Впечатления от спектакля Театра. doc Берлуспутин
Разбег дался артистам непросто. Потребовалось форсировать мимику, жест и интонацию. Ну, когда въехали в колею, пошло уже проще. И зритель тоже понял стилистику, и волей-неволей смирился с особенностями жанра. Политическая сатира в стиле уличного балагана. Тяжеловатый фабульный замысел – Путин и Берлускони поменялись полушариями своих мозгов – встроен в довольно интригующую композицию: спектакль в спектакле. Или кино в спектакле, разницы нет. Вот где сыграла свою ожидаемую роль отсутствующая рампа.
И вот ведем в своих полушариях две линии – обмен мозгами и съемка фильма. Первая линия обозначена повествовательно, и начинаешь подозревать, какие сейчас посыпятся фейерверки положений и характеров. Но… забегая вперед, скажу: тема Берлускони лишь намечена пунктиром, который вообще теряется к середине спектакля. Тема Путина раскрывается подробнее – за счет небезукоризненного сюжетного хода: о всех добродетелях нашего второго героя докладывает бывшая жена Путина, Людмила. Это персонаж уже не только спектакля, но и вмонтированного в него кино. Роль сыграна утрировано, но по-балаганному весело, и по-актерски виртуозно. Об артистах, кстати, почти молчу, потому что плохого сказать о них нечего, а хорошего уже наверное наговорили. Зал аплодировал им искренне и громко. Но роль эта по своей нагрузке в общем замысле мне показалась довольно плоской, если не сказать – примитивной. Героиня рассказывает зрителю давно известные вещи из жизни и похождений героя, и чтобы не превращать Людмилу в биографическую справку, ее партнер от разных лиц дополняет портрет некоторыми сухими цифрами.
На фабульный замысел работает всего несколько эпизодов. Стержневой – выступление мутанта Путина в парламенте с покаянными речами. Это уже не следствие обмена мозгами с Берлускони, а прямой эффект общения с простой и по своему несчастной Людмилой. И как ни странно, - вопреки позиции духовника, фигура которого тоже имела большие сценические перспективы, но по сути осталась за кадром кино, за интригой спектакля и за смысловой функциональной нагрузкой столь немногочисленных действующих лиц. Кстати, большего я ждал и от итальянских хирургов, пересадивших мозги нашим лидерам – веер возможных вариантов развития этой темы широк.
Информационная часть текста мне показалась затянутой, но зато весело и резво поскакал ход действия под конец, когда наши персонажи стали менять маски - одна другой невероятней и правдоподобней. Вот здесь закрутилось все по-настоящему весело, головокружительно, а в самом финале, как того и требует жанр комедии (или трагедии), и назидательно: выявление и объяснение подлинных смыслов, с появлением г-жи Клинтон и абсолютно достоверными разоблачениями движущих сил демократического движения. Опять сыграла свою роль рампа, которой нет, и все получили свой гонорар за- что? гадайте сами, сограждане, - в виде печенюшек, хорошо известных акторов политического процесса в РФ.
Вот комок трудноразложимых впечатлений так и не отпускает меня второй день. Смелый просто до неприличия спектакль, с интересными композиционными ходами, с актерской игрой, которая, в частности, своим драйвом избавила меня от мук неудобного сидения на инвалидном стуле. С намеченными, но нереализованными сюжетными ходами. По граждански – безукоризненно, а стилистически – грубовато, морально – спорно, и это вовсе не комплимент, когда речь идет о моральной оценке. Жанр – не камерный, а скорее скоморошеский, но запертый в тесное пространство театра «для своих». И отсюда – общий подтекст всего действа «ну вы конечно нас понимаете?» как-то диссонирует с агитпросветом и политинформацией. Но сколько ни копайся в деталях, чувство какой-то душевной сауны, под которым прячется долгожданный катарсис, меня, слава богу, посетило. И не проходит.
Свидетельство о публикации №215010501042