менее очаровательным младшим братом Чулпан Хаматовой, Шамилем, с хорошим несложным сюжетом, с простым, но милым концом.
Потом, потом был всеми заранее, еще на стадии трейлера, обстоятельно обоср..ный "Корпоратив". И снова недоумение: не шедевр, чего уж греха таить, но чтобы так... Я сильно подозреваю, что за те деньги, которые были потрачены на съемки, в Америке рекламный ролик не снимешь. Актеры не бесят, играют до обидного хорошо и слаженно, истории узнаваемы, но не затасканны, конец счастливый, но не без неожиданности - из-за чего весь сыр бор и метафоры "говно" и "мусор"?
"Долгая счастливая жизнь" из обоймы выпала, слишком непрокатный фильм, слишком хорошо снятый, слишком мало диалогов, но много спокойной, не поддерживаемой тревожной музыкой, драмы, с лишком правды, такой себе, не узкороссийской, за которой Кончаловский на радость санкциям в глушь ехал, а общечеловеческой, сволочной вне зависимости от пейзажей и ментальности. Никто его в комментариях не обсудил без запятых.
Как киноман по природе кино смотрю много и разного, люблю всплакнуть над удачным предложением руки в "Предложении" и путанность миров в "Доме у озера", люблю необычное амплуа Бушеми в "Подпольной империи", изысканные интерьеры в "Безумцах", успокаиваюсь тупейшими диалогами в американских полицейских драмах уровня плинтусов сборных домишек, долго прихожу в себя после фильмов ужасов Иньяриту, до кровавых соплей обожаю аргентинские и немецкие триллеры, на китайские вот подсяду скоро, о своей слабости к молодым и старым испанцам я и говорить не буду, ибо о ней уже знают все, французы и итальянцы - это с ранней юности влюбленность. Но вот за российское кино обидно, обидно не за то откровенно гениальное, которое и споров не вызывает, которое на мировой простор выходит ограниченным и непонятым тиражом, обрастая однако, наградами, как корпус "Титаника" ракушками, а за хорошее и сильное, на которое вечно клянчат денег, в котором играют начитанные выпускники Щуки и ГИТИСовских курсов Кудряшова, в котором все часто - честно, но которому не хватает как тому детдомовскому ребенку - внимания и непредвзятости. Мы с такой легкой благосклонностью относимся к американским продуктам, жрем их тоннами, не считая вредных углеводов, а к российским - очень строго и предвзято. Вот театр и балет - это да, это у нас круче, а кино... Ну-у-у...
И театр, и балет, и кино - все хорошо.


Рецензии