Зомби в современном кинематографе

К моему огромному сожалению, современное кино все больше принимает черты массовости, однородности, рассчитано на широкую публику, не особо заботящуюся о своем нравственном и интеллектуальном развитии. Людям нужны эмоции, как можно больше, причем мы не разбираем и не дифференцируем эти эмоции, влияют они нас положительно или же конструируют кучку идиотов. Попросту говоря, мы хаваем то, что подносят на грязной посудине с отбросами и крысиными хвостами. Чувство эстетики притупляется, мозг голодает, сердце черствеет. Бюджетные фильмы заполоняют интернет, кинотеатры, освобождая нас от мучительной необходимости думать. Зачастую мы хвалим кино похабного качества или восторгаемся спецэффектами, действительно крутыми, но, на мой взгляд, отвлекающими внимание от сути, идеи фильма, если таковая конечно имеется. Концентрация тупых фильмов достигает своего предела. И все почему? А потому что нас расслабляют пошлые несмешные комедии, садистские боевики, триллеры, ужасы, банальные мелодрамы. Закрученные сюжеты, если подумать, в большинстве своем однотипны примитивны, создается иллюзия качества. На кассовые фильмы спрос есть всегда. Толпа, если уж совсем грубо стадо, как шла, так и будет ползти по пути наименьшего сопротивления, ну и пусть не думают и радуются собственной ограниченности, о которой и не подозревают. Но вместе с ними всегда будут люди мыслящие, предпочитающие интеллектуальное, наполненное кино всякому отребью.
Я вот хочу обратиться к определенной кинотематике – зомби. Очень популярный сюжет на сегодняшний день. С одной стороны, имеет место отупение зрителя, безусловно, но вот вопрос: вдруг все эти мерзости несут в себе тайный глубокий смысл, и мы просто этого не замечаем? Ведь куда комфортнее в старой доброй безызвестности. Попробую разобраться.
"Впервые зомби появились в кинематографе в 30х годах и были жертвами гаитянских магов. В фильмах «Белый зомби», «Я гуляла с зомби» это живые люди, полностью подчиненные воле злого мага. Такое кино считалось убогим и низкопробным". Но это только истоки. Сюжет зомби вырвался из категории второго сорта в 1968 году, когда появилась на свет «Ночь живых мертвецов» Джорджа Ромеро. Вот тут то и получают зомби качественно новую экспрессию, становятся мейнстримом. Возникает концепция, сейчас уже родная нам, зомби-апокалипсис. О зомби снимают комедии, ТВ-сериалы, пишут псевдодокументальные книги, выпускают комиксы. Такой вот социальный взрыв. И даже более того, есть организации гражданской обороны «Зомбоотряд», насчитывающие 19 филиалов в США и Европе. Да уж, мы достигаем стадии маразма. Но вот вопрос: почему такой дикий сюжет становится столь интересным товаром?
Мир, в котором полюбили зомби, - это мир информационного общества, неумолимо разрушаются идеи семьи, государства, нации, мутирует гендерное самоопределение. Пропаганда действует на сознание почти безотказно, с КПД почти в 100%. Современная картина мира такова, что человек стремится поработить природу с помощью наикрутейшего оборудования. Получается простая истина: человек убивает то, что его породило, на что мать-природа включает защитные механизмы. Да, она "самая изощренная серийная убийца, и, как и все гении, требует быть признанной". Она требует уважения и подчинения, а мы тут раз и ядерные испытания, аборты, вырубка лесов, опыты с животными, попытки клонирования. Мы идем против нашей созидательницы, а она злится и пытается нас проучить, эдаких нахалов. Отсюда и сюжет глобального заражения каким-то неизвестным вирусом. Новые проблемы рождают новые чудовища.
Зомби современности апокалиптичны, они оповещают о конце знакомого для нас мира, угрожая всему самоуверенному человечеству. Зомби стирают всё старое, и остается tabula rasa. 
К тому же, что очень важно, эти фильмы обнажают самые существенные наши страхи: страх глобальной катастрофы, микробов, пандемий, страх перед неизвестным, страх стать одним из управляемых шести миллиардов, зависимость от инфраструктуры, страх кары природы за алчность и тщеславие, дестабилизации общества. Во всем гнездится липкий и похотливый страх.
"Модель реальности", которую нам предлагает зомби-апокалипсис, мы используем, как хотим. Можем разобрать мир на составные части, изучить механизмы, "посмотреть, что внутри". И вот уже вселенски важная проблема конца света приобретает некую конкретику, решаемость. Есть ответы – это и привлекает.
Эпидемия обнажает все «прелести» человеческой сущности, его пороки. Стирается линия неравенства. Контрастируют слабость и трусость с отвагой и надеждой. Здесь душа оголена, нет айфонов, столика из Икеа, социальной сети, за которыми можно было бы спрятаться. И к тому же наша жизнь настолько пресная и скучная, что мы волей-неволей вновь и вновь обращаемся к такому насыщенному кино для получения разрядки. "Зомби-фильм – это всегда социально-психологический эксперимент", внутри которого люди становятся даже более опасными, нежели ходячие мертвецы. Вскрываются жестокость и эгоистичность, только и ждущие удобного момента проявить себя. Ведь цивилизованные мы до тех пор, пока есть мобильный и можно позвонить в службу доставки или скорой помощи. Как только выпадает хоть одна деталь, все идет наперекосяк. Зомби – это всего лишь декорация, вся соль в нас, выбор за нами – сохранить человечность или придушить ее. Зомби рисуют нам бездумную толпу, способную в условиях беззаконности и безнаказанности на поступки еще более отвратительные и извращенные, чем живые мертвецы, которые, кстати, неплохо проецируют на себя общество потребления. Им надо жрать – нам надо жрать, только наша еда немного другая, и мы пребываем в наивной уверенности, что стоим выше в развитии. Мы по сути так же движимы своими страстями, желаниями, похотью и слабостями, тоже своего рода голод. Получается кривое, но все-таки отражение. По сути, нас уже не цепляют и не возмущают страшные картины убийства, вроде как норма. Чувство сострадания уходит в небытие безвозвратно.
Роль такого кино заключается не только в психотерапии (переживание страхов и их преодоление), но и в создании новой личности, имеющей смелость в любой момент выйти из зоны комфорта в неизведанный мир.
И еще, люди не осознают, насколько уязвим наш мир для эпидемий (испанка в первую мировую унесла 50 млн жизней!), мы отграничиваем себя от такой информации. Учитывая современное положение вещей, повальное использование антибиотиков, пагубно влияющих на геном микроорганизмов, риск зверской эпидемии огромен.
А может быть и не нужно искать во всем скрытый смысл? Может нам прямым текстом говорят «стоп»? Может проблема лежит на поверхности, а мы не замечаем или ленимся замечать? Или из нас всего лишь создают безмозглое сборище дебилов, которому вполне хватает «хлеба и зрелищ»? Как знать…


Рецензии