Школьная программа по литературе
Начнем с анализа произведения Федора Михайловича "Преступление и наказание". Для ученого сообщества - не секрет, а для рядового ученика и даже студента это может стать новостью, что само по себе данное литературное творение задумывалось в том числе, помимо всей другой богатой насыщенности, еще и с целью критики идеи сверхчеловека, которая была особенно в то время популярна на Западе, как и сам ее породитель Ф. Ницше, и к слову говоря, подготовила почву для фашизма, чего отрицать можно теоретически, но в действительности в его трудах встречаются прямые руководства к действию, как кровавого диктатора Гитлера, так и его последователей, воинов. К чему спрашивается, школьнику такие сложности, для чего такие глубокие думы. Едва ли, в самом деле, подростка в его школьные годы поистине тревожат такие многосложные вопросы, как: "к какому разряду я принадлежу, правоимеющих или твари дрожащей". Тут мне, наверное, возразят, приведя достаточно веский аргумент, дескать, в данном произведении описываются муки совести, борьба добра и зла, дается точное пояснение, что за преступлением всегда следует наказание. Я тут же найдусь не всегда, и школьники из фильмов об этом прекрасно знают, а кто-то и из действительности. Впрочем, не о том разговор. "Преступление и наказание", безусловно прекрасное творение, одно из величайших в истории классической литературы, однако же, смыслы, вложенные в него для юного ума не всегда доступны, а пробудить интерес к творчеству писателя оно, скажу откровенно, у школьника не способно. Помимо философских воззрений и тонкого психологического анализа убийцы, жертвы, следователя, и вообще всей ситуации в целом, в нем едва ли найдется другой, если так можно выразиться, подогрев интереса. Повторюсь, это колоссальное по значимости произведение, но оно рискует попросту быть не прочитанным, если с него начнется знакомство с творчеством великого русского писателя. Другое дело, "Братья Карамазовы". Это произведение не менее значительно, и куда более, наверное, снабжено всякого рода трансцендентными идеями, мировоззренческими картинами, духовными скрепами. Однако. Помимо этого, школьнику, как правило непонятного трактата, находится и еще одна пробуждающая интерес деталь, полагаю, не секрет какая. Да, "Братья Карамазовы" - это в своем роде детектив, но отнюдь не такой, где все идеи и весь интеллектуальный потенциал писателя вьется вокруг убийства и только вокруг него одного, и ничего более, никакого дополнения, ни одной умной мысли во всем тексте. Тут совершенно иной случай. Раскрытие убийства скорее выступает в качества притягивающей силы, способствует пробуждению интереса, но помимо него находиться еще и целый ряд полезных для жизни идей. В худшем случае, школьник прочитает его как детектив, но и этого уже вполне достаточно, чтобы пробудить интерес ко всему творчеству писателя. А пробуждение интереса ко всему творчеству подразумевает под собой и прочтение того же "Преступления и наказания", "Подростка", "Бесов" и так далее. Аналогичная история с "Войной и миром", но об этом уже в другой раз, более подробно. Эти бесчисленные сноски, философский анализ исторических событий - кому это, в самом деле, может быть интересно, кроме самих философов. Сам Лев Николаевич признавался, что погорячился с многословием, не говоря уже о сносках, и больше такого писать не намерен. И не писал. И все прочие его произведения были для прочтения проще и для жизни полезнее. Гениальное произведение, но способное быть понятым исключительно тонкими мыслителями, историками, профессионалами, одним словом, взрослыми, но не школьниками.
В заключение рискну предполагать, что принуждение школьников к прочтению "Войны и мира" в столь раннем возрасте было спровоцировано последователями идеологии, агрессивно относившейся к воззрениям этих писателей. Иначе, такого попустительства не объяснить.
Свидетельство о публикации №215010401687
Лейпцигскому студенту Фридриху Ницше тогда исполнилось 22 года, до идеи сверхчеловека ему было ещё далеко.
Мария Гринберг 04.01.2015 22:32 Заявить о нарушении
Дмитрий Швец 7 12.01.2015 01:31 Заявить о нарушении