Русские народные пересказки-2

«РЕПКА»
(Сказка о псевдосчастье)

Мы – очень странный народ. Вот знаменитая «Репка».
Что бросается в глаза? Да вот что – все усилия труда по выращиванию даже не упомянуты. Просто: «Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая». А где подробности агрикультуры? Где трудовые приемы – гордость труженика-овощевода? Где, на худой конец, хотя бы народные приметы при выращивании репы? Все это отсутствует начисто! Эдакое счастье непомерное выперло из земли, точно с неба свалилось. А взять – нельзя. Не получается, невозможно, оказывается, этого сделать в одиночку! И тут сказка начинает горячо и нудно вырисовывать и утверждать идею коллективизма. Видимо, как идеал существования. Но и здесь – не тут-то было! Не срабатывает знаменитая сказочная триада, и даже пятиреада. Чепуха получается с коллективностью, пока не приходит на помощь сама дикая Природа в образе серенькой мышки. Так сказать, «серенькая мышка» окончательного российского счастья. Только с ней, мышкой-норушкой, репка, это счастье чрезмерное, неподвластное, невыёмное, наконец-то вылезает из земли и дается, якобы, в руки. Но кому? Конец-провал в сказочке. Что с репкой-счастьем дальше делается, не говорится, не описывается. И ни о какой коллективности больше ни полслова. Немота…
А, может быть, мышка дикая, серенькая счастье наше российское, репчатое, в своей норке-то и схрумкала? А?

КУРОЧКА РЯБА
(Сказка о РНИ)

Одна из самых загадочных сказок русского этноса.
«Золотое яйцо»! Это что же это такое выродила курица? И вообще, кто она такая эта Ряба? А заодно и эти глупейшие Дед и Баба, которые вместо радости от получения золотого предмета, начинают вдруг варварски бить его (попеременно!), то есть – уничтожать! Что за странные поселяне? Уж не свихнулись ли престарелые представители этноса? И ужели все дело в том, что сюжет разворачивается в традиционной обители идиотизма – русской деревне? И животные (кура) здесь аномальные (мутанты?), и двуногие не в себе…
Это уровень вопросов. Думается, ответов на них в рамках сказочной парадигмы нет и быть не может. Другое дело – иносказание. Аллегория, так сказать, нарочито завернутая в сельское рубище.
Это совсем другое дело! Ну, тогда разве непонятно, что Курочка-Ряба – это интеллигенция при Деде и Бабе, само собой разумеется, олицетворяющим Русский Мир. А снесла курица-интеллигенция, конечно же, – кудах-тах-тах! – не что иное как «Русскую Национальную Идею». А преглупые Дед и Баба, решительно не поняв действительную ценность преподнесения, начинают по невежеству и со страху бить это непонятное, непривычное, несъедобное – жуткое! – псевдояйцо.
Здесь в действие вступает Серенькая Мышка (не она ли орудует и в «Репке», поедая «счастье народное»?), которая, несомненно есть аллегория от противного. Некто очень могущественный мгновенно понимает суть золотого яйца и, видимо, системную потенциальную опасность лично для себя. Действия его целеустремленны, решительны, стремительны – он разбивает «яйцо» по-настоящему… Как и всегда в подобных случаях, когда свершается нечто необратимое, народ вдруг осознает ценность потерянного навсегда, и начинаются обычные рыдания и стенания. Увы, это не удивительно…
Удивительно ведет себя в такой момент интеллигенция. Она явно испугана свершившимся и начинает с вульгарных утешений, а потом, без перерыва, начинает замазывать разверзшуюся пропасть, обещая «снести яичко не золотое, а простое», то есть, в сущности, предает этнос. Вместо национальной идеи, которая, конечно же, есть «свобода личности, безопасность личности, счастье личности», она пытается всучить рыдающему народу «простоту».
О лживая кудахталка! «Простота-то она ведь хуже воровства»!


Рецензии