Пачка билетов
Инженер Глазов, будучи в командировке на одно из предприятий Пряжска, естественно, не мог обойти вниманием достопримечательности города. Он прошел вдоль зубчатой кирпичной стены монастыря, крупно расчерченной белыми глубокими швами извёстки и остановился у надвратной церкви – главного входа на территорию заповедника.
На потрескавшейся штукатурке по обеим сторонам воротной арки выделялись квадраты чёрного зеркального стекла с золотыми буквами на русском и английском языках. Это были «Правила для посетителей». В них указывались часы работы билетной кассы, а в пунктах относящихся к соблюдению порядка, были перечислены памятные места в заповеднике:
а) где можно ходить, смотреть, есть, пить, курить...
б) где нельзя ходить, смотреть и т.д.
Раздел «б» по объему был примерно втрое больше раздела «а» и там наиболее уживчивым словом было «воспрещается». У ворот, на отдельном щите, изображалась схема мест: где, что позволялось и что разрешалось.
Один за другим к музею подкатывали автобусы, скрипел тормозами личный автотранспорт. Любители старины благоговейно замедляли шаги у ворот и вчитывались в «правила».
– Где касса? — спрашивали вокруг.
– Вот у него узнаете! – показывали на плотного мужчину средних лет, стоящего у входа с пачкой красочных буклетов в руке.
– Мужчина, вы продаете билеты?
– Нет! Продажа билетов у нас организована на должном уровне. Я предлагаю схему маршрута, где указано, как пройти к кассе. Стоимость двадцать рублей.
Заполучив маршрутный лист, следуя за волной, желающих ознакомится с шедеврами древности, инженер Глазов подошел к современному двухэтажному с огромными окнами зданию кассы, «уютно» вписанному между приземистыми палатами бывшей монастырской братии.
В вестибюле кассы – не протолкнуться, но у единственного окошечка, где должны были продавать билеты, стояли только три человека. Глазов заторопился к окошечку.
– Господин! Сначала надо записаться в очередь в кассу! – элегантный молодой человек с повязкой дежурного на рукаве показал инженеру на толпу в вестибюле. – Потом вы разденетесь в гардеробе и пройдете на второй этаж, в холл, там вы можете культурно провести время ожидания. Ничего не поделаешь – таков музейный бум в наше время!
На втором этаже стояли ряды кресел, свободных мест не было. Работал буфет, по цветному телевизору показывали футбольный матч.
– Уважаемые посетители! – раздавался из репродуктора мелодичный женский голос. – Если вы не имели возможности ознакомиться с «Правилами покупки билетов» и «Правилами поведения на территории музея-заповедника», мы вам в этом окажем помощь.
«Правила» передавали через каждые пять минут.
Вообще, с посетителями холла разговаривали так же, как в телефонном междугороднем пункте. Тех, чьи фамилии объявляли по радио, приглашали спуститься к кассе.
Через час вызвали Глазова, уже порядком утомлённого и недовольного. Инженер подал в окошечко кассы пятьдесят рублей.
– Кассирша уставилась на Глазова, не мигая.
– Что билеты кончились? – испугался инженер.
– Триста рублей! – с трудом разжала накрашенные губы кассирша.
– Почему так дорого? Раньше при советской власти билет стоил тридцать копеек!
За спиной инженера заволновалась очередь:
– Вы пришли в музей или экономить деньги? Даже странно! – проговорила менторским тоном стоящая за инженером сухопарая женщина, носившая пиджак с мужским галстуком: такая мода в одежде была у женщин-делегаток в двадцатых годах прошлого столетия.
– Вы, молодой человек, отстали от жизни. Это раньше бывший монастырь составлял один музей, и давали один билет. Теперь в каждом здании монастыря устроен свой отдельный музей! – губы у кассирши не раскрывались, только чуть вздрагивали. – Билет в некрополь, билет в кельи монахов, билет в трапезную, билеты на выставки, билет в бывшую опочивальню...
Она прикладывала линейку к развернутым книжкам билетов с розовыми, голубыми, зелёными листами и отрывала из каждой книжки по одной бумажке. Руки её работали быстрее губ – она ставила на каждом билете порядковый номер и время продажи.
С пачкой разноцветных бумажек в руке Глазов проходил мимо людей в вестибюле. Его провожали завистливыми вздохами.
У выхода инженер сосчитал билеты: одиннадцать штук, не считая квитанции за комиссионный сбор. На каждом билете выделялась надпись: действителен на два часа с момента получения.
Глазов подошел к похожему на куб зданию собора с синей луковицей под крестом. Это было одно из самых ранних сооружений на территории бывшего монастыря.
– Не знаю, какой вам, выберете сами! – улыбаясь, сказал Глазов, протягивая пачку билетов женщине-контролеру в форменной куртке с петлицами.
По-видимому, глупая улыбка Глазова вызвала у контролерши неожиданную для него реакцию:
– Мужчина! Вас много, я одна! У меня нет времени копаться в ваших билетах! Говорите, что нужный билет можно найти по цвету? Вот вы и найдите! У нас цвет билетов меняется раз в неделю. Сядьте на скамейку у собора, найдите нужный. Сразу видно, что вы не изучили наши правила. Мы тут боремся за культурное обслуживание, а люди, подобные вам...
Сзади напирали на Глазова:
– Мы тоже приехали издалека. Ишь прыткий какой! Пойди отдохни на скамеечке...
Глазов поспешил к прицерковному скверику с пачкой билетов. Все скамейки были заняты. Люди, склонив головы, перелистывали разноцветные бумажки. Инженер пытался разобрать свои билеты стоя. Вот этот голубенький, куда? Ага, в северо-восточную часть некрополя... А этот куда?
Поднялся ветер – два - три билетика вырвались из пачки. Глазов с трудом собрал их под скамейкой, больно ударившись плечом о её сиденье.
– Присядьте! – посочувствовали ему. – Только что освободилось место возле нас.
Глазов поблагодарил и сел. Рядом с ним расположилась молодая семья: парень с прозрачной бородкой, женщина в узких брюках. Между родителями прикорнула девочка, положив соломенную головку на колени отца.
Не позавидовал Глазов женщине в брюках: ее пачка билетов была вдвое толще, чем у него.
– Мам-мам! – девочка крутила растрёпанным клубком соломы на отцовских коленях. – Не хочу в музей, хочу домой!
– Куда ты отложил билеты в музей церковной утвари? – озабоченно подняла голову женщина.
– Так я же отдал его тебе! – повысил голос папаша.
– Мам, поедем домой...
– В самом деле, Светланка права! – парень неожиданно быстро выхватил из рук жены пачку растрёпанных билетов и сунул их в урну возле скамейки.
Глазов, наконец, нашел требуемый билет. Он был самый красивый – розового цвета.
Когда инженер опять подходил к древнему собору, то видел, что большая часть посетителей направлялась к выходу из заповедника, другая, меньшая часть с усталыми, но решительными лицами разветвлялась по объектам осмотра.
– Вот так и работаем над культурным воспитанием населения, а то раньше валил народ, кто во что горазд! – примирительно сказала Глазову контролёрша, разрывая пополам розовую бумажку.
Глазов с невольным подобострастием поддакнул ей и шагнул под прохладный купол собора.
– Ходить здесь одиночкам запрещено! – ласково-назидательным тоном, каким говорят с непослушными любимыми детьми, сказала контролёрша. – Ждите, пока наберётся группа.
Рядом со столиком контролёрши, положив ногу на ногу, глубоко утонула в кресле девушка-экскурсовод. Прежде всего, бросались в глаза её длинные голые выше колен ноги и высокая волнистая прическа. Скользнув холодным взглядом по фигуре Глазова, она зевнула. За её креслом в приоткрытой резной двери виднелся треснувший угол известняковой гробницы.
Инженер с тоской смотрел, как люди в сквере покидали скамейки, но ни один из них пока не изъявлял желания идти под своды объекта номер четыре – так значился на схеме для посетителей древний собор.
Свидетельство о публикации №215010401562
С уважением,Александр.
Александр Соловьёв 5 05.12.2020 04:39 Заявить о нарушении
Юрий Боченин 05.12.2020 10:04 Заявить о нарушении