Поющий

Я приказал застопорить ход. По правому борту сторожевика показалась рубка всплывающей субмарины. Я  надел китель и фуражку и спустился с мостика встретить нежданных гостей. Это  «высокие» гости – офицеры из Генштаба. Ну и видок у них был, когда поднимались на палубу «Београда»! Мрачнее не придумаешь. Мне сразу стало ясно: произошло что-то очень серьезное. Сегодня 6 апреля. С 24 марта силы НАТО начали военные действия в Югославии. Без санкции Совета Безопасности. Бомбардировки Белграда и других городов не прекращаются ни днем, ни ночью. 370 самолетов. «Европейский Вьетнам», - сказал кто-то из политиков.

В Адриатическое море вошла авианосная ударная группировка ВМС США в составе авианосца «Теодор Рузвельт», имеющего на борту 79 боевых самолетов и вертолетов, нескольких крейсеров, эсминцев и других кораблей. Палубные истребители-бомбардировщики и запускаемые с кораблей крылатые «Томагавки» беспрерывно вываливают на головы югославов тонны взрывчатки. Говорят, много жертв. Даже дети… Вот сволочи!..  Россия не вмешивается. Только голос подает: мы, мол, против агрессии! Обидно, что бросают нас. У Ельцина кишка тонка. Или в сговоре с американцами… А когда-то русские за сербов заступались перед немцами. Не раздумывали…
Россия направляет в зону конфликта в Адриатику восемь кораблей Черноморского флота. Типа, учения у них. В приближенных к боевым условиях. Ну, и разведцели, конечно… Они соблюдают нейтралитет...Наблюдатели хреновы!.. В их числе три таких же, как мой, сторожевика проекта 61 СК: «Решительный», «Сдержанный» и «Славный».
 
«Београд» Россия отдаёт Югославии в счет непогашенных долгов. Это уже новое название корабля, наше, в честь столицы. Ходовые испытания подходят к завершению в нейтральных водах Черного моря.  На борту весь экипаж – 250 моряков - югославский и еще шесть русских из сдаточной команды.
Сторожевик  мне сразу понравился. Красивый корабль! Стремительный силуэт, изящные формы… Пусть и не первой молодости. Но русские его модернизировали. Перевооружили. Нашпиговали артиллерийским, ракетным и торпедным оружием. Настоящий боевой корабль… Водоизмещение 4500 тонн, скорость 35 узлов. Это благодаря газотурбинной установке он такой быстрый. Когда она работает, слышится характерный «поющий» звук. Американские моряки после первых же встреч в Средиземном море окрестили сторожевые корабли 61СК «поющими фрегатами». Такие сентиментальные! Но я согласен.  Название красивое и действительно подходит.
 
Полковник отдает честь и протягивает мне запечатанный пакет из штаба. Неужели приказ вступить в боевые действия?.. Невозможно…  Открываю:
… от лица Генерального штаба передаем вам глубочайшие соболезнования по поводу гибели всей вашей семьи в результате попадания в дом ракеты «Томагавк»…
Черт, не вижу дальше!.. Ничего не вижу… Строчки сливаются… И мать… И отец… Жена… И дочка… Сын… Наверное, ночью… Все спали… А если бы днем, то кто-то бы выжил… Почему они не укрылись в подвале?!.. Спали, точно… Дочка так смешно сопит во сне, обнимая куклу… А жена во сне улыбается… Я ее спрашиваю: чему улыбаешься? Она говорит: не знаю… Хорошо мне, повезло с тобой… А мать всегда меня украдкой в макушку целует… Как в детстве… Крестит перед походом… Твердит: это спасет тебя, сынок… А почему я ее не перекрестил?.. Все погибли?!.. Этого не может быть! Это какая-то… Это пакет из генштаба. «Вам предписывается прервать испытания и передать корабль российскому ВМФ».
Я поднялся на мостик. Снял фуражку и вытер пот со лба. Я командир корабля. Я должен принять решение. И я его уже принял.

Через час русских принудительно эвакуируют на подводную лодку. Я приказываю нанести на борт корабля наименование и бортовой номер российского сторожевика «Славный», который появится здесь через день. Я поднимаю  андреевский флаг. Корабль проходит через проливы и утром 7-го входит в Адриатическое море.

Маскарад сработал: Россия и НАТО принимают «Београд» за российский корабль. Я соблюдаю радиомолчание. Русские думают, что сторожевик выполняет секретное задание ФСБ, поэтому у них и нет информации. Это мне на руку. Я беру курс на американский авианосец. Американцы направляют мне на перехват – что за таинственный корабль! – эсминец «Росс». Он подходит к «Београду» на дистанцию в 8 километров. Я передаю сигнал «имею неисправность» и снижаю ход. «Росс» поднимает палубный вертолет с досмотровой партией. Две очереди 30-миллиметровых снарядов из кормовых артиллерийских автоматов сторожевика разрывают вертолет на части  при попытке зайти на посадку на вертолетную площадку «Београда». Он падает в море. Одновременно я приказываю произвести залп четырьмя противокорабельными ракетами «Уран» по эсминцу. Две уничтожены в воздухе, но остальные вызвали взрыв и пожар на борту у американцев. Наверное, американцы обалдели, когда Београд открыл огонь по эсминцу из артиллерийских орудий, а по мере сближения еще и из реактивных бомбометов «Смерч».

И я услышал голос сторожевика. Раньше не замечал. А сейчас слышу. Он поёт. И это  песня боли и мести. Моя родина – страна поющих людей. С прекрасными голосами. И чувств у них целое море. Но лучше этой песни, последней в моей жизни,  я не слыхал…

«Росс» открывает огонь из носового 127-миллиметрового орудия и запускает две самонаводящихся торпеды. Наша система противоторпедной защиты на ручном режиме не успевает выдать команду на противоторпедный залп. Торпеды ударяют в борт корабля. Но и на «Россе» гремит взрыв. Ему конец…

«Београд» горит. Он идет ко дну. Он погружается в воду и поет. И это песнь отмщения и торжества.

 (Из сборника «100 рассказов про тебя»)


Рецензии