Моя Воркута

Воркута  в переводе с ненецкого «медвежий угол», а для меня - это точка отсчета моей жизни, моя колыбель, мое начало.
История города действительно трагична, ведь он был основан в начале 30-х годов ХХ века заключенными Воркутлага (его  узниками были 73 тысячи человек), одним из крупнейших лагерей ГУЛАГа, на месте разведанных первооткрывателем Георгием Александровичем Черновым запасов каменного угля.


Уже  25 октября 1931 года была заложена штольня на правом берегу реки Воркута, а назвали это место Рудник. Рудник стал первым поселением на месте нынешней Воркуты. А 26 ноября 1943 года Воркута получила статус города. Для многих людей Воркута стала ссылкой на краю света, в царстве зимы и ночи на самом побережье Северного Ледовитого океана.

Снежные бури и вечная мерзлота, полярная ночь и незнающий пощады холод (на моей памяти мороз – 49 С), разве можно любить этот город? Да, всем сердцем и навсегда!
Позвольте мне рассказать о моей Воркуте, суровой и прекрасной, отдать ей мой дочерний долг…

Архитектура города разнообразна. Здесь можно увидеть деревянные бараки со времен политических ссыльных на поселке Монтажный. Это поселок на краю города, куда я часто ходила в гости к друзьям, и где сразу за домами начиналась бесконечная снежная пустыня.  А в центре города,  памятник градостроительства, Воркутинский горный техникум (архитектор  Г. В. Гонцкевич), включённый в Краткую Художественную Энциклопедию “Искусство стран и народов мира”. 

В 50-е годы XX века  в городе появился парк, где так любили проводить свободное время воркутинцы, с аттракционами для детей и красивыми аллеями для прогулок.

Теперь, когда я пишу эти строки, я снова вижу себя маленькой девочкой, очарованной красотой полярной ночи. С тех пор, ночь – моя стихия, она не пугает, а завораживает меня. Над головой бездонное  небо с крупными, блестящими звездами. Стоит только протянуть руку, и я смогу дотронуться до них, а в ответ услышу хрустальный звон. Под ногами прекрасный, пушистый, мерцающий лунным светом снежный ковер. Как часто я, раскинув руки, падаю в снег и лежу, любуясь всполохами северного сияния.

Дети – великие мудрецы и умеют радоваться жизни в самых немыслимых условиях. На улице мороз – 40 С и сильный ветер, так это счастье, ведь не надо идти в школу. По радио объявили актированный день. Ура! Зато можно, как только родители уйдут на работу, встретиться с друзьями и пойти гулять на улицу. Любимым местом игры были снежные туннели, прорытые в 3-х метровом слое снега. Мы играли в первопроходцев, потерявшихся в снегах. Было так жутко и, одновременно, интересно в холодных и темных лабиринтах,  так манили эти опасные приключения.
С самого раннего детства я знаю, что такое стихия. Помню, как не могла зайти за угол дома, когда в бешеном танце ликовала заполярная метель. И кто-то взрослый, схватив меня в охапку, буквально вытащил из вихря ветра.
А на Новый Год у нас был настоящий сказочный город из снега и льда и огромная ледяная горка. Только сейчас я отдаю себе отчет в том, что мое детство было не просто счастливым, но и по-настоящему сказочным. Простая повседневная жизнь была полна чудес и приключений и все это благодаря необычайности природы и усилиям взрослых  людей, живших в этих сложных климатических условиях.

Надо отдать должное этим людям, большинство из которых были шахтерами, сумевшим  сохранить радость жизни, несмотря ни на что. У Ларисы - одной из моих школьных подруг - папа был шахтером, работавшим проходчиком в забое. Забой – это самая нижняя часть скважины. Кстати, самая глубокая российская шахта – шахта «Комсомольская» - находится именно в Воркуте и ее глубина около 1200 метров! Дядя Виталя…Маленькой я просто обожала его, он был очень добрый и веселый. Когда Дядя Виталя возвращался домой (мы были еще и соседями), я не могла сдержать смех, ведь он был так похож на трубочиста. Угольная пыль намертво въелась в кожу, и отмыть ее полностью было невозможно.

Теперь уже, будучи взрослым человеком, я понимаю, как тяжек был труд, да и сама жизнь этих людей. Так много написано о шахтерах, о нечеловеческих условиях труда, о равнодушии к их судьбам…
Я и сама побывала в шахте на глубине около 700 метров и никогда не забуду этого ощущения и жути, и восторга одновременно. Вспомнились детские «подземелья-лабиринты» из снега. Но это было уже в 2003 году, когда я захотела увидеть мой родной город еще раз.  Добраться до Воркуты  из Парижа было делом нелегким! Прямые рейсы до Воркуты были уже отменены, и мне пришлось добираться на «перекладных». Сначала самолетом до Сыктывкара, столицы Коми, а затем уже поездом до Воркуты. Сколько забавных историй приключилось со мной за это путешествие, но это уже другая история.

Итак, я снова здесь. Воспоминания детства нахлынули и как волна унесли в прошлое. А потом я снова влюбилась в мою, но уже иную Воркуту – Воркуту XXI века.  Та же прекрасная, снежная зима. Этот ни с чем несравнимый вкусный и ароматный морозный воздух. Огромные сугробы и непреодолимое желание снова броситься в снег, раскинув руки и смотреть, смотреть в небо. К великому ужасу моих друзей и к радости прохожих я так и сделала. Какой с Дианы спрос!
Так многое еще хочется рассказать, поведать о моем родном городе, но главное, пожалуй, то, что объехав уже полмира, пожив в разных странах и на разных континентах, я так благодарна судьбе за этот подарок – мою малую родину – Воркуту.


Рецензии
Зима. г. Печора. Снежное царство.
Когда выходишь утром на работу в 5 утра,- одноэтажные домики перед аэродромом утопают по крышу в снегу. Хруст от унтов раздаётся вокруг на километры.
Звенящая чистота, - как в сказках Андерсона!

Это было давно, это было... недавно.

- Спасибо, Диана. Я вас понимаю.

Тырнов Валерий   14.02.2017 21:43     Заявить о нарушении
Валерий, я даже хруст снега услышала!) спасибо!!

Диана Эссе   15.02.2017 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.