Впечатления от спектакля Театра. doc Берлуспутин

Этот театр начинается задолго до вешалки. До вешалки еще надо добраться, и маршрут к ней –уже часть представления. Запись по смс-кам, с улицы тебя провожают в подвал проверенные люди, общаются вполголоса, смотрят вполоборота. Первое впечатление от зрительного зала – интригующее: нет рампы. Значит, зрелище будет интерактивное, предвкушает зритель, и занимает места на неудобных сидениях. Тоже настраивает на возвышенный лад: комфорт – дело десятое. Пришли, как и было велено, за полчаса, разместились без двадцати. Сидим. Первый ряд стульев стоит уже практически на сцене.  Негромкая музычка, звуковой монтаж нарезки из выступлений Путина, положено на ритмическую незамысловатую мелодию. Вслушавшись, можно понять слова – прикольно блин, ловко сделано. Повтор идет сразу же без паузы – кто не понял. Или пришел попозже. На десятый раз я уже знал все наизусть, на двадцатый хотелось заткнуть уши ваткой, на тридцатый меня подмывало попросить официанта сделать звук потише. Но я же не в пивной. Через полчаса ожидания я был готов либо потребовать начала представления, либо выскочить без пальто на улицу. Наконец, началось.
Разбег дался артистам непросто. Потребовалось форсировать мимику, жест и интонацию. Ну, когда въехали в колею, пошло уже проще. И зритель тоже понял стилистику, и волей-неволей смирился с особенностями жанра. Политическая сатира в стиле уличного балагана. Тяжеловатый фабульный замысел – Путин и Берлускони поменялись полушариями своих мозгов – встроен в довольно интригующую композицию: спектакль в спектакле. Или кино в спектакле, разницы нет. Вот где сыграла свою ожидаемую роль отсутствующая рампа.
И вот ведем в своих полушариях две линии – обмен мозгами и съемка фильма. Первая линия обозначена повествовательно, и начинаешь подозревать, какие сейчас  посыпятся фейерверки положений и характеров. Но… забегая вперед, скажу: тема Берлускони лишь намечена пунктиром, который вообще теряется к середине спектакля. Тема Путина раскрывается подробнее – за счет небезукоризненного сюжетного хода: о всех добродетелях нашего второго героя докладывает бывшая жена Путина, Людмила. Это персонаж уже не только спектакля, но и вмонтированного в него кино. Роль сыграна утрировано, но по-балаганному весело, и по-актерски виртуозно. Об артистах, кстати, почти молчу, потому что плохого сказать о них нечего, а хорошего уже наверное наговорили. Зал аплодировал им искренне и громко. Но роль эта по своей нагрузке в общем замысле мне показалась довольно плоской, если не сказать – примитивной. Героиня рассказывает зрителю давно известные вещи из жизни и похождений героя, и чтобы не превращать Людмилу в биографическую справку, ее партнер от разных лиц дополняет портрет некоторыми сухими цифрами.
На фабульный замысел работает всего несколько эпизодов. Стержневой – выступление мутанта Путина в парламенте с покаянными речами. Это уже не следствие обмена мозгами с Берлускони, а прямой эффект общения с простой и по своему несчастной Людмилой. И как ни странно, - вопреки позиции духовника, фигура которого тоже имела большие сценические перспективы, но по сути осталась за кадром кино, за интригой спектакля и за смысловой функциональной нагрузкой столь немногочисленных действующих лиц. Кстати, большего я ждал и от итальянских хирургов, пересадивших мозги нашим лидерам – веер возможных вариантов развития этой темы широк.
Информационная часть текста мне показалась затянутой, но зато весело и резво поскакал ход действия под конец, когда наши персонажи стали менять маски - одна другой невероятней и правдоподобней. Вот здесь закрутилось все по-настоящему весело, головокружительно, а в самом финале, как того и требует жанр комедии (или трагедии), и назидательно: выявление и объяснение подлинных смыслов, с появлением г-жи Клинтон и абсолютно достоверными разоблачениями движущих сил демократического движения. Опять сыграла свою роль рампа, которой нет, и все получили свой гонорар за- что? гадайте сами, сограждане, - в виде печенюшек, хорошо известных акторов политического процесса в РФ.
Вот комок трудноразложимых впечатлений так и не отпускает меня второй день. Смелый просто до неприличия спектакль, с интересными композиционными ходами, с актерской игрой, которая, в частности, своим драйвом избавила меня от мук неудобного сидения на инвалидном стуле. С намеченными, но нереализованными сюжетными ходами. По граждански – безукоризненно, а стилистически – грубовато, морально – спорно, и это вовсе не комплимент, когда речь идет о моральной оценке. Жанр – не камерный, а скорее скоморошеский, но запертый в тесное пространство театра «для своих». И отсюда – общий подтекст всего действа «ну вы конечно нас понимаете?» как-то диссонирует с агитпросветом и политинформацией. Но сколько ни копайся в деталях, чувство какой-то душевной сауны, под которым прячется долгожданный катарсис, меня, слава богу, посетило. И не проходит.


Рецензии