Воин и созидатель

ВОИН И СОЗИДАТЕЛЬ
(Из книги «О людях и для людей»)
 
 В  памяти  Виктора Васильевича Василины начало войны  осталось не только  большим и  неожиданно страшным горем, но и величайшей  несправедливостью в его судьбе, когда  сознательная  жизнь  его только-только начиналась.   В июне сорок первого  ему было лишь четырнадцать лет, когда фашистские самолёты начали бомбить мирные города и села, в том числе и его родное село Андреевку.  Родился он здесь пятнадцатого ноября двадцать шестого  года, а к началу войны  только-только успел окончить  первый курс фельдшерско-акушерской школы, что располагалась тогда в городе Ромны.  А тут началась война и  разве это справедливо, когда ещё не закончилось детство, и он очень хотел учиться!
Но так вот уж случилось, что война застала его в  родном селе на Украине, что в Сумской области, и можно сказать ещё ребёнком.  Здесь он рос, закончил семилетку, где в родном селе он всех знал, и его все знали, где ему было всё дорого и знакомо до самых мелочей. Но вот и сюда, в его детскую и мирную жизнь, пришла война. Немцы вступили в  село  спустя месяц или полтора после начала войны, то есть, в конце июля или  в  первых числах августа, сейчас  Виктор Васильевич этого уже не помнит, но он  всем своим существом чувствовал как от Балтики до Чёрного моря шли кровопролитные бои. Однако немцы здесь надолго не задержались, они быстро прошли насквозь село, оставив после себя лишь старосту да полицейских, решив, что здесь и этого достаточно. 
«…Этих сволочей  всегда и везде хватает, – сплюнул он в сердцах, рассказывая мне о той его страшной детской жизни, –  предателей всяких, а у немцев были дела тогда важнее, чем занимать какое-то село, старосты достаточно да его подручных, они, немцы, рвались к Москве!».
Помолчав,  он ещё и  добавил: «…Жизнь в оккупации, конечно,  была для нас, пацанов, стариков, женщин и малых детей, несладкой. Немецкие ставленники колхоз  к нашему удивлению не разогнали, видимо лучшую организацию труда пока никто из них и не придумал, лишь вместо председателя колхоза они  назначили «голову». А колхозники были обязаны  на них отрабатывать  в месяц двадцать пять дней, чтобы потом на питание  получить восемь килограммов ячменя. В апреле сорок второго года, –  продолжал вспоминать Василина, – умерла,  к сожалению, моя  мама. Это стало для меня чудовищным горем. Ведь остался я один, сам ещё мальчишка, с младшей сестрёнкой на руках, представляете, она моложе меня на четыре года, а как жить нам –  вокруг  ведь немцы?! И мне пришлось делать всё возможное и невозможное для того, чтобы мы с ней как-то выжили.  Большой радостью для нас, конечно, и долгожданным спасением стало освобождение, когда в наше село пришла Красная Армия. Это случилось в августе сорок третьего года, по странной случайности  день в день с занятием  немцами  села, но уже два года спустя. В этом же году меня и призвали в армию…».
  Призыву в тот год подлежали все мужчины двадцать шестого года рождения и старше. По пути следования к месту службы Виктор Васильевич тяжело заболел дизентерией и был возвращён домой на лечение, для восстановления здоровья. И лишь в марте сорок четвёртого года он оказался в армии, в Ленинграде, в зенитно-артиллерийской бригаде.
Служить начал радио-прожектористом. Его задачей было  поймать цель  радиолокатором и вести её до передачи прожектористам и зенитчикам.
 Довольно долго его часть охраняло небо над Ленинградом. Затем был Выборг. Охранял он небо и над Эстонией. На фронте, буквально на передовой, он был лишь под Кенигсбергом, когда Красная Армия стремительно  гнала фашистскую свору с нашей земли.
 Но вот  и  День Победы, конечно же, радость! Понимание того, что впереди всех ждёт мирная жизнь, что уже не будет страшных страданий, всех тех мук, что довелось познать советскому народу  в годы тяжких испытаний. Но военная биография Виктора Васильевича на этом не закончилась. Он продолжал служить ещё долго, до самого сорок девятого года, до тех пор, пока не пошёл учиться в только что открывшееся  зенитно-артиллерийское училище, в который принимали (в первый набор!) лишь сержантов  участников войны.
 После окончания этого военного училища, в апреле пятьдесят  второго года, и получив звание лейтенанта,  молодой офицер был направлен служить в войска Московского военного округа, а точнее в Тулу, где и служил до пятьдесят девятого года. К тому времени он уже закончил во время этой службы Туле тульский горный техникум, а после этого, уже в звании капитана,  демобилизовался и пришёл работать на Косогорский металлургический завод, где его,  и по сей день, знают и уважают. Ценят, как замечательного специалиста, уважают не только как ветерана войны, но и труда, многое сделавшего для предприятия полезного.
 Все эти годы работы он сначала трудился в электротехническом  цехе мастером, затем занимался реконструкцией цементного цеха, строительством второй вращающейся печи. Довольно долго работал заместителем главного механика завода и в этой должности проявил себя грамотным и инициативным специалистом.  А когда на заводе потребовалось, чтобы кто-то из  грамотных  организаторов-руководителей  стал куратором большой и важной для завода новостройки, комплексной реконструкции литейного цеха, то выбор пал на него. И он с этой задачей прекрасно справился.  Затем под его инженерным контролем реконструировалась первая вращающаяся печь цементного цеха, затем ему было доверено заняться строительством третьей разливочной машины в доменном цехе. И с этими задачами он справился тоже достойно. И потому уважение к нему, как грамотному инженеру и специалисту высокого класса, руководителю и организатора работ, крепло на заводе год от года, по мере его вклада в техническое усовершенствование предприятия.
 О его добросовестном отношении к делу, высоких моральных качествах, как человека и  специалиста, можно было рассказать ещё многое. Но вот только Виктор Васильевич, человек очень скромный и интеллигентный, просит особенно его не хвалить, зато о нём говорят его дела и окружающие его люди, которые знают его, как человека глубоко порядочного, честного, не способного на плохой поступок, человека, рядом с которым  легко жить и работать.
А.Бочаров.
2003.


Рецензии