Волнующий след стрелы

ВОЛНУЮЩИЙ СЛЕД СТРЕЛЫ
(Из книги «О людях и для людей»)

 Небо всегда притягивает взгляд, и Юрий Сергеевич Попов не может отпустить глазами белую прямую линию, сначала плотную, тонкую, затем всё более и более расширяющуюся и теряющую свою плотность. А где-то там высоко, на острие этой самой  линии, невидимая с земли его глазу, но которую он чувствует всем своим существом, летит высоко лёгкая серебряная птица – самолёт.
 Но как же, всё-таки, быстротечно время! И было это как будто бы ещё вчера, когда он молодой лейтенант Попов, после окончания Двинского авиационного училища, прибыл в свою воинскую часть, и это он, Юрий Попов,  летит сейчас там на запредельной высоте и бороздит  бездонную синь. Ту самую синь, о которой мечтал ещё в детстве,  читал  в книгах и  где  её так красиво  называли «...голубым океаном»! Ведь это он там летит сейчас на реактивном бомбардировщике стратегической авиации, на котором в своё время налетал полторы тысячи часов и с которого совершил более  семидесяти прыжков с парашютом. А что ныне? Кто он теперь Попов? Вряд ли кто из знакомых при встрече с ним может назвать его  пенсионером: крепок телом, с хорошо развитой физически мускулатурой, строен, да и с лица молодо выглядит.
… Юрий Сергеевич оторвал взгляд от быстро скользящей белой стрелы, его мысли неожиданно прервал озорной смех да девичий визг. Он невольно оглянулся на кампанию молодых парней и девчат. Оказывается, что он и не заметил,  как тёплым сентябрьским днём  гуляя по аллеям  Тульского Центрального парка, забрёл неожиданно на самую его окраину, к самому пруду. Свежесть воды и осенняя красота  пруда влечёт сюда многих, в том числе вот этих балующихся у самой воды парней и девчат. И  он неожиданно для себя позавидовал им, молодым да весёлым: «…Вот она беспечная юность!».
 Впрочем, подумалось ему, быть может, она и не так уж у них беспечна, ведь и у него, вот в  таком же юном возрасте, было тоже немало своих забот и хлопот, которые ему тогда казались  неразрешимыми, тоже  архиважными. И потребовалось-то тогда  для их решения немало его воли,  напряжения всех его сил.
 Впрочем, цель в жизни он себе определил рано, ещё в детстве. Отец его  был боевым военным лётчиком. И потому тяга к небу появилась у него с раннего детства, просто изначально. Он даже и не помнит когда появилось само желание летать?!  Вообще-то, вначале, отец по профессии был у него учителем, а мать – почтовым работником, с небом никто из них не был связан. Но судьба распорядилась так, что отец был призван на финскую войну, где и стал лётчиком.  И в этой ипостаси провоевал всю Великую Отечественную войну, то есть, в военно-воздушных силах. И даже отцу самому было удивительно, как он ещё остался в живых, сколько в небе всякого было!
 И после войны,  до самого «хрущёвского сокращения», он тоже продолжал летать, служить в авиации и на пенсию ушёл в звании подполковника, с должности начальника кадров лётного училища в Пензе. Так что ему, Юрию, было с кого брать пример – именно, с отца!
 Подполковником ушёл на пенсию и сам Юрий Сергеевич. Кочевой и привычной для него стала для него такая жизнь, хотя, если честно сказать, она была у него такой с самого детства. Но тогда он был ребёнком, и все заботы в такой жизни ложились на его родителей и он почти не замечал никаких неудобств. Родился он в деревне Мисюриха Горьковской, ныне Нижегородской, области. Однако семья его жила  здесь перед войной всего четыре года, казалось бы, совсем немного, но он  почему-то очень хорошо помнит именно эти места. Они почему-то крепко схвачены  его детской памятью навсегда – места  щёдрые и приветливые! После войны семье Юрия, в связи со службой отца, пришлось поменять немало различных мест, городов и гарнизонов, а он – разных школ. Но вот деревня Мисюриха  навсегда осталась в его памяти и жива.
 Десятый класс Юрий заканчивал в Липецке. И сомнений тогда у начинающего взрослую жизнь паренька никаких не было, выбор жизненного пути давно обозначен, – только  Двинское военно-авиационное радиотехническое училище ВВС.
  Как бежит время, с 1987 года он обосновался в Туле и остался здесь жить даже после выхода на пенсию. Вот так получилось – служил здесь да привык, полюбился ему этот древний город и особенно рабочий район Заречье. Район с необычными названиями улиц, с особым здешним укладом жизни для города мастеровых, со своеобразными красивыми традициями, уходящими в глубокую древность. И кажется ему теперь, что в этом городе он прожил всю свою жизнь, так теперь ему здесь всё близко и знакомо! А если мысленным взором окинуть всю свою прошлую жизнь и спросить, что ему по-настоящему дорого в жизни? Конечно же, небо! Где только ему ни  приходилось служить, в каких только городах он ни побывал? Но более всего, конечно, – в Сибири и на Дальнем Востоке, где небо всегда и везде прекрасно.
Юрий Сергеевич склонился к воде и в неподвижности пруда  видел, как плыли, отражаясь в нём, облака.  Где только ему ни пришлось служить, даже на самом крае Советской земли, куда сам подал рапорт направить после окончания училища!  Разговаривая сам с собой, он думал: «…Скажешь, что была молодость, и хотелось романтики, а на самом деле,  что же из этого получилось?  Будь честен и всё вспомни до конца!..».
   На тёмной глади пруда кое- где красиво плавали жёлтые листья, но он их сейчас не видел,  перед его мысленным взором всплывали далёкие, как ему теперь казались, но такие близкие и милые ему сердцу картины его недавней жизни. В училище он увлекался спортом и был здесь очень активен, участвовал во всевозможных соревнованиях, которые только здесь ни проводились. Позже он станет даже мастером спорта СССР по акробатике, перворазрядником по гимнастике, а по ручному мячу, лёгкой атлетике, баскетболу и футболу ему был присвоен второй разряд. Он и сейчас не только ярый спортивный болельщик, но и любитель поиграть при первой выпавшей возможности. И вот тогда перед самым окончанием  училища три друга – Виктор, Иван и он, Юрий Попов, подают вместе свои рапорта с просьбой направить их служить на Дальний Восток, чтобы быть  в одном полку и летать на новых боевых машинах ТУ- 16.
 За десять лет лётной службы здесь пришлось испытать ему, Юрию Попову, многое! И даже  многочасовые полёты с дозаправкой в воздухе, где он офицер разведки и создания радиопомех был одновременно и оператором по дозаправки топлива в воздухе, и командиром машины. Всё было в воздухе, случалось разное, были  даже горящие двигатели и не принимающие машины аэродромы, где спасали только выдержка, только хладнокровие, да накопленный уже  за эти годы кое-какой лётный опыт. Но на такую жизнь жаловаться было некогда, да и не с руки.
Не только опасные полёты да воинская служба занимали всю здешнюю жизнь лётчиков. Они, как и все обычные  люди, влюблялись, женились, строили свои семьи. Они тоже умели и любили отдыхать, заниматься спортом, учиться. Сейчас у Юрия Сергеевича две дочери, сын, и даже есть три внука и внучка.  И ему, Юрию Попову,  сегодня вместе с женой приятно осознавать, что все их домочадцы, кроме  лишь сына, который после окончания Тульского Высшего артиллерийского инженерно-технического училища ныне служит на острове Сахалин, все они живут рядом с ними в Туле! Разве это ни радость видеть рядом дорогие лица!
  Но сам Юрий Сергеевич, однако, не сразу полюбил Тулу. Вначале, в теперь уже далёком пятьдесят седьмом году, ему очень понравился Иркутск, ему страстно нравилась Сибирь, с её морозами, тайгой, чудной природой! И это было для него самое счастливое время, донельзя наполненное  только полётами и спортом. Это была время его молодости! А молодость его была наполнена не только небом и службой, здесь Юрий Сергеевич поймал себя в лукавстве,  но и земными радостями, созданием семьи и радостью спортивных побед. Никак он не мог не участвовать  в спортивных армейских соревнованиях. Спорт, после авиации, был его второй любовью. И эта любовь не прошла бесследно! В 1966 году он поступает учиться в институт физкультуры имени Лесгафта, что находится в Ленинграде, да так успешно учился, что  заканчивает его в 1970 году с отличием!
  После окончания института физкультуры он, тоже по выбору, направляется служить и работать уже в Борисоглебск в Высшее военное лётное училище имени В. П. Чкалова, так он становится здесь преподавателем, а спустя некоторое время работает уже старшим преподавателем. И вот сейчас глядя на вот этих, балующихся у воды подростков,  вспомнились Юрию Сергеевичу и его курсанты, такие же пацаны, но только одетые в военную форму! Такие же молодые, озорные, красивые, вспомнил он, как превращал  их в физически крепких мужчин.  Ведь без крепкого здоровья в воздухе делать нечего, невозможно летать! И он представил балующихся у воды  ребят в военной форме, остался доволен, подумав так: «…Неплохие ребята, шустрые, весёлые, но только надо было  бы  укрепить им мышцы, слабоваты, вряд ли со спортом дружны?»
 Странное дело, но как изменился он сам и это нельзя не почувствовать. Как изменилась вокруг и вся нынешняя жизнь, особенно, молодёжь! Вокруг, только и слышно по радио и телевидению, в газетах: наркомания, безнравственность, нет духовность, национальной идеи. Одна сквозит вокруг жестокость, да продажность. А кто виноват?  А виноваты ли в этом они, молодые? Нет, они только начинают жить, в большой мере виноваты мы сами, взрослые, что-то, видно, не так в нашей сегодняшней жизни, в нашем сознании, если в ней, в жизни нашей,  не остаётся места для детей, для их воспитания? Разве это нормально, когда исчезают в  небытиё детские общественные организации, клубы по интересам, дворцы пионеров, пионерские оздоровительные лагеря?! Кстати, что плохого есть в слове «пионер» и почему оно предаётся сегодня анафеме? Пионер, это значит первый? У писателя Майн Рида одна из книг так и называется: «Пионер», в детстве кто только ею ни зачитывался?!
 Так нет – предали сегодня это светлое слово анафеме, а вместе с ним предали и заботу о детях. «…Если стану депутатом, – решил для себя неожиданно Юрий Сергеевич, – детский вопрос буду считать для себя одним из первых и главных!». А опыта  у него, у Попова, хватит для этой работы с детьми, имеется предостаточно. Со спортом он с молодых лет в дружбе и даже на «ты», работал ведь он не только преподавателем физической культуры в Борисоглебске, но и возглавлял кафедру этой дисциплины в Тамбовском Высшем военном авиационном училище лётчиков имени М. Расковой. Был даже начальником службы ВВС  Группы Советских Войск в Германии. Да и после увольнения из армии целый год отработал  начальником военной подготовки в СПТУ № 37, что  у нас в Туле, в районе «Мясново». Так что в воспитательной работе он многое смыслит.
  «… И ещё что  мешает сегодня тулякам нормально жить, – думалось Юрию Сергеевичу  во время этой прогулки,  – что нужно для нашей  молодёжи? Откуда у неё такая вот  апатия к жизни?  Разве такой была моя жизнь в молодости?  И в основе этой пассивности, безусловно,  странное равнодушие и безразличие  руководящих чиновников к  жизни молодёжи!».
И дело здесь не только в сегодняшней страшной духовной нищете, чудовищных материальных трудностях народа, поставленного на грань «выживания», но и в ставших привычными «мелочах» жизни, когда грязь на улицах и во дворах, запущенность в подъездах, в постоянных перебоях в снабжении водой, в обслуживании транспортом. Это и порой полностью разбитые дороги, это всё  вместе и рождает людское равнодушие!
  Решение всех этих бытовых проблем Попов сегодня считает своей первейшей задачей, как кандидата в депутаты на предстоящих выборах.  Не может быть нормальному человеку там хорошо, где торжествует хаос и разруха!
 «… Как там, у Булгакова описана  разруха, – горько усмехнувшись, вспомнил он. – Верно ведь: это когда человек «ходит» мимо унитаза?! И эту проблему каждому из нас вполне решить  по силам, но только нужно просто этого очень захотеть! Нужно каждому жителю города понять, что так дальше жить нам нельзя, что это представление нужно ломать, у молодёжи должно быть нормальное отношение к жизни, культуру поведения  нужно воспитывать в человеке с молодых лет…».  Юрий Сергеевич вновь подошёл к самому краю пруда. Задумчиво посмотрел на красиво плывущих по воде друг за другом птиц и подумал: «… А, всё-таки, какая у сегодняшнего депутата должна быть главная цель, задача?» И спустя некоторое время уверенно ответил себе: «… Сделать так, чтобы в Туле и окрест её,  да и во всей стране, каждый человек жил интересно и увлечённо, чтобы по результатам своего труда он был так материально обеспечен, что ему было бы хорошо жить. И чтобы он с уверенностью мог смотреть в своё будущее. И от этого, каждый знает, выиграет всё общество!».
 … Вечерело. Сумерки постепенно мягко накрывали парк. Юрий Сергеевич посмотрел на пока ещё светлое небо, где  широкой дорогой, а не узкой полосой, всё ещё сохранялся след от улетевшего куда-то далеко за горизонт одинокого самолёта, это плыла белой воздушной полосой его прошлая жизнь.
А.Бочаров.
2002.


Рецензии