Клад царя Гороха

- предисловие-

- Батька мне рассказывал вот такой случай, по тому времени, когда сам случай то с батей произошел, мне было годика два не более. А рассказал то он мне, когда я уже взрослый был.
В лесах у нас есть заброшенная деревня , не так уж и далеко от нашего лесного поселка, всего то километров двенадцать по лесовозной дороге, а потом от нее влево свернуть по старой грунтовке еще километра три через лес и болотину. Деревню то забросили опосля войны, так как ни одного мужика то с войны не вернулося, все погинули в чужих краях. Вот значит всех жителей то баб, детишек, стариков со старухами кои еще оставались немногие не разъехавшиеся и свезли по плану коллективизации\укрупнения 1968 г, в один из колхозов где всем и дома новые срубили. Оставались только пять семей, которые ни как не хотели покидать свою родную деревню, но и их через несколько лет переселили, после того как прикрыли ферму с телятами.
А деревня то скажем по нашим лесным местам была большая, так как имелась своя церковь. Дома стояли "заходи и живи", по тем временам разорять дома привычки ни у кого не было, да и мыслей таких что бы стекла побить или печку разломать, ни у кого не возникало. Батька то мой туда приехал на рыбалку на велосипеде, очень уж у меня отец был удачлив на рыбу. Как говорят, посади возле таза с водой, дак и то рыбы наловит. Вот значит батя туда в деревеньку ту и приехал на рыбалку.
Возле деревни под угором речка не большенькая метров десяти шириной пробегала, петляя как заяц поворотами и перекатами. В речке той помногу ельца бывало и хариуса. Вот за хариусом то батька туда и явился. День он ловил, а вечером в крайнюю избу пришел, печку натопил русскую, рыбу засолил, да ухи наварил. А наевшись ухи и напившись чаю залез он на печку в тепло, где травы настелил, что бы бока не отлеживать на голых кирпичах. Накрылся плащом брезентовым и уже глаза закрыл спать, как услышал где-то за деревней машина урчит. Удивился батя, с печки слез, да и смотрит в окно, кого могло по бездорожью принести, дорога то почти не проехать.
Смотрит он, а в деревню вкатил ГАЗ-69, да и встал у скосившегося оплота. Из машины вышли двое мужиков, и бабка вся в черном и до того видимо стара что шла согнувшись от старости едва не до земли. Мужики следом, один с ружьем, а у другого на плече две лопаты. Батька рассказывает, что спужался и выходить из дома не стал, ток выглянул в какую сторону те пошли, а пошли они в сторону церкви. Прошло часа три, на улице уже ночь во всю хозяйничала, где-то ухал возле деревни филин, пугая мышей и зайцев, когда мимо в обратку с фонарем прошла троица. Машина завелась, осветила черные кусты фарами, развернулась и уехала.
Батька говорит что с утра пошел на рыбалку , половил до обеда хайрузов и пора домой было ехать. Что и где копали те, кто приезжал, он не ходил и не смотрел, так домой нужны было.
Вот такая история. С тех пор прошло уже скоро пол века, деревня та до сих пор на месте, только поди все заросло и дороги, и сама деревня.

Первый коп.

Приехал я в отпуск на Родину в сентябре в свою родную деревню. Дом стоял и ждал меня с заколоченными дверями и окнами. Возле дома стояла стройная высокая береза, одетая в золотую листву, эту березку я сажал сорок лет назад. Достав спрятанный гвоздодер, оторвал доски с окон и двери, вошел в дом. В доме, как и во всех домах где долго не жили пахло нежилым, я отворил пошире двери и окна что бы проветрилось. Положил рюкзак на пол, поставил тележку в угол, взял ведра и пошел за водой. Сделав три ходки за водой, я вымыл полы, принес дров и затопил печку, поставив греться чайник. Пока печка весело трещала разгоравшимися поленьями, стал распаковывать рюкзак.
Не знаю в какое время я подсел на поиск, наверно еще в детстве, когда малыми рывшись в песке под старой церковью мы находили старые монетки. А может с момента, когда бабушка пересаживала куст крыжовника и обнаружила под ним почти сотню старинных пятаков. Помню, что пятаки были тяжелыми, увесистыми и зелеными)). Мы с братом набрав ведро этих пятаков пошли на речку и запускали ими блинчики по воде, так благополучно все пятаки и оказались на дне реки. Нам с братом в то время было всего 8 и 9 лет, для нас ценность были оловянные солдатики чем старинные зеленые монеты.
Из рюкзака извлек то ради чего собственно все лето и планировал свой отпуск, а именно красавицу (ца) Аську 150 которую мне чисто за символическую цену отдал мой приятель. Он то копом занимается не первый год и вполне серьезно. МД у него стоят хороших денег, да и остальная амуниция не на рынке куплена, все приобретал в фирменных магазинах Garrett. Приятель мне популярно объяснил, показал, как пользоваться Асей, в общем провел несколько уроков. Ни чего сложного я не увидел и все хорошо запомнил.
Два дня у меня ушло на обживание, топку и помывку в своей бане. День ушел на поиск техники, в этом мне помог мой одноклассник который из своего многочисленного деревенского «автопарка» выделил мне для передвижения китайский не то мопед, не то маломощный мотоцикл. Благо что едет и то хорошо. И мой план начал воплощаться в жизнь.
С вечера собрав рюкзак и амуницию, запас продуктов, чай, сахар, тушенка, сухари, батарейки, фонарик я был готов как пионэр к своему первому по настоящему выезду на коп.
Проснувшись в пять утра, я вскипятил чайник, нажарил сала с яйцами, сделал пару бутербродов и плотно позавтракал. Китаец завелся с пол пинка и моторчик весело треща повез меня к осуществлению моей мечты.
В предисловии я поведал то что рассказывал мне отец о заброшенной деревне и ночных гостях, приехавших с лопатами. Вот в ту деревню я и направился. За полтора часа по заросшим дорогам я добрался до места. От деревни мало что осталось, церковь возвышалась с восточной стороны деревни темнея лысым без креста куполом. На выступах стен и на развалившихся простенках росли деревца и трава, но церковь по-прежнему была крепкой, умели раньше строить на века.
Перед поездкой я пора спрашивал приятеля про дорогу и деревню, он то мне и поведал что в деревню на лето из дальнего совхоза пригоняют на откорм телят. Пастухи все лето живут в деревне в вагончике и что там вполне нормально можно ночевать, есть печка и нары. Искомый вагончик обнаружился быстро, стоял он на колесах на краю деревни возле колодца. Закрыт был чисто символически, проушины вместо навесного замка закручены проволокой. Возле вагончика был сколочен стол со скамейками, под навесом стояла печка и поленница дров. В стороне виднелся скворечник туалета. В самом вагончике было даже очень прилично чисто, определенно, что среди пастухов была женщина которая наводила порядок. На полках, прибитых к стенам стояли жестяные банки, заглянув в них я обнаружил соль, пшенную крупу, приправы, лаврушку и перец горошком. В Углу слева от входа стояла чугунная печка с конфорками, над ней висели на крюках две кастрюли и эмалированный помятый чайник. Жить можно с удобствами.
Первым делом затопил печку и вскипятил чайник, бросив туда горсть брусничных листьев. Напившись чаю, достал лопату, собрал Асю, установил четыре батарейки и включил МД, Аська весело пискнула, а меня всего так и потряхивало от нетерпения, но как говориться спешка нужна только при ловле блох и … в некоторых других случаях. А коп я думаю беготни не любит.
Вышел из вагончика и огляделся. Деревня была похожа своими улицами на огромную букву «Г». Там, где у буквы верхняя загогулина стояла церковь, а низ буквы-дома уходили улицей под угор к речке. Так как в деревне жили пастухи и были телята, то деревня не выглядела заросшей, а наоборот вся трава по улицам была вытоптана и заминирована телячьими лепешками. Сохранились несколько домов, но большинство доживали свой век с повалившимися крышами чернея оконными проемами. Практически возле каждого дома росли черемухи и рябина, которая сейчас алела спелыми кистями красных ягод.
Вспомнив из рассказа отца что ночные гости ходили в сторону церкви, то и я направился туда. Возле церкви был большой огороженный загон для телят примыкавший к стене. Земля была истоптана в пыль, видимо сюда на ночь пригоняли телят. Вон в углу стоит небольшая печка с покатым навесом на покривившихся столбах и вмазанным котлом литров на сто пятьдесят в котором запаривали прикормку для телят.
Включил снова Асю, сердце быстро тук тук тук застучало. Сигналы пошли сразу, железо, железо, железо, а вот звук цветнина, копнул – тьфу проволока. Сигнал, еще сигнал, вот он на … и я копаю, ЕСТЬ монета, ураааа с почином меня)). Очистил монетку которая заблестела белым- десять копеек 1961 год, положил в коробку. Если б курил, то точно бы сейчас пыхтел бы сигаретой. Потихоньку двинулся вдоль церковной стены, снова сигнал, снова выброс адреналина – три копейки 1972 год, рядом сигнал- копейка 1970 год, сделал шаг еще сигнал- три копейки 1978 год, через пару шагов еще сигнал – пять копеек 1935 год.
Время не заметно пролетело, оказывается, что я вокруг этой церквушки проходил ПЯТЬ часов, без обеда, только чаю на скоро попил горячего и снова в бой. Вечерело и я вернулся к вагончику. Затопил буржуйку, разогрел тушенку и плотно поел. Подвесив к потолку вместо лампочки фонарик, я в сгущавшихся поздних сумерках расстелил на столе газету и высыпал свой «хабар». Для меня хабар был знатный, более сотни советских монет, правда из самых старых довоенных только одна, остальные все после 1960 года. Я ни как не ожидал такой «прыти» от Аси 150 , она меня порадовала очень и очень. О том почему так много советов ?, ходя вокруг церквушки понял по остаткам найденной вывески, на коей было написано выцветшими уже едва различимыми буквами что тут находилось «Сельпо» - деревенский магазинчик.
Среди монет больше всего было копеек, потом шли 3 коп, далее 2 коп , десяток 20 коп , 15 коп, 10 коп, три шт по 50 коп . Практически все монеты отлично сохранились в песчаной почве, утрамбованной ногами. Вдоволь «насладившись» раскладывая на кучки монетами, я лег спать.
Утром проснулся от того что по крыше вагончика вовсю стучал сильный дождь. Выглянул в окно, небо заволокло серыми свинцовыми тучами, дож подгоняемый ветром поливал от души. Затопив буржуйку я позавтракал, напился чаю, судя по всему ненастье надолго. Осенние дожди такие, если начинаются, то одним днем это не обходится. Делать не чего, собрал рюкзак, застегнулся на все пуговицы и пока дорогу совсем не развезло, надо выбираться. В обратную сторону дорога у меня заняла более двух часов. Приехал домой весь промокший как цуцик, первым делом переоделся в сухое и затопил русскую печку, достал из рюкзака Асю и протер ее сухой тряпкой, потом уж только напился горячего чая.
Отпуск не задался, дождь уже лил неделю не переставая, то не сильно морося, то словно небо прорывало потоками воды. Я считаю, что первый блин моего копа все же удался и то что меня затянуло это не то слово. Что бы понять, надо попробовать! Несомненно что следующий отпуск я снова приеду сюда.
Место действия рассказа - Вологодская обл, Тотемский район, деревня - названия деревни нет, даже на картах, но сама деревня осталась.


Рецензии