Паприка Тинто Брасса. Размышления по поводу
Поначалу я помню больше всего у него любил «Калигулу»(1979), который считается самым лучшим его фильмом. И это был первый фильм Брасса, увидел я его в гостях у подруги несколько лет назад. Обратил внимание, запомнил название, но не режиссера этого замечательный фильм о жестоком, коварном и порочном римском императоре Калигуле. Вещь действительно страшная и мрачная, не то что банальные голливудские «фильмы «ужасов»». В «Калигуле» нет ни капли мистики и фантастики, но именно этим он и страшен – предельным натурализмом. Но, как ни странно на первый взгляд, именно примером этого крайне откровенного фильма можно опровергнуть обвинения Брасса в порнографизме. Здесь особенно заметно, что секс - не самоцель, а часть художественного метода; вызывающая натуралистичность - как проявление четкого реализма. Хочется провести параллель с великим, и несомненно, еще более жутком фильмом его соотечественника П. Пазолини "Сало, или 120 дней Содома". Да и вспомним самого автора романа, по которому снят фильм Пазолини маркиза де Сада. Мир книг де Сада - это мир в первую очередь насилия, а вовсе не секса.
По поводу этого фильма я всегда вспоминаю одну вещь: мы, русские, всегда были большими сторонниками шатаний из крайности в крайность. Этому тьма доказательств в нашей истории. Экстремизм у нас в крови, недаром, когда у нас заводят разговор об экстремистах, почти всегда экстремистами оказываются русские националисты, а не представители иных революционных и радикальных идеологий, таких, как скажем, коммунистическая или анархистская. В частности, за просмотр "Калигулы" в советские времена можно было попасть на Колыму – фильм был запрещен и признан порнографическим. Однако в новогодние торжества 2000 года произошло то, что невозможно представить даже и в нынешней чопорной путинской России: государственный канал РТР продемонстрировал без купюр самый скандальный фильм Брасса.
Но этот фильм резко выделяется на фоне остального творчества Мастера. Брасс – спец по эротической комедии, это его любимый жанр. Но надо отметить, что и в жанре эротики Брасс снял фильм «Салон Китти» (1976), рассказывающий про бордель времен нацистской Германии, используемый гестаповцами в целях слежки.
В центре эротических комедий Брасса, как правило, героиня – жизнерадостная и чрезвычайно любвеобильная дамочка лет так двадцати пяти или постарше. Согласно опросам, именно в 28 лет женщины бывают наиболее довольны своей жизнью. Я бы так сказал: эротические комедии Брасса – великодушное восхищение женщиной и воспевание Эроса, страстной любви. Ну, и конечно, юмор, порождающий атмосферу непринужденности и игривости в его фильмах. Маньеризм появился на родине Брасса, в Италии – и режиссер продолжает его традиции. Все не так уж серьезно, не нужно быть слишком серьезными в этом мире. Игра, игра… Хотя, я читал, что кое-кто из критиков считает произведения Брасса «интеллектуальным» кино(?). К такому выводу можно прийти ну разве что после просмотра имбецильных творений Голливуда…
Но со временем некогда любимый «Калигула» приелся и моим любимым фильмом Тинто Брасса стала лента «Паприка» (1991) - по сути дела фильм про стремительную карьеру обычной симпатичной девчонки из «случайной» проститутки в шикарную великосветскую даму. Но этот фильм не только воспевает древнейшую женскую профессию, показаны и неприглядные стороны бизнеса в сфере секс-услуг; жизнь путан показаны без прикрас. Но и без сгущения красок. Реализм всегда был неотъемлемой частью творческого метода Брасса. В конце фильма героиня становится графиней, и все благодаря своей Pussy. (Вспоминается книга «Счастливая проститутка» Ксавьеры Холландер). Кульминация фильма – шикарная молодая графиня приезжает в свой первый бордель и устраивает праздник любви для всех посетителей: «Сегодня бесплатно даю всем!»
Для Маэстро Брасса женщины не просто объект вожделения, а источник смелых новаций и идей: «Женщины обладают необузданно сильным желанием ухода в мир фантазий и поиска новых эмоций... Женщины чувственны и постоянно ощущают призыв желания".
У многих может сложиться мнение, что Брасс - завзятый феминист. Но не все так просто. Это высказывание режиссера может вызвать бешенство не только самых упоротых феминисток: "Ум женщин, интеллект, духовную наполненность – всё это можно найти на попке, если её окинуть внимательным профессиональным взглядом».
Одно из моих любимых мест в «Паприке». Сцена лесбийского соблазнение 18-летней Паприки другой проституткой.
Совсем недавно Паприка по совету своего любовника пришла на работу в дом терпимости и показала чудесные результаты. Мужики в восторге от новенькой, на красавицу отличный спрос, мадам подсчитывает барыши, и сама начинающая проститутка тоже не обижена финансами. В конце трудовой смены еще непривыкшей к подобной работе Паприке стало плохо. Хорошенькая рыжая шлюшка помогает девушке лечь, прогоняет всех остальных и меряет ей температуру, вставив градусник во влагалище. Вынимает из влагалища градусник, и говорит, что ничего страшного.
Начинает делать Паприке массаж. Та млеет.
- Это так расслабляет… И мне это нравится.
– Ложись и усни, пусть тебе приснится прекрасный сон.
Потихоньку начинает не просто делать массаж, а ласкать тело Паприки. Та откровенничает:
- Я закрываю глаза, и у меня перед глазами члены летают.
- Именно поэтому девушки занимаются любовью друг с другом. Это дает освобождение.
- Да, но мне это не нравится.
- От этого забываешь все гадости, что случались за день!
Ласки становятся все более откровенными.
- Что ты делаешь? Я не лесбиянка!
Рыжая бестия решительно скидывает одежду с Паприки:
- Зато я лесбиянка!
Говорит зачарованно:
- …Боже, какая у тебя красивая пипка!
Раздвигает ей ноги и начинает работать языком.
- Нет, Джина, подожди! – не смотря на недомогание, Паприка отчаянно пытается сопротивляться, но куда там!
…Оргазм…
Уставшие девушки лежат вместе.
- Джина, я больше не вижу летающих членов, я вижу плывущие облака. Я вижу летящие облака. Дождь смыл с меня всю грязь, я обновилась... я лечу! Боже, как хорошо!
В дальнейшем эта девушка становится верной подругой Паприки – и отнюдь не в интимном смысле. Восхождение Паприки к социальным вершинам связано с мужчинами. Есть и любовь, которая проходит через весь фильм – опять-таки неподражаемый провокационный юмор Мастера! – к первому партнеру из первого борделя.
В этом весь Тинто Брасс. Его философия. Чувственное наслаждение превыше всего, в том числе и морали, и сексуальных табу, и навязанных обществом норм. Оно – сама жизнь, ее торжество и смысл. Ему нет альтернативы. Клин клином вышибается, так и здесь. Если его мало, оно приелось или доставляет не радость, а страдания – всего-навсего расширь свою сексуальность, открой в себе что-то новое. Все, что мы не делали, должно увеличивать количество любви в этом мире.
Свидетельство о публикации №215010402269