Стоит ли жизнь быть труда прожитой?

Голова гудела. 4 часа утра, а это значит, что пройдет еще минимум 6-7 часов, перед тем как я смогу забыться беспокойным сном. Я уже оставил попытки налаживать режим дня, потому что раз за разом он, так или иначе все равно превращался в полнейший хаос. За последнее время мне удалось пожить во всех часовых поясах, географически оставаясь в одной и той же точке. Отсутствие трудовой деятельности, 6-ти часовой световой день и серый холод за окном, все это вкупе с разрушенным распорядком дня неминуемо ведет к бездне депрессии, в которой я и оказался. Это состояние не нагрянуло внезапно, но не застало меня врасплох, депрессия и упаднические настроения вообще мои частые гости зимой. Бывает, я даже особо не противлюсь им, когда все это выливается в этакую сладкую «осеннюю» меланхолию, в процессе развеянья которой я и испытываю радость. Но в этот раз я поймал себя на мысли, что гости зачастили, и вообще визиту я совсем не рад. На этом моменте я потянулся за плиткой шоколада, которая пылилась на полке. С помощью неё я рассчитывал получить хотя бы какую-нибудь дозу гормонов счастья. Отломив кусочек и положив его в рот, я тут же испытал отвращение. «Приторная гадость», - мелькнуло у меня в голове. Странно, раньше я любил шоколад. «А это тревожный звоночек», - с иронией подумал я. В последнее время я то и дело возвращался к размышлениям о вопросе, который поднимается в «Мифе о Сизифе» Камю. О существовании данного эссе мне не так давно сообщил мой товарищ. «Стоит ли жизнь быть труда прожитой?» Герой мифа занимается бессмысленным трудом, обреченный целую вечность вкатывать огромный камень в гору раз за разом. Подобная метафора очень метко попадала под мои переживания неработающего человека о необходимости бессмысленной и неинтересной трудовой деятельности только ради самого факта её наличия. Вопрос выживания передо мной не стоит, но «бездельник», коим я и предстаю перед общественностью, вынужден испытывать определенное давление окружения. Отдельная беда, когда безделье в большей степени является результатом отсутствия интереса к какой бы то ни было профессиональной деятельность, но сейчас речь не об этом. Миф, конечно, под трудом имеет виду не только работу, но и вообще весь жизненный процесс в целом. У Сизифа есть камень, который является его достоянием, и каждый отблеск руды в нём для героя - целый мир. Мне никак не хотелось мириться с тем фактом, что удел человека лишь любоваться отблесками руды. Ведь будучи атеистом, человек уже не рассчитывает на загробную жизнь, что само по себе лишает возможности иметь хотя бы такой, грубый смысл жизни. Остается лишь, как один из самых очевидных вариантов, вариант жить только удовольствиями, так, когда они являются высшим благом и целью. Подобное заявление может показаться на первый взгляд слишком пошлым. Не уверен, что я хотел бы гордо заявлять о подобном смысле жизни. В итоге мы остаемся у разбитого корыта, и не мириться с этим не представляется возможным. Ведь по Камю, доводящим все до абсурда, вполне закономерным шагом при осознании того, что жизнь, возможно, не стоит того, чтобы быть прожитой, что она не имеет какого-то высшего смысла, является самоубийство. И тут мне стало думаться, что не будь я знакомым с данным мифом, я бы размышлял над этим вопросом иначе. Начав рассуждать в контексте этого мифа, я автоматически и незаслуженно приравнял многие вещи (а по сути все) к этим самым отблескам от руды. Любой смысл жизни, хоть даже и эфемерный, любую деятельность, ощущения, будь то наслаждение красотой природы, радость от общения с людьми, радость открытий, ветер в лицо, теплый дождь, чувство свободы, и прочее-прочее, соглашаясь с Камю, я как бы называю бессмыслицей, всего лишь жалкой подменой смысла. Но это не мои мысли, для меня это абсурд, даже больший, чем вера в бога. Да, без бога Вселенная возможно бессмысленна, но поискать можно, времени всё равно не так много.


Рецензии