Причуды воровского закона

Причуды воровского закона

Есть такое понятие в зоне «КРОВНЯЧАЯ ПАЙКА». Это грамм 150 -200 хлеба, в зависимости от статуса: Рабочая пайка или Шизовская. Так вот по «Понятиям» она весит больше всех прелестей зеиных и грехов смертных! Ниже отрывок, объясняющий данный тезис.

За крыс в сей голодной лютой зоне спросу не было. Сам хозяин, обеспокоенный положением дел, недавно внушал по этому поводу всей зоне на утреннем разводе: «В последнее время участились случаи кражи паек. Замечу - казенных паек. (Кровнячих по фене.) Это всегда было тягчайшим преступлением по вашим же «воровским» понятиям. И я не намерен в этом случае рассматривать вопрос по другому. Кровную пайку не может отобрать никто. Вы устраиваете бунты за обвесы, я наказываю персонал контролеров за воровство из столовой. Пайка – последнее, что есть у осужденного. Власть может лишить его ларька (отоварки), свидания с родственниками, посылки из дома, нормального питания, посадив в ШИЗО за нарушения режима на хлеб и воду» Последней пайки его не может лишить никто, ни при каких обстоятельствах.


Человек в зоне способен проиграться в карты, спустить все: шмотки, деньги, даже жизнь. Не может поставить на кон пайку. На «кровную» не играют, не спорят, ее не отбирают. Пайка священна, насколько вообще что то может быть ценно в лагерной стихии. Это последний мостик осужденного к жизни. Надежда, которая выше бытия. Жизнь отнять можно, пайку по понятиям – нет! В любых невзгодах кровняга обеспечена. (Для справки)


И вот находятся люди, которые покушаются на это последнее. Воруют у своих же товарищей. Говорю всем - спросу за крыс не будет. Поймали на воровстве - бейте, но только так, чтобы живым можно было отправить на больничку. Там пусть дохнут, мы за них не отвечаем. Особо подчеркиваю БЕЗ СМЕРТЕЛЬНОГО ИСХОДА! Иначе обязаны
судить, раскручивать, если до больнички умрут. И еще одно. ЭТО НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПРОДУКТЫ С ОТОВАРКИ. (ХЛЕБ КУПЛЕННЫЙ В ЛАРЬКЕ, УЖЕ НЕ ПАЙКА!) Сами знаете: «От многого немножко, не кража а дележка.» Есть у нас до сих пор поборы с мужиков. В результате пахарь остается нищим и начинает чахнуть с голоду. С этим решительно буду бороться. Наказывать вплоть до раскрутки, и за это не стесняйтесь, жалуйтесь. Доводите до администрации сведенья любыми средствами. В письмах домой пишите, мы прочитаем, разберемся, примем меры и источник никогда не выдадим. Обещаю!»

Хозяин зоны то у них был мужик тертый, знающий. Железной рукой правил и в лагере и в прилегающем поселке охраны. «В Хайрузовке вольный только я и моя жена! - заявлял капитан Гутник при всей зоне, - А остальные все расконвойники!» И это не являлось бахвальством. Но суровой, так сказать, действительностью. Феодал местный. И неписанные законы осужденных не отметал с порога как некоторые. Понимал механизм жизни (и смерти) людского муравейника. В отличии от утопистов коммуняк: Кто то должен руководить, законы писанные и неписанные работать, иначе все превращается в хаос и наступает бардак или революция, что одно и тоже. «Государственные перевороты» он даже сам наблатыкался устраивать с верху. Убирал невыгодных ему авторитетов руками самих же осужденных. Потому – понятия принимал, чтил и не тешил себя надеждой стать над ними. Управляемый бардак с предсказуемыми последствиями – высшая ступень политической интриги!

ХХХ Здесь речь идет о «понятиях» именно на данной зоне в Верхней Тугуше. Во временном отрезке с 1977 по 1983 годы. Поскольку эпоха во всей остальной стране, отгороженной дебрями тайги, была сучья! Основная масса зон являлись красными как «пожарная машина». Где то и пайки отбирали. К тому же, если сам хозяин её предлагал в счет погашения долга, ставил в игре… На Тугушах всякие манипуляции с кровным пайками были запрешены и преследовались по «закону». Вначале Витькиного срока в лагере был даже «РОК зоны» - король, пахан, единоличный правитель – избранный, правда, блатными добровольно! Существовали жесткие правила жизни и поведения в лагере. Например, бутылка водки в зоне не могла стоить больше 10 рублей, плаха чая более 3 рублей. Если во времена дефицита случались «незаконные сделки». Например, превышалась цена. Били и барыгу, продающего товар и покупателя. Каждая наколка (татуировка) имела свой строго определенный смысл и статус! Прежде чем наколоть что либо, мужик должен был спросить разрешение у блатного, блатной у собрания или у пахана. Отступникам: козлам, кумовкам, тихушникам, проигравшим и не отдавшим долг… А так же, опущенным: петухам, миньетчикам… Соответствующие наколки кололи принудительно! Короче, регламентирован был весь уклад жизни! Петух не мог ходить где попало, прикасаться к чему попало. Блатной не мог самостоятельно вести переговоры с работником администрации… Позже законы были смягчены и контролировались в основном решением «сходняка» (сборища блатных). Было несколько «революций». Смен правящих элит. Что в условиях «общака», где средний срок заключения 3 года, неудивительно. Хозяева (начальники колонии) менялись. Каждая метла собиралась вести по новому… Но, в итоге всё возвращалось на круги своя! Бытие определяет сознание! Мигранты с других зон, где климатические условия более мягкие, а расположение учреждения более доступно, рассказывали удивительные вещи! Где-то и за драку добавляли срока. За нарушение формы одежды сажали на 15 суток в Шизо! Где то и ментов не принято было посылать на три веселых буквы, а, наоборот, вскакивать и снимать головной убор!!! Чай по одной пачке в месяц!!!!! ( А на Тугушах хоть всю отоварку одним чаем бери!) Где то опера вмешивались в толкование «понятий», провоцировали бунты, побеги… Где то завхозы решали кому на какой кровати спать! Дневальные записывали кто и насколько покинул барак ночью!! Наслушаешься таких страстей, Тугуши раем покажутся! А кому то наоборот! ХХХ


Рецензии