Возродить веру в силу комсомола! А как?..

ВОЗРОДИТЬ ВЕРУ В СИЛА КОМСОМОЛА! А КАК?
(Из книги «О людях и для людей»)

Нелёгкое время переживает комсомол в наши дни:заорганизованность,бесконечные бюрократические циркуляры почти полностью заглушили инициативу и демократизм в этой,когда-то боевой, молодежной организации.Но вот перестройка всколыхнула все силы и слои общества,потребовала нового взгляда и на комсомол.Именно об этом пошёл разговор и на состоявшемся на днях собрании комсомольского актива завода.
«…Перед нашей заводской комсомольской организацией,- открывая это собрание,  сказал секретарь комитета ВЛКСМ завода Игорь Майоров,- сегодня стоит задача преодолеть кризис доверия.А как его преодолеть?Прежде всего,конечно,только активностью,повышением уровня всей нашей комсомольской работы.Этот кризис ощущается сегодня не только в одной нашей организации,но он есть и во всей молодёжной организации страны,что отмечалось на майском Пленуме ЦК ВЛКСМ.Его мы также остро ощущаем и во всей жизни заводской молодежи,её активности.Прежде всего, он явно проявляется  и ощущается в пассивности значительной её части,и чтобы приступить к лечению этой болезни нужно в первую очередь поставить ей правильный диагноз,то есть,определить её причину,чтобы знать,как её лечить…».
Вот о перво причинах этой «болезни» он и призвал сегодня честно и открыто поговорить всех участников этого собрания заводского комсомольского актива.Но,к сожалению,как мне это лично показалось,полного,честного и открытого разговора, к чему призывал комсорг,так и не получилось.И на этом комсомольском активе, призванного вскрыть все «болячки»,зримо проявилась всё та же «болезнь»: заторможенность и робость в принятии решений и неверие в свои силы.Да и о чём здесь можно говорить,коль и на это общезаводское,столь важное собрание, пришло чуть более половины должностных активистов,что же тогда вообще говорить о проводимых собраниях в цехах,об их активности и злободневности,их эффективности?!
Но что же,всё-таки,предлагает предпринять заводскому комсомолу,всей заводской молодёжи,сам секретарь Игорь Майоров? Что нужно на его взгляд,для лечения этой, столь страшной для комсомола и всей молодёжи «болезни»? Он же ведь вожак заводской молодёжи,лидер?! Да ничего! Он только задал комсомольскому активу тревожный для всех вопрос:«Что делать?..».Пусть задал-то он его,конечно,во- время,своевременно и обеспокоено,ведь дальше терпеть такое положение в организации никак нельзя,но слишком уж как-то безысходно и трагически.  Правильно и то, что он обратил за помощью именно к активу,к самым активным  комсомольцам,ко всей заводской организации и молодёжи за советом,за помощью, ведь только совместными усилиями в столь сложной ситуации можно выработать правильное решение:«Что делать?».Такой серьёзный вопрос одному секретарю не решить сегодня не под силу,каким бы он двужильным ни был!Но получит ли он на него ответ от актива,если и он сам не знает,что делать? Возможно,и в стране сегодня мало кто знает на него ответ,раз и на Пленуме ЦК ВЛКСМ заговорили именно о кризисе? И от сознания этого ещё тревожней становилось на душе,чувствовалось, и на собрании с каждой минутой становится в зале Дома культуры всё тревожнее и напряжённее.Было видно,как секретарь волнуется,что он ждёт от ребят честного и открытого разговора,а он всё у него с ними не получается и не получается.
Есть,безусловно,есть в заводском коллективе,в заводской комсомолии,ещё живые и энергичные,поистине честные и хваткие в работе деловитые ребята.Есть же на заводе уважаемые и славные имена молодых и хорошо известных передовиков производства,рационализаторов,молодых ярких и перспективных личностей, специалистов своего дела и общественных активистов,которыми может гордиться сегодня весь наш заводской коллектив.Хорошие дела и вклад этих ребят в заводскую жизнь известны как цехах,так и в посёлке.Так почему же они сегодня все молчат? Почему у этих молодых ребят- заводчан,окружённых заботой и вниманием старших товарищей-коммунистов,сегодня нет никаких слов,никаких мыслей,и живого разговора?Не говоря уже о ярком и полезном деле в общественной жизни завода и посёлка!Как же всё это могло случиться с заводским комсомолом? «…Почему, –  думалось мне,– молодые сегодня не выдвигают из своих рядов лучших из лучших, как в былые времена,для решения своих острых проблем?».И почему нет сегодня молодым должной помощи со стороны старших товарищей – заводской администрации и заводской партийной организации в преодолении столь явно проявляющиеся опасной «болезни»? И почему ни у кого из нас это не вызывает должной тревоги?  Получается,что эта пассивность не только в комсомоле,и во всей нашей жизни,но тогда как быть с перестройкой всего нашего образа жизни?
И здесь к месту прозвучали,как возможно и ответ на вопрос комсомольского секретаря Игоря Майорова:«Что делать?»,слова заместителя секретаря парткома завода –  Михаила Григорьевича Ротина:«…Причина пассивности нашей молодёжи,как мне кажется,в том,что от комсомола очень долго требовали,да и сегодня эта практика остается в силе,только лишь выполнения порученных ему заданий.Или проявлять инициативу лишь там,где разрешено!То есть,проявлять только такой надуманный «энтузиазм» для «строек века» или для очередных субботников, проявлять «энтузиазм» только с целью устранения чьих-то недоделок или чьих-то просчетов.Но в критических условиях,безусловно,молодежь у нас всегда является активной,показывает много ярких примеров мужества.Как,например,это можно видеть во время ликвидации аварий или стихийных бедствий.И потому задача сегодняшнего дня – пробудить у молодежи интерес ко всему происходящему в стране и на заводе, преодолеть апатию и возродить веру в силу своей организации».
 Но,если соразмереть сказанные слова заместителем секретаря парткома,с тем,как вяло шло это собрание,то задача эта:«преодолеть апатию и возродить веру…» для заводской комсомолии окажется делом очень нелегким.А разве аварии и стихийные бедствия это тоже не чьи-то просчёты? Выступивших активистов, увы,  было немного. В тех же столь немногих выступлениях,что были на этом собрании «активистов»,не было ни одной живой искры,лишь общие слова,не было глубины переживания за дела заводской комсомолии,даже не чувствовалось заинтересованности и обеспокоенности за положение дел в комсомоле.Не была даже дана оценка работы комсомольской организации,не сделан строгий анализ работы, даже не было сделано ни одного предложения,как дальше строить работу,а были всего лишь одни жалобы на трудности,да призывы о помощи.А кто должен помочь – никому не известно!
Вот,к примеру,выступление секретаря одной из цеховых комсомольских организации Игоря Евтехова:«Потеряли мы авторитет в стране и в посёлке,и в этом сами виноваты.На собрания не ходим,взносы не платим,дисциплину нарушаем,мало гласности.Мы не только не освещаем негативные моменты в жизни цеха,но даже и  хорошее,что делаем,не показываем?!Шефскую работу,проведённые интересные встречи и субботники,рейды по охране общественного порядка не показываем!Это то,что мы действительно,делаем,но почему-то не показываем!Да и на охрану правопорядка в посёлке выходим мы как-то по команде сверху, а не из личного желания противостоять злу…».А кто мешает рассказывать?И почему нельзя всё делать самим, без всякой команды сверху? Куда пропало желание? И во всём этом-то нужно было бы  разобраться на активе,а в зале все «активисты» молчат?
Другой пример.Это выступление Любы Смирновой.Оно произвело на участников актива самое большое впечатление.Она говорила явно искренне и о наболевших, беспокоящих её вопросах:«…На протяжении многих лет говорим мы о беспорядке в заводском общежитии.Так? И вряд ли этот вопрос, как все знают,можно решить силами только заводских комсомольцев.В феврале, например,в заводской газете «Дзержинец» была опубликована заметка «Дом на улице Горького».В ней говорилось о роли воспитателя в нашем общежитии,о непростом проживающем здесь контингенте.Многие,это не секрет,живущие здесь сегодня в прошлом судимые.Говорилось в этой заметке также и о том,что без вахтера наше общежитие – это проходной двор!Но и после этой публикации,к сожалению,в общежитии никаких перемен не произошло,никакого движения к изменению ситуации.Правда,заработал совет общежития.Но и совет решить всех проблем не может!Не в его силах повысить,например,ставку воспитателя с 80 до 120 рублей!Нет до сих пор по той же причине в общежитии и вахтера!..».
Люба говорила ещё и о том,что как-то войдя в женскую душевую комнату,она увидела как там «бродит» какой-то посторонний молодой человек? Она подняла тревогу и члены совета сами попытались «разобраться» с этим нарушителем,но после такой «разборки» с незваным гостем председатель совета общежития Н.Амрохов попал в больницу.Ещё один грустный момент и пример привела она из жизни общежития –   жильцы и клопы здесь борются друг с другом за «выживание».И ещё неизвестно:кто кого выживет?!Нет в общежитии телефона-автомата.Почта из почтовых ящиков постоянно исчезает.На женском этаже,например,из трех газовых плит,работают только две.Но и они без ручек,кто-то их забрал для собственных нужд.Мебель в комнатах и холлах очень старая.Хотел совет возродить во дворе спортплощадку,так машину на заводе не смогли найти!
Однако это выступление показалось почему-то очень странным первому секретарю Привокзального РК ВЛКСМ С.В.Патрикову:«Такая большая у вас комсомольская организация на заводе,а над общежитием у неё нет шефства?!..».Да разве тут дело только в шефстве,хотелось бы сказать ему!Дело ещё и в штатном расписании.В необходимости иметь в общежитии,как воспитателя, так и вахтера.Нужно сделать так,чтобы общежитие не было проходным двором!А это уже не только недоработка комсомола,а и показатель уровня внимания заводской администрации,старших руководящих товарищей,к комсомольско - молодёжному общежитию,и к комсомолу на заводе в целом.
С большим вниманием,конечно,было выслушано ещё одно выступление –  заместителя начальника штаба клуба воинов-интернационалистов «Каскад» Василия Тюнькова.Он рассказал о работе клуба,о подготовке молодёжи к воинской службе,о помощи, оказываемой инвалидам.Рассказал он и о другой различной работе,проводимой клубом:концертах,благотворительных сборах,вкладах отдельных граждан и организаций в фонд этого клуба.Эти вклады направлены на сооружение памятников воинам-интернационалистам,на создание строительных бригад «афганцев» и строительство для них 64- квартирного дома.
А в конце своего выступления Тюньков обратился с просьбой ко всем комсомольцам и молодёжи завода – оказать финансовую помощь клубу.Собрание,естественно,  единодушно поддержало эту просьбу.И предложила помощнику начальника цеха фитингов Ю.Я.Ненахову найти возможность организовать ребятам работу во вне рабочее время,чтобы они смогли для «Каскада» заработать эти деньги.Было интересным в этой связи предложение комсомольца из Дома культуры Германа Ермакова организовать специально ярмарку личных поделок,чтобы вырученные деньги от их продажи передать «Каскаду».
Ко всему сказанному следует добавить,что на этом комсомольском активе почти не было представителей и руководителей завода,никого не было от администраций и общественных организаций цехов(кроме двух-трех человек,в числе их был и Ненахов).Это ещё раз говорит об истинном отношении к комсомолу на заводе и вопросе «Что делать?».
А.Бочаров.
На снимке:работники сферы культуры и комсомола
Косогорского металлургического завода
на штабелировке кирпича для строительства
школы в подшефном сельском хозяйстве
Дубенского района.
На первом плане работник заводской
газеты "Дзержинец" А.И.Бочаров.
1989.


Рецензии