О постижении Истины

 Мысль о написании этой статьи пришла мне в голову, когда мы отмечали весьма солидный юбилей одного крупного ученого, выдающегося морского геолога, бывшего фронтовика. После торжественной части, уже в кулуарах, он вдруг вспомнил свой разговор с известным академиком, - В.Е.Хаиным (его уже нет в живых). Он спросил: «Виктор Ефимович, как Вы думаете, все же, есть Бог, или нет?» Тот, подумав, ответил: «Определенно я не знаю, но что-то Высшее, какой-то Вселенский Разум, который связывает события, явления и управляет Миром, вероятно есть». Вопрос этот был задан на Ломоносовских чтениях в МГУ и конечно был связан с религиозными убеждениями Михаила Васильевича Ломоносова.

Это откровение меня одновременно порадовало и огорчило. Порадовало то, что наши академики и крупные ученые, наша «научная элита» иногда задумываются о существовании Бога и в вопросе о его бытии все же склоняются к положительному ответу. А огорчило потому, что эти люди с высокоразвитым интеллектом, достигшие больших высот в науке, уже на склоне лет еще не решили для себя этот важнейший вопрос жизни и смерти и, познав множество частных, относительных, хотя и очень важных научных истин, до сих пор не   определились в познании Истины абсолютной.

В связи с этим мне вспоминается разговор в начале 1975 г. с другим академиком – А.П. Виноградовым, который был ближайшим сотрудником и  учеником В.И. Вернадского,  основателем и заведующим нашей кафедрой геохимии на геологическом факультете МГУ, где я работаю и до настоящего времени. У него   я учился в университете и сдавал ему экзамены по геохимии. Впрочем, в те годы я уже окончил университет с красным дипломом, затем аспирантуру, защитил кандидатскую и получил должность и звание старшего научного сотрудника. Но  прежде чем перейти к этому разговору, я должен сообщить некоторую предварительную информацию и описать ряд событий.

С детства я был увлечен морем и  после десятилетки поехал в Ленинград поступать в военно-морскую академию, но не был принят по зрению. Нужно было 100%, а у меня уже тогда проявлялась близорукость. Мой одноклассник, Саша Хоруженко уговорил меня сдавать вместе с ним экзамены в военно-медицинскую академию. Там было всего 3 экзамена, но большой конкурс – 16 человек на место. Я не хотел быть медиком, но согласился, решив пожить в общежитии, посмотреть достопримечательности Питера, а сдавать как-нибудь, лишь бы не завалить экзамен. К моему удивлению, я набрал полупроходной балл, такой же, как и мой товарищ Саша. Его родители были военными медиками, и он остался там учиться, а я – нет. Гораздо позднее я узнал, что эту академию оканчивал когда-то и А.П.Виноградов, - человек, с которым свела меня судьба в дальнейшем.

До университета я 2,5 года проучился в Мытищинском Индустриальном техникуме, получил диплом горного техника. Затем с марта 1958 г. около 1,5 лет проработал в Институте океанологии АН СССР. Окончив Московский университет, я стал специалистом по морской геологии и геохимии. К середине 70-х гг. я уже побывал во многих морских экспедициях, в которых работал, начиная с рейсов в Черном море и в Тихом океане на «Витязе» в 1958-59 гг. (30 рейс) и в 1969 г.  (46 рейс «Витязя»), уже после защиты кандидатской диссертации. Участвовал в научных экспедициях в Тихом, Индийском, Атлантическом и Северном  Ледовитом океанах, в Чёрном, Каспийском, Средиземном, Красном, Балтийском, Белом и других морях. Результаты наших исследований представлены в двух сотнях научных публикаций, в крупных отчетах по результатам хоздоговорных работ и в моей двухтомной монографии, изданной позднее, в 2003 и 2007 гг. [1, 2]. Первый том монографии был представлен в качестве докторской диссертации, которую я защитил в 2004 г.

Но вернемся к 1975 г. Тогда предполагалось мое участие в научной экспедиции на судне Южного отделения Института океанологии АН СССР "Академик Вавилов». Планировали совместные исследования вместе с американским буровым судном "Гломар Челленджер" в Черном море.
При оформлении документов и утверждении необходимой тогда характеристики, кто-то, по-видимому, донес, что я верующий, соблюдаю пост и т.д. Я знал, что предварительно уже рассматривали мою характеристику, но утверждение её несколько раз откладывали, как и заседание партгруппы для окончательного рассмотрения этого вопроса. По некоторым признакам и предварительным вопросам tet-a-tet я понял, что они догадываются о моей вере в Бога и хотят выяснить это окончательно.

Не обошлось, конечно, без волнений и переживаний. Я понимал, что на карту поставлено всё направление будущей жизни – карьера, работа, мои поездки в экспедиции, мои научные увлечения, спокойная жизнь, отношения с близкими и сослуживцами, начальством и т.д. Но с другой стороны – мой Господь, вера, поиски Истины, добро, справедливость, любовь.
 
И хотя было очевидно, что я не мог выбрать иного и отступить от своих убеждений, все же были переживания и колебания и помыслы с поиском увертливых ответов, всеваемых врагом, и сильное внешнее давление.

Все мои близкие, знавшие ситуацию, в которой я оказался, как бы разделились на два лагеря. Одни (активно верующие христиане) говорили: «Только не отступай, держись твердо, все говори начистоту!» Другие (неверующие, или слабо верующие) говорили: «Не делай глупости. Зачем тебе это нужно – губить свою жизнь и другим доставлять неприятности. Что ты этим докажешь? Никому это не нужно. Это не отступничество. Откажись от ответа.Тем более ты беспартийный. Не мечи бисера...  и т.п.». Уже намеченное заседание ещё два раза откладывали. Наконец 23 апреля 1975 г. оно состоялось.

Разбирательство моего дела началось в 14-50. Членов партгруппы было 10-12 человек + комсорг. Вел заседание парторг,  он же задавал начальные вопросы. Начал он с того, что вот, мол, ходят всякие разговоры о том, что я соблюдаю пост и проповедую это другим. Я ответил, что действительно пост я соблюдаю, но не проповедую.

Б.Н.: «Пост можно соблюдать по разным соображениям,- медицинским, или религиозным. Все мы можем читать Библию из любопытства, или для общего образования и не вкладывать в это особого смысла. Какими мотивами руководствуетесь Вы?» Мой ответ: «Я соблюдаю пост по религиозным соображениям».

Парторг: «Это значит, что Вы придерживаетесь религиозных взглядов?» «Да, придерживаюсь».
Нина Тимофеевна Воскресенская: «Религиозные взгляды могут быть различными: магометанство, христианство, различные секты и т.д. Что Вы исповедуете?»
«Я исповедую Христа».

После этого они отступили от меня. Парторг снова обратился к характеристике и предложил из стандартной заключительной фразы: «Политически грамотен, морально устойчив» исключить два последних слова. Но другие возражали. Н.Т.Воскресенская сказала даже, что вот, например, И.П.Павлов всю жизнь был верующим и был хорошим ученым.

Тогда предложили вписать в характеристику фразу о том, что я верующий христианин и парторг спросил, не возражаю ли я против этого? Я сказал, что не возражаю,- пожалуйста.
В конце заседания парторг сказал, что окончательно посоветуется ещё об этом в парткоме, но в целом они характеристику утверждают.   Обстановка на заседании была вполне доброжелательной, поскольку большинство присутствующих меня хорошо знали и относились ко мне с сочувствием. Но порядки тех лет обязывали их участвовать в процедуре и проявлять строгость.

Впрочем, над ответами на вопросы мне задумываться не приходилось. Но как сказал Иисус Христос: «Когда же приведут вас к начальствам и властям, не заботьтесь, как, или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» [Лк 11,11-12].  Это я реально почувствовал на себе.

А если бы еще они знали как, с какой нежностью и заботой милостивый Господь укреплял меня накануне и в предшествующие дни, особенно за две недели до этого допроса. Не смею говорить об этом, сознавая свое недостоинство, хотя и минуло почти 40 лет с тех пор. Да и потом, в последующие дни я получал от Господа и Матери Божией немалое утешение.
 
Ну, пожалуй, не удержусь, расскажу об одном. Это случилось спустя три недели после описанного события, - 13 мая во вторник, в день Радоницы.

Накануне вечером я был в Пушкино, встречался и беседовал с о. протоиереем Александром Менем, с которым познакомила меня Вера Викторовна, к сожалению уже давно ушедшая из жизни.  Это была замечательная женщина и добрая христианка. Кстати, стараясь помочь мне, она во время моего допроса читала акафист Покрову Божией Матери.

О. Александр произвел на меня  хорошее впечатление. Необычный,   нестандартный человек, раскованный, открытый к общению. Он держал меня под руку, и мы ходили вокруг церкви, многократно обойдя её. Он рассказывал, как в соседнем пруду окрестил сразу несколько семей, которые пришли к вере во Христа после его проповедей.

Правда, меня несколько удивила его "светская" форма общения, его, в отличие от привычного, не совсем "церковный" язык. Возможно он принял меня за человека "мирского", ещё не вошедшего глубоко в христианскую среду. Или это было обычной для него формой общения.

Мы с Ириной были несколько раз на его службах в Новой  Деревне. Он говорил замечательные проповеди, чувствовалось, что сердце его "горело"  любовью ко Христу.

Нашлись фанаты, или сатанисты, которые жестоко убили его и похитили портфель с рукописью его ещё неопубликованной книги.

 Сейчас, в наше время многие обвиняют его в экуменизме, модернизме, неверном истолковании Ветхого Завета, в излишней увлеченности западным богословием (blagogon.ru). Некоторые "защитники православия" даже призывают сжечь все его книги, включая известную книгу    "Сын человеческий", которую называют "Богослужебным катехизисом", на костре, даже на Лобном месте. Сжечь вместе с благородными призывами о любви ко Христу. Да здравствуют книжники и фарисеи!

Но мы знаем, к чему ведут такие призывы: посадить автора на кол, четвертовать, обезглавить, сжечь вместе с книгами (был бы он жив!). Всё это мы уже проходили. Но он за свои возможные заблуждения (я не богослов и не берусь судить) уже заплатил своей мученической смертью и кровью, пролитой за Христа! И не выдал своих убийц, хотя имел возможность это сделать. А значит выполнил заповедь Христову о любви к врагам.

Однако мудрый Патриарх Кирилл благословил распрстранение трудов отца Александра Меня 14.09.2011 г. Разумный человек и в его трудах сумеет отыскать жемчужину и отфильтровать вторичное. Прошу простить за невольное отступление и позвольте продолжить мой рассказ. 
 
Так вот. Ранним утром после этой встречи, примерно в 6-30 я удостоился прекрасного видения. Сначала казалось, что я нахожусь в комнате и смотрю в окно. Но самого окна не вижу, а наблюдаю широко открытый горизонт, чистое голубое, чуть розовеющее небо,- такое, какое бывает перед восходом солнца. В комнате кроме меня находились мама и ещё один человек.

Я смотрю на широко открытый горизонт и вдруг вижу, что над горизонтом поднимается … не Солнце, нет – ВСТАЕТ САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС, как бы в иконописном изображении. Некоторое время спустя его сменяет на горизонте, поднимаясь все выше, МАТЕРЬ БОЖИЯ также в иконописном изображении, с БОГОМЛАДЕНЦЕМ. Её Пресветлый Лик прекрасен. Я, потрясенный от несказанной радости, счастья, не могу отвести взора от прекрасного видения. Оно все в замечательных нежных тонах и все небеса румянятся чистым, сияющим в голубизне светом.

Не отрывая взгляда от Прекрасного Образа, я подхожу к маме (она спит) и трясу её за плечо, повторяя скороговоркой: «Матерь Божия на небе!    Матерь Божия на небе!» … Но она не просыпается. И вдруг я вижу, что образ Пресвятой Богородицы приблизился  и она милостиво улыбается мне с небесной иконы – и радости моей нет предела!

 Господи! Как благодарить мне Тебя и Пресвятую Матерь Божию за столь великую милость мне недостойному, многогрешному?! Нет, все это невозможно передать словами!

Слава Тебе, Боже мой, Слава Тебе!
Слава Тебе, Пресвятая Владычица моя, Богородица!

Все это происходило накануне празднования икон Божией Матери: «Нечаянная Радость», Царевококшайская, Мироносицкая, Андрониковская.

                ***
В результате характеристику мне не подписали, визу закрыли и в рейс не пустили. Потом оказалось, что судно, на котором меня не пустили в рейс, и которое ранее совершило более 20 экспедиций в Черное и Средиземное моря, в конце этого рейса утонуло на рейде Новороссийска. Была зима, штормило.  Лед намораживался на одном борту с  наветренной стороны. Его не скалывали и, в конце - концов, судно перевернулось (оверкиль).

После допросов и признаний мне пришлось надолго отложить защиту докторской, которая была уже «на подходе», да еще было вынесено особое определение: не допускать к педагогической работе, «чтобы не оказывал вредного влияния на студентов». Так что путь к должности профессора мне был перекрыт. А «добрые люди» в коридорчике отзывали в сторонку и нашептывали в ухо: «Уходи сам, пока не выгнали с «волчьим билетом»! Особенно усердствовала одна дама, зав. лабораторией. Тем не менее, в течение некоторого времени я испытывал определенные трудности с экспедициями, командировками, заключением хоздоговорных работ и пр.

Лишь более года после смерти А.П. Виноградова, с приходом на должность зав.  кафедрой Алексея Ивановича Тугаринова мое положение было восстановлено. Он решительно заступился за меня  и добился открытия моей визы.   Жаль только, что этот замечательный человек очень рано ушел из жизни,- в 60. 
 
Позднее, уже в наше время я спрашивал бывшего парторга о том, поручали ли они этой женщине  говорить мне такие слова с угрозами? (Теперь мы с ним заседаем в одном Ученом Совете). Он сказал, что нет, не поручали. Я молюсь о её упокоении.

А история с заседанием партгруппы и характеристикой имела интересное продолжение. Вскоре после этого меня вызвал к себе «на ковер» в директорский кабинет Института геохимии (ГЕОХИ)  АН СССР и наш зав. кафедрой, академик А.П. Виноградов.
 
Довольно долго разговаривали, кажется около 1,5 часов. Он  вполне доброжелательно принял меня, но сказал, что не согласен с моим мировоззрением. Говорит: «В.И. Вернадский тоже говорил мне о каких-то Высших Силах, о Боге, хотя и не был особенно религиозным человеком». «А я считаю, что все можно объяснить законами физикохимии».

Тут  я, пожалуй, не соглашусь с утверждением Александра Павловича. В книге Г.Н.Саенко о В.И.Вернадском приводятся цитаты из записных книжек и трудов В.И.Вернадского, где он пишет: « Я считаю себя глубоко религиозным человеком. Могу очень глубоко понимать значение, силу религиозных исканий, религиозных догматов. Великая ценность религии для меня ясна не только в том утешении в тяжестях жизни, в каком она часто оценивается. Я чувствую её как глубочайшее проявление человеческой личности. Ни искусство, ни наука, ни философия её не заменят, и эти человеческие переживания не касаются тех сторон, которые составляют её удел. … Бог – понятие и образ, слишком полный несовершенства человеческого». И  далее,  вначале  30-х гг. он писал: «Удивительно, как неглубоко даже широко образованные люди вдумываются в проблему Бога». В конце жизни он считал, что без религии нельзя построить человеческое общество [3, с.61-62]. 

  В заключение нашего разговора Александр Павлович сказал: «Ничего, работайте, я скажу этим партийным, чтобы они Вас не трогали».

 И вдруг, слегка смутившись, спросил: «А как Вы думаете, Юрий Николаевич, нужно ли мне идти на выборы в вице-президенты Академии Наук на третий срок? У меня появился серьезный соперник - А.В.Сидоренко (бывший министр геологии)». Я ему ответил: «Александр Павлович, это серьезный вопрос. Чтобы ответить на него я должен помолиться».  Он  не возражал.

Я сосредоточился, помолился. И вдруг, посмотрев на него, к своему ужасу, увидел у него на лбу «печать смерти». Не могу описать сейчас, как она выглядела, уже не помню, только я понял ясно, что с этими выборами связана его гибель. И говорю: «Нет, Александр Павлович, ни в коем случае Вам не следует участвовать в этих выборах! И стал его горячо уговаривать, даже переходя границы субординации, отказаться от этой затеи.

А в конце нашей беседы он мне говорит: «Ну вот, вы, верующие, считаете, что надо везде уступать, смиряться. А я борец. Я привык бороться и побеждать!»
 
И он вступил в борьбу.  И победил! Помимо выборов на общем собрании АН, решающее слово оставалось за вновь избранным президентом АН, академиком А.П.Александровым, сменившем на этом посту М.В.Келдыша. Наконец, после долгого ожидания, президент АН приехал к А.П. в санаторий Узкое и попросил остаться вице-президентом еще на один срок. Это было для  него давно ожидаемым, радостным известием.

 Но только в ту же ночь с 15 на 16 ноября у него случился сильный сердечный приступ. И он умер,- от радости! Ему было всего лишь 80 лет. Прекрасные воспоминания, посвященные 110- летнему юбилею со дня рождения А.П.Виноградова содержатся в выпущенных по этому поводу книгах [4,5].
 
Говоря об академической науке и выдающихся ученых, справедливости ради, следует сказать, что далеко не все из них были неверующими, или сомневающимися в Истине людьми. Прежде всего, мы должны назвать имя «крёстного отца - основателя» и создателя нашего Московского университета,- Михаила Васильевича Ломоносова. Прекрасно выразился о нем А.С. Пушкин: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» [6].

 Кстати, у  А.С. Пушкина в его квартире на Мойке в С.-Петербурге висела мозаичная икона «Спаса Нерукотворного», созданная руками М.В.Ломоносова.
 
Чуть более трех лет тому назад мы торжественно отмечали  300- летний юбилей со дня его рождения. «М.В.Ломоносов – основоположник российской науки, самая значительная фигура в её истории, непревзойдённая по значимости вклада – как фундаментального, так и прикладного – в самые разные отрасли знания: химию, физику, астрономию, геологию, географию, историю, филологию… Поднявшись к вершинам науки, он не только понял роль, которую она должна сыграть в развитии России, но и посвятил этому всю свою жизнь» [6].

Но, будучи великим ученым, широко образованным человеком, Михаил Ломоносов был и глубоко верующим человеком. Он знал доподлинно и никогда не сомневался в бытии Бога! Он воспевал его в своих одах, поэмах и многочисленных поэтических произведениях.  Он знал и любил Бога!  Ибо  он сознавал, что его великий талант, необычные способности в разных областях знания, мощная энергия для реализации грандиозных планов, величайшие открытия были подарены ему Богом.

Замечательное эссе, посвященное идеям и научным достижениям М.Ломоносова в области геологии, литологии, генезиса нефти и других полезных ископаемых, содержащихся в его гениальном труде «О слоях земных» и других работах по геологии опубликовал Я.Э. Юдович [7]. Анализируя труды М.Ломоносова, который считал, что простейшие  «первозданные» минеральные тела, созданы «зиждительной божеской силой»,  с позиций современного геолога он пришел к заключению о том, что тектонические и литологические представления Ломоносова остаются полностью актуальными и сегодня – спустя 250 лет!

 Ломоносов считал, что исторический прогресс обусловлен как мистическими причинами (благоволение Божие), так и разумом и волей правящей династии (Петр I, Екатерина). Основная тональность его од – торжественная и торжествующая, жизнерадостная и жизнеутверждающая.

Религиозно-философская проблематика поэзии Ломоносова выразилась, главным образом, в его духовных одах, ориентированных на образы, идеи, сюжеты, стиль Ветхого Завета. Их основные мотивы – человек, постигающий величие божественного замысла, совершенство природы, грандиозность и сложность мироздания, время и вечность, скоротечность бытия; одиночество, как источник религиозных переживаний; соотнесенность веры и разума, интуиции и точного знания [6, с. 64].
 
Вслед за Ломоносовым мы могли бы назвать много имен великих ученых, поэтов, писателей, драматургов, театральных деятелей, композиторов, которые знали и считали Бога, божественный промысел, основным источником своего таланта и вдохновения. Вспомним, что Д. Менделеев увидел, прежде всего, свою знаменитую таблицу в духовном откровении.

 А как отстаивал свое право на веру уже в сталинские времена и в тяжелые военные годы крупный ученый, знаменитый целитель и врач, исповедник архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий? Ни ссылки в сибирские концлагеря, ни откровенная травля и преследования, ни попытки подкупить «Сталинскими» премиями не сломили его духа и не поколебали его веры, не заставили отказаться от проповеди Истины Христовой.

 Не случайно церковь причислила его к лику святых, и он продолжает помогать страдающим от тяжких недугов людям.

Известно ли вам, что А.С. Пушкин сочинял молитвы и перелагал некоторые из церковных молитв, в том числе «Отче наш» в стихотворную форму?
А Михаил Лермонтов? Послушайте (цитирую по памяти):

          В минуту жизни трудную, теснится ль в сердце грусть,
          Одну молитву чудную твержу я наизусть.
          Есть сила благодатная в созвучье слов живых,
          И дышит непонятная святая прелесть в них.
          С души как бремя скатится, сомненья далеко,
          И верится и плачется, и так легко, легко!

    А ведь Лермонтов, наряду с поэтическим даром, был наделен даром художника, соизмеримым, по мнению специалистов, с даром Рафаэля!
                *** 
    Теперь кое-что из личного опыта. В жизни мне довелось несколько раз переживать ситуации, когда я был уверен, что  погибаю, или уже погиб. Но Господь удивительным образом возвращал меня к жизни. Но здесь пока я воздержусь от перечня этих воспоминаний.
 
В молодости я обращался к некоторым экспериментам, которые позволили мне убедиться в том, что наша сущность, наше «Я» не ограничивается лишь телом физическим. Давно я понял, не только по свидетельствам святых отцов, но и на личном опыте, что мы имеем и душу и дух, которые при некоторых условиях, по нашему желанию, а иногда и вопреки нему, могут разделяться и приобретать как бы самостоятельное значение, с иными свойствами.
 
Как-то, прочитав в книге Е.Закладного по телепатии о способах выхода из физического тела - тела астрального (в восточной терминологии), или души (в христианском понимании) я, находясь в деревне, на сеновале, решил попробовать.

 И у меня получилось. Оказалось, что это довольно просто. Надо лишь дать мысленный приказ своей душе выйти из тела в определенное время после засыпания. Разделение происходит обычно довольно легко, но не всегда. Сначала  вырываешь грудь и живот, потом ноги. Труднее всего  отделить  голову, которая иногда застревает как якорь, а все «энергетическое» тело повисает и раскачивается  в воздухе ногами вверх. Требуется мысленное дополнительное усилие для разделения.

Некоторое время я увлекался подобными экспериментами. Приятно ощущать невесомость, проходить сквозь стены, летать, переноситься на большие расстояния, путешествовать в «эфире». Только неприятно пересекать тела других людей и читать чужие мысли (при пересечении головы). Этого я старался избегать. Наряду с этим я был предупрежден, что существует  опасность: энергетическое тело может натолкнуться на заземленный металлический стержень и это грозит гибелью.

И вот, через несколько лет подобных экспериментов, когда я уже пришел к христианству в своем мировоззрении, со мной случилась подобная неприятность. Я почувствовал, или мне показалось, что я натолкнулся на заземленный стержень, и мое энергетическое тело со страшным звуком стало закручиваться, превращаясь в воронку (так, как это происходит с водой в большом сосуде с открытым внизу отверстием)  и, засасываясь, уходить в землю.  Тут я возопил в ужасе: «Господи, спаси, погибаю!»

И вот, в этот момент рядом со мной появился прекрасный юноша, или муж, протянул руку и   вернул меня к жизни и в физическое тело. Потом улыбнулся и сказал, что не следует этим особенно увлекаться. После этого я уже не обращался к экспериментам такого рода.

Другой опыт был связан с расширением сознания, сознательным переходом в духовное состояние. Это уже проходило не во сне. Я сидел на кровати, в комнате,  сохраняя сознание и не теряя восприятия окружающих предметов.
 
Подготовка была связана с определенной системой дыхания (когда-то я занимался йогой,  пранаямой и это пригодилось). И вот вдруг сознание мое стало расширяться, уже как бы помимо моей воли, причем, с каждым вторым ударом сердца (я их ясно слышал) полярность его изменялась: макромир – микромир – макромир – микромир.

С каждым переключением удивлению моему не было конца. Каждый раз происходило сильное расширение пространства, поражала красота и необъятность открывающегося мира. Казалось, мое сознание вышло далеко за пределы Вселенной, причем, как оказалось, и в микромире существуют свои необъятные Вселенные.

Теперь кое-что о пророчествах и об общении с «потусторонним миром». В июне 1971 г. мне приснился вещий сон. Я шел по тропинке в сельской местности и вдруг уперся лицом в спину высокого человека, так что даже ощутил фактуру ткани его пиджака. Он отступил в сторону, и я увидел, что это дядя Леня (Алексей Алексеевич), младший брат отца, умерший полгода тому назад.

 В жизни он был высоким человеком, около двух метров.(Он, как и отец и мои предки ранее носили фамилию Верзилов, но когда начались преследования "поповских детей и родственников", им пришлось спрятаться за фамилии своих жён).

 Своим взглядом он показал мне на тропинку (мой жизненный путь), которую пересекли один за другим три близких мне человека: отец, Олег (старший брат), затем мать. Вслед за ними и я вошел в тёмное помещение. Мысленно  дядя сообщил мне, что это указывает на очередность их ухода из этой жизни.

Очнувшись, я стал усиленно молиться, чтобы Господь открыл мне и время этих событий. Когда я снова задремал, то вскоре увидел под потолком висящие вертикально души (астральные тела) трех человек: жены – Ирины Фадеевны, моих отца и матери. Я тоже вышел из тела и осторожно подлетел к ним, стараясь не потревожить и не разбудить их. Тела были полупрозрачны, с темными очертаниями внутренних органов, с как бы зеркальной поверхностью (я видел в них отблеск и своего тела), без видимых половых признаков.

Ирина в это время находилась   неподалеку – на соседней кровати. Две другие фигуры – души - были мои отец и мать, которые в это время находились за 300 км от Москвы, в деревне Ивняги Ивановской области.

 В руке у Ирины я увидел журнал Англия, за 1963 г. № 3.  Пришло и истолкование очередности ухода из жизни близких мне людей.  Отец - через 3 года, Олег - вслед за ним через 9 лет (3+6), затем мать, ещё через 9 лет. № 3 означало, что пророчество касается трех человек и ещё то, что отец через три месяца серьезно заболеет, но жизнь сохранит. Замечу, что в астрале все видится как бы в зеркальном отражении, поэтому цифры надо читать с конца. Название журнала по-видимому связано со словом ангел.

Так все и случилось: отец ушел из жизни 15.06.1974 г. Он - фронтовик, офицер, писатель, член литобъединения ЦДСА. Брат умер 27.08.1983 г. (накануне дня Успения Божией Матери - 28.08). И он был поэт, писатель, востоковед (изучал язык урду и индийскую философию), журналист. Не дожил 2-х недель до 55. А мать умерла в январе 1992 г.

Отец перед смертью удостоился посещения ангела – хранителя. Это произошло в ночь на 22 мая - его день Ангела и рождения («Никола» весенний), который совпал в тот год с отданием Пасхи Христовой. Сначала он увидел над собой под потолком младенца с крылышками. Спрашивает: «Кто ты?» Ответ: «Разве ты не узнаёшь меня, - я твой ангел-хранитель. Всю жизнь мы были вместе, и я никогда не покидал тебя. Ты был маленький, и я был маленький. Ты рос и  мужал и я возмужал».

И рядом стоит уже мужчина в монашеской рясе. «А теперь вот подошла зрелость и старость и нам пора подвести итог нашей жизни». И у кровати стоит рядом старец в монашеском облачении с посохом и  длинной седой бородой. За неделю до смерти удалось причастить и особоровать отца (о. Кирилл).

С отцом, который был сыном и внуком священников, я неоднократно встречался после его ухода «туда».  Господь оказал мне такую милость.
 
Опуская подробности, расскажу о первой встрече, которая состоялась через 4,5 месяца после его ухода из этой жизни,  в ночь на 31 октября 1974 г. Кстати,- это день рождения моей супруги Ирины Фадеевны. С моим отцом они были очень дружны.

Сначала я оказался в вестибюле, или коридоре длинного, как мне показалось, 2-этажного деревянного дома. Там я с кем-то разговаривал. С отцом  встретился чуть позже, когда меня вывели из противоположной двери, что была в торце этого дома, на небольшую площадь, которая находилась близ перекрестка  двух нешироких улиц. Справа был парк, огороженный красивой  решеткой, с разнообразной зеленью и цветами.  Слева и впереди – небольшие красивые домики, расположенные вдоль улиц. На одном из них я даже  разглядел вывеску с надписью названия. Но когда я попытался запомнить название улицы, оно быстро сменилось, и появилась надпись уже на арабском языке.

Площадь и улицы были покрыты как бы ковром зеленой травы, подстриженной так, что просматривались даже параллельные ряды травки. Около дома, из которого я вышел,  неподалеку кто-то пел веселую песню. На улице, идущей чуть левее и прямо, я увидел небольшую церковь с одной голубой «луковкой» и с крестом наверху.  Улицы этого небольшого городка, или поселка показались мне пустынными, но обитаемыми и очень уютными.
 
На площадке перед домом я увидел отца. Он сильно изменился: стал молодым, цветущим, очень красивым. От его лысины не осталось и следа. Но я сразу же узнал его. Мы горячо обнялись. Я радостно и с удивлением разглядывал его. Мы обнимались и целовались после долгой разлуки. Нас переполняла любовь, а значит с нами был Бог. Кажется, мы не говорили, но легко понимали друг друга.

Когда мы обнимались, я снова увидел через его плечо церковь и подумал, что хорошо бы в неё заглянуть. Недалеко от нас стояли два мальчика, на вид лет 7 - 9. Вероятно, это были ангелы, может быть наши. Один из них сопровождал меня при выходе из длинного дома на площадь.

И сейчас он, видимо, прочитав мои мысли, сказал: «Хочешь пойти в церковь? Ну что же, пойдем в церковь!» И мы пошли. Но как мы туда вошли и что там увидели, мне не  дано было запомнить. Во время пребывания там и после этого впечатление и настроение у меня  было весьма приподнятым, радостным.

Другая встреча состоялась 18 марта 1979 г., в  день памяти благоверного князя Феодора Смоленского. Предки отца служили в селе Новоникольское, под Вязьмой, в Смоленской губернии. А за три дня до этого был день памяти Державной иконы Божией Матери (15.03).
 
Сначала я увидел небольшую группу людей на улице провинциального городка, которые пели тропарь святителю Николаю: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю…».

Затем, уже в другом месте, я увидел отца. Он был в темных брюках и белой рубашке. Приблизился ко мне, и я встретил его без удивления.  Мы обнялись и присели на  пригорке  высокого берега реки.

 Отец вдруг спрашивает меня,- знаю ли я тропарь Державной иконе Божией Матери? Я говорю, что знаю. И он просит меня спеть его. Я соглашаюсь, хотя певец я неважный. Начинаю, но почему-то у меня сначала тоже получается тропарь св. Николаю, но потом я поправляюсь и начинаю: «Ангелов лица благоговейно Тебе служат, и вся Небесные силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, …».

 Отец облокачивается затылком на мою руку и, мечтательно глядя в небо, слушает. Затем, когда я закончил петь, задумчиво говорит: «Хорошо!».

Потом я вспомнил, что отца отпевали в церкви Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, в правом приделе, посвященном Державной иконе Божией Матери. Видел я отца ещё не раз, в том числе и в новом воплощении, - очень юного, очень красивого, очень радостного и очень энергичного. Но боюсь утомить читателей излишними подробностями.

С братом я тоже встречался после его ухода. Мы договорились, что после того, как он «сбросит скафандр» (так он называл физическое тело), то обязательно постарается сообщить мне о том, где он находится и что дальше собирается делать. 

Встреча произошла лишь через два с лишним года после его смерти, 16 декабря 1985 г.  Он появился в нашей квартире, как будто наяву, в проеме входа в комнату, во весь рост, даже выглядел выше своего роста. Одет был в темно-сером костюме. Улыбался радостно и приветливо. Выглядел хорошо.

 Я вырвался из своего тела, лежащего на постели (кресло-кровать), подлетел к нему и потрогал за руку. Рука была теплой. А наша встреча -  весьма недолгой, но информативной.

Он стал говорить мне (мысленно) о том, что собирается ехать в город  Сидон, зачем, я не понял. И назвал три имени: одно русское (Николай Широков) и два китайских: Чжао Дзиян и Цзян Цзэминь. Затем моё астральное тело стало почему-то раскачиваться, что помешало нашему дальнейшему общению, и вскоре Олег исчез.

Сидон в переводе означает «рыболовство». Упоминается в Евангелии (Мф. 11.21-22) и  Библии (Иезекииль, 28.20-23). Древнейший финикийский город на побережье Средиземного моря.  Ныне это г. Сайда, в 35 км  от Тира.

Китайские имена оказались именами генсеков, которые сменили друг друга 24.06.1989 г. Чжао Дзиян посещал Москву и Ленинград, встречался с Горбачевым и другими советскими деятелями. Он появился на политическом горизонте лишь в 1987 г. , т.е. Олег уже за несколько лет до того знал о том, что должно произойти в Китае. Из этого я заключил, что он заранее знал и об экономическом возрождении этой страны и пошел туда на новое воплощение.
 
Так что слова из песни: «Русский с китайцем братья навек» приобрели реальное значение.
                ***
Теперь следует сказать, зачем я обратился к этим воспоминаниям. Ведь я знаю, что в духовном плане мне это не принесет пользы. Напротив, открывая некоторые тайны своей жизни, я наношу вред своему духовному развитию в дальнейшем. Это не принято делать, это не полезно для меня, во всяком случае, так считает большинство духовных лиц, или старцев, - людей гораздо более опытных в этой жизни, нежели я.

Для того, чтобы похвастаться своими наблюдениями, экспериментами, пророчествами: смотрите, мол,- вот я какой,- где побывал, что повидал, чего достиг и т.п...? Нет! Ни в коем случае! Клянусь и не лгу, таких помыслов не было у меня и, надеюсь, не будет никогда. Я человек рядовой, грешный и  вполне заурядный. В оправдание приведу молитву, которая на духовном плане когда-то открылась мне, и которой я молюсь каждый день:

      «Господи, Иисусе Христе! Упование моё, надежда моя, счастье моё, любовь моя! Прими меня, наименьшего, наихудшего и самого наипоследнейшего из всех рабов Твоих в Твоё вечное послушание! Аминь».

Иисус Христос сказал, что пришел Он не к праведникам, а к грешникам, нуждающимся в спасении. И ещё Он говорил: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». Мф. 11.25.

Так вот я и оказался одним из таких грешников и младенцев, которому Господь по великой своей милости приоткрыл тайну своего бытия и будущей жизни. И я от всей души хочу поделиться этим знанием со своими коллегами и сослуживцами, которых я люблю, особенно с океанологами и морскими геологами, которые проходят через суровые испытания в морской стихии, нередко рискуя жизнью. Знаю это по собственному опыту. Да и всякому человеку, который заинтересуется моим опусом и опытом поиска Истины я желаю обрести её и найти счастье в духовном общении с Богом.

Поэтому на вопрос, поставленный вначале нашими учеными коллегами и академиками: «есть ли Бог?» я отвечаю со 100% уверенностью и несомненностью: да, есть! И после смерти тела физического жизнь не кончается, а продолжается, хотя и в другой форме.

В 1975 г. профессор-медик из США Раймонд Моуди выпустил книгу: «Жизнь после жизни». Он собрал воспоминания 150 человек, переживших клиническую смерть. Основные ощущения, которые они испытали, сводятся к следующему:  1. Непонятные звуки, похожие на жужжание; 2. Невероятное чувство мира и спокойствия; 3. Видение собственного тела,- душа находится как бы над ним;  4. Узкий тоннель со световым пятном в конце; 5. Воспарение в небеса, - легкое, как на крыльях; 6. Встреча с умершими родственниками; 7. Общение с ангелами; 8. Вся жизнь человека, пролетающая перед глазами; 9. Полное нежелание возвращаться назад.

 Любомир Цебич – пенсионер из Боснии (возраст- 64 года) 17 раз подряд в 2003 г. умирал и воскресал (после включения дефибриллятора). Видел Рай (у входа апостола Петра в виде седовласого старца с нимбом) и Ад – в виде современного города с рекламой,- внизу, под Раем. Эти сведения опубликованы в АИФ, № 33 17.08.2011. Статья: «Человек воскресал 17 раз подряд». http://www. Aif.ru/society/article/45214.

Апокалептические видения и предсказания, описанные апостолом Иоанном Богословом, не утратили своего значения и в наши дни, а наоборот, приобрели ещё большую актуальность. В 1975 г. в ночь с 19 на  20 января, в  праздник Святого Богоявления и Крещения Господа Иисуса Христа я удостоился такого видения.

 Выйдя со службы в Казанской церкви в Коломенском, я облился святой водой и вдруг почувствовал непреодолимое желание искупаться. На следующий день мы поехали с женой в п. Клязьма по Ярославской дороге, где жила её мать. Я отправился на реку Клязьму, нашел свободное ото льда пространство и  троекратно окунулся в холодную воду с головой. К своему удивлению, я не только не почувствовал холода, но мне стало жарко. Я повалялся в сугробе и ещё поплавал в речной воде. По-прежнему холода я не ощутил. Кстати, недалеко от того места на берегу реки расположена церковь Покрова Божией Матери в Тарасовке.

Теперь о видении. В ночь после описанного купания мне представилось, что я возвращаюсь домой по тротуару вечером, в сумерках. Причем, не в тот дом, в котором живу сейчас, или жил в 1975 г., а в дом № 8 по Солдатскому переулку, где я жил до 1965 г. (год окончания университета), старый 2-х этажный деревянный дом, который давно уже не существует.
 
И вдруг я увидел на небесном голубом фоне сплошную сетку, состоящую из остроконечных светящихся крестиков. Они покрывали все небо. Это свидетельствовало о подлинности и важности видения. Затем кресты исчезли, а в левой стороне неба как бы раздвинулись шторы, и отрылось овальное, вытянутое в ширину пространство, в котором среди бурно несущихся и клубящихся облаков обозначились Солнце и Луна, близко расположенные друг от друга. Потом Луна вдруг стала кроваво-красной, а Солнце померкло, почернело и стало исчезать. Потом и Луна стала исчезать, но по-другому,- справа налево, постепенно превращаясь в серп.

Вдруг с правой стороны небосвода обозначился, раздвигаясь, новый обширный, вытянутый овал. В нем появилась фигура человека, или ангела, в полный рост, который двигался справа налево мерным воинственным шагом. На нем были надеты какие-то старинные военные доспехи, а на голове шлем. В руке он держал, как показалось вначале, копье, или меч, но потом я разглядел в его руке печать.

 У апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе, в 6 главе, ст. 12 сказано: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землятресение, и Солнце стало мрачно, как власяница, и Луна сделалась как кровь; ст. 13. и звезды небесные пали на Землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои». И в гл. 7, стих 3: сказано ангелам: «не делайте  вреда ни Земле, ни морю, ни деревам, доколе  не положим печати на челах рабов Бога нашего».

В моем видении я побежал затем к дому, поднялся в нашу комнату на втором этаже и увидел отца, сидящего в кресле. (К тому времени он уже ушел из этой жизни 7 месяцев тому назад). И я стал ему рассказывать подробно о только что увиденном в небесных сферах. Видимо, это дано было мне, чтобы я лучше запомнил апокалипсическое видение.

В заключение скажу, что я хотел бы, чтобы мои дорогие друзья и ученые коллеги открыли  бы для себя божественную Истину и познали её. Я хотел бы пожелать им преодолеть в своем сознании пережитки атеизма, маловерия и безбожия для того, чтобы перейти туда, в ту, иную, «загробную» жизнь подготовленными. По меньшей мере, необходимы крещение, исповедь, причастие и вера искренняя, без лукавства и формальностей.

Конечно, я понимаю, что для людей внецерковных существенным препятствием может стать обрядовая сторона дела и малопонятный старославянский язык. Но эти препятствия лишь на первых порах могут показаться существенными. На самом деле они не столь значительны и довольно легко преодолимы. Во всяком случае, следует начать с чтения Евангелия и Нового Завета.

А чтобы почувствовать и осознать это по-настоящему, нужно испытать сошествие благодати Святого Духа, пережить  реальное  духовное общение с Богом, который любит нас и очень хочет спасти нас от погибели. И тогда вы почувствуете и познаете, что на духовном плане можно в мгновение ока преодолеть и пространство и время.

А может быть, кому-то посчастливится встретиться лицом к лицу с Пресвятой Богородицей и даже с самим Спасителем, Иисусом Христом! Мы знаем, что такие случаи бывают. Но для этого нужно много, много потрудиться и многое пережить. И вполне реально духовное общение со святыми и  ангелами и ощущение отклика на наш запрос, реально переживание встречного чувства любви людей, живших до нас за сотни и тысячи лет в прежних жизнях. И получение от них благодатной помощи в решении наших жизненных проблем.

Еще я хотел бы сказать, что пора нам преодолеть давно сложившуюся вражду и непонимание между наукой и религией. Напротив, нам следует объединить наши усилия в постижении Истины!

                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гурский Ю.Н. Геохимия литогидросферы внутренних морей. Том 1. Методы изучения и процессы формирования химического состава иловых вод в отложениях Черного, Азовского, Каспийского, Белого, Балтийского морей. М. ГЕОС. 2003. 332 с.

2. Гурский Ю.Н. Геохимия литогидросферы внутренних морей. Том 2. Иловые воды Красного и Средиземного морей. Зоны эстуариев. Закономерности формирования и классификация вод литогидросферы. М. ГЕОС. 2007. 450 с.

3. Саенко Г.Н. Владимир Иванович Вернадский: Ученый и мыслитель. М. Наука. 2002. 235 с. 

4. Александр Павлович Виноградов. Творческий портрет в воспоминаниях учеников и соратников. К 110-летию со дня рождения. М. Наука. 2005. 382 с.

5. Виноградова Л.Д.. «Я не мог пройти мимо науки». О жизни и деятельности академика А.П. Виноградова. М. Наука. 2007. 414 с.

6. Садовничий В.А. Слово о Ломоносове. С. 4-14. В кн.: «Он создал первый университет». Изд-во Московского ун-та. 2011. 120 с.
       
7  Юдович Я.Э. Живой Ломоносов. Вестник ИГ Коми НЦ УрО РАН, май, 2013 г.,
 № 5.


Рецензии