1 мая

Ленька, парень с длинными волосами, голубыми глазами и рыжими короткими усикам, лежал охая на диване. Ему было плохо...мутило...при этом проявлялись все симптомы  злоупотребления вчера большим  количеством спиртного. Мысль слабо пробивалась в его затуманенный мозг.

На завод он попал вовсе не случайно. С 50-х годов его отец пришел на это предприятие, уже помотавшись по стране, хлебнувший лиха в деревенской глухомани (призыв партии — 25 тысяч коммунистов были брошены на очередной подъем сельского хозяйства). По домашним разговорам, встречам на заводской даче и не частым застольям, Леонид знал заочно и очно многих заводчан (или как они себя называли «пролетарцы», по названию их места работы). В школе, когда учительница спрашивала о профессии родителей, ему было стыдно...оба были начальниками, в отличии от других...там — шоферы, слесаря, токаря, машинисты и др. Сам он мечтал стать историком, но когда пришла серьезная пора выбора, кроме Политеха, с его тройками в аттестате в Университет ему дорога была закрыта. В общем, идя по стопам отца, Леня в конце 70 вступил в рабочую жизнь, имея за плечами 5 лет тяжелой и свободной студенческой жизни. «Deep Purple», «Uriah Heep», «The Beatles», «Alice Cooper», « Suzi Quatro » , Высоцкий и Градский были его кумирами. Под эту музыку он делал курсовые, врубая на полную катушку (при отсутствии родителе) свою «могучую» «Дайну», купленную на стройотрядовские деньги. 

Получив небольшой окладик и должность технолога цеха, Леня с энтузиазмом принялся внедрять свои знания в дело построения светлого будущего в рамках конкретного, вверенного ему фронта работ. Но недаром райкинское «забудьте чему вас учили...» было в то время (а может и не только) актуально...Печатать на машинке, бегать с хим. анализом заготовки, писать за рабочих «рацухи» и пр. большого ума не требовало. Молодость требовала подвигов...

Элитой считались в цехе рабочие I участка (или пролета). Там делали корпусные детали. Это основа станка. Их опыт ценился по всему городу, если человек увольнялся и называл завод, где работал - брали без слов. Более 40 «орлов» составляли команду под управлением старшего мастера Торопца. С ним можно было говорить обо всем. Знал много и не скрывал своих знаний, делился с любым неумехой, начинающему еще только делать первые шаги в производстве. Он запросто вставал за станок и утирал нос бывалому работяге, если тот канючил о малой норме.  Начальства он ничуть не боялся, народ его уважал и любил. Для Ленки он стал эталоном ИНЖЕНЕРА.
Рутинная жизнь разбавлялась советскими праздниками. Особенные были 7 ноября и 1 мая. На демонстрацию ИТР обязаны были приходить (знамена, портреты любимых Членов Политбюро, плакаты достижений и пр.) требовали массы рук, а так этого было в достатке у заводских «бездельников» - их согласия даже не спрашивали...НАДО!
Предпраздничный день начинался с уборки, чистки и заканчивался покраской станков.
            Этот ритуал рабочие уже выполняли из года в год, деньги за все это не требовали.        Самим было потом приятно работать на чистых и блестящих свежей краской станках
Естественно наш герой, принял самое активное участие. От грязи он уже был весь черный. Краска уже не приставала к нему, все это смыть было проблематично...но как то осилил сие.
Молодой человек не представлял, что предстоит еще одно испытание...
Начальство приняло цех к празднику и разошлось по домам. Рабочие уютно расселил за доминошным столиком и началось главное действо этого дня. Водки было привезено и принесено не мало. Леньку пригласили мужики с I участка. Разве можно ТАКИМ отказать?
Разговоры шли разные, голова парнишки постепенно тяжелела...но главное он просек. Его зовут к ним мастером. Благо образовалась вакансия. Он никогда не думал, что ему предоставиться возможность командовать людьми. Для него, при его стеснительном характере это казалось чем то сверхъестественным. Но мужики хлопали его по плечам, подливали водки в стакан и твердили -  «Не боись, Лень. Поможем!»
Естественно  спиртного не хватило,мастер Генадьич, шустрый и говорливый, быстренько «слетал» на каре за проходную (в такие дни бабульки на вахте на подобное закрывали глаза). Магазин «Розовый» (по цвету окраски стен) — совсем рядом. Ящик с «Агдамом» быстро оказался на столе у работяг. Дальнейшее уже выпало из сознания юноши.

На счастье Лени, к ним на праздники приехала бабушка с Украины. Это снизило накал ругани от родителей и позволило получить моральную поддержку нашему герою. Поздки к бабуле были для всей семьи незабываемым событием. Ставок, зубинка, перукарня, цукор и цибуля навсегда врезались в память... «Бабушкины котлеты», «бабушкины пончики», торт «Наполеон» и многое другое являлось эталоном в семье, к огорчению мамы. Планка была слишком высока. С бабулей смотрели уже за полночь, когда все спали, незабываемый английский сериал «Сага о Форсайтах» (или как у нас быстро переделали - «об офсайтах»).
От нее у Леньки не было ни каких секретов. И вот бабуля быстренько состряпала куриный бульончик и приятная влага стала наполнять измученный организм внучка.

Наказания от начальства за прогул демонстрации он не боялся. Его беспокоило другое, дал ли он согласие? Леня помнил, как на одном рабочем собрании выступал Дмитрич, седовласый расточник, моряк, прошедший всю войну, мастер золотые руки. Основная мысль его пламенной речи была такова — не позорим ли мы слово «мастер», когда приходящие юнцы, якобы познавшие все азы науки, оными ставятся? Разве могло быть это в стародавние времена?

И вот у такого  седого героя и ему подобных, предстояло быть «начальником» ему самому. С тяжелым чувством думал о последствиях предпраздничных посиделок наш герой. А оно ему все надо? З/п на 10 р. больше...проблем выше...быть между молотом и наковальней. Да уж...погуляли!


Рецензии