К нам едет ревизор

Начало смотри http://www.proza.ru/2014/12/30/210

Пришлось  мне как то, чисто случайно, сыграть в бессмертном «Ревизоре» причем не в театре, а наяву.Впрочем, обо всем этом,придется рассказать по порядку.

В то лето по плану экспедиций, должны мы были работать  на Мургабе в Туркмении и на Нуреке в  Таджикистане. Перед самым отъездом,вызвал нас шеф    и поручил, заодно еще, слетать на Каспий, в Красноводск, откуда в Академию Наук стали приходить письма с жалобами из местного отделения рыбоохраны и  министерства водных ресурсов. В общим, жаловались они, друг на друга и писали  в различные инстанции в Москве.

Камнем преткновения для этих организаций  была река Атрек, по которой проходит граница с Ираном. Причем на восточном побережье Каспийского моря, это единственная река  и вся рыба из Каспия  шла в нее на нерест. К сожалению, истоки Атрека  находятся на территории Ирана и количество воды в реке  могло меняться  в зависимости от отношений с этой страной . Проще говоря, при желании Иран, мог вообще перекрыть воду в реке. При Шахе, как не парадоксально  никаких проблем с перекрытием реки не было, а вот после революции при Хамейни проблемы начались.

При впадении в Каспий Атрек  течет по пустыне и  глубина во многих местах столь мала, что рыба просто не могла подниматься вверх по течению. Советские люди не могли остаться безучастными к этим рыбным проблемам и для того чтобы помочь рыбе ,построили в пустыне рыбоход. То есть по задумке благодетелей, весь сток реки направлялся между  бетонных  стен, которые возвели в пустыне и глубина ,соответственно  должна была  там увеличиться, и позволить рыбе спокойно проходить на нерест.

В результате ударного строительства,  поток действительно устремился между возведенных стен, но скорость его увеличилась на столько ,что бедная рыба ,просто не могла его преодолеть  и скапливалась перед ним в огромных  количествах.
Так что браконьеры из  ближайшего древнего поселка Гасан – Кули ,которые ранее тратили на обеспечение себя рыбой на целый год  примерно неделю, могли обеспечить теперь себя рыбкой за пару дней, так как рыбу  можно было ловить не сетью ,а лопатой.

Прилетев в Красноводск ,мы направились в местный Минводхоз,  и  в качестве верительных грамот , предъявили им письмо ,на бланке АН СССР ,подписанное нашим академиком, с просьбой оказывать необходимое содействие. В конторе явно ожидали комиссию из Москвы, так что нам был оказан прием по высшему классу и даже выделили машинистку, посимпатичней.
 
Что бы добраться до Атрека, нужно было трястись на автобусе по пустыне часов 8 ,но для нас был заказан спецрейс самолета  и через час мы уже были в Гасан –Кули, где уже были расставлены столы и приготовлена выпивка и закуска. На наши попытки  посмотреть рыбоход, хозяева недоуменно спрашивали  ,чего там смотреть, ведь воды то там нет. Оказалось , что действительно Иран перекрыл всю воду и посреди пустыни оказались стоять бетонные стены ,где в высыхающей глине валялись лишь мертвые водные черепахи.
 
Все дома правда в округе ,стоящие на сваях от наводнений , были увешаны веревками с сушеной рыбой ,непонятно откуда взявшейся. Конечно происхождение рыбы было понятно, но в тех местах понятие рыбоохрана , это из области не научной фантастики, так как  население в этих местах тысячелетиями только тем и занималось, что ловило рыбу и возило контрабанду через границу. Никакой рыбинспектор ,ради сохранения собственной жизни ,никогда бы не связывался с этой публикой.

Так что нам ничего не оставалось ,как воспользоваться гостеприимством хозяев  ,пить ,есть и наблюдать верблюдов на  иранской стороне границы.

Тем же спецрейсом, в тот же день мы вернулись в Красноводск и на следующее утро попытались получить документацию по строительству рыбохода. К сожалению в конторе мы обнаружили настоящую комиссию из Москвы из их  же министерства, и сцена напоминала классическую сцену из Ревизора ,когда наконец попросили показать наши полномочия на ознакомление со служебными документами. Наших красных книжечек с гербом СССР очень похожих на  КГБэшные удостоверения оказалось недостаточно, и мы были с позором выгнаны из конторы, лишившись  и приставленной к нам машинистки.

Попытки ее соблазнения ,с целью тайного изьятия документов, не увенчались успехом.Даже предложение, выдать замуж, за московского профессора,ее не соблазнило.Девушка была умная и понимала, что на атрекской рыбе она будет иметь больше ,чем с нищенской зарплаты профессора.
 
Мы, правда, не очень и расстроились, так как на следующий день должны были уже лететь  в Ашхабад и оттуда поездом через Мары в Кушку.

Остаток дня мы провели осматривая достопримечательности Красноводска ,главный из которых был настоящий восточный базар с горами арбузов и дынь, аксакалами сидящими в чайханах и задумчивыми ослами мирно дремлющими  на солнышке.

Ужин у нас конечно был не столь восхитителен, как стол в  Гасан –Кули, но мы особенно не жалели, ведь впереди нас еще ждала Кушка ,и многие другие места, где возможно тоже кто то ждет комиссию из Москвы.

Продолжение смотри http://www.proza.ru/2015/01/04/324


Рецензии
Отличный мемуар!
С уважением,

Мироненко Юрий Михайлович   11.08.2017 15:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.