Хранитель города. Часть вторая. Глава V

Предыдущая глава: http://www.proza.ru/2015/01/04/1549
               
                V


– Так отчего же он рухнул? – недоумённо спросила Вика.

И Хранитель понял, что настал тот момент, когда надо пролить свет на эту достаточно загадочную историю. И он начал издалека:
– Полутора годами ранее от данного дня, а точнее – летом 1903 года, Петербург был потрясён другим не менее загадочным событием. В доме на улице Жуковского, в своей домашней лаборатории был обнаружен скончавшимся известный учёный по фамилии Филиппов.
Накануне вечером он предупредил своих домашних, что будет работать допоздна, и попросил разбудить его ровно в полдень. Однако в назначенный час на стук не отозвался. Дверь, запертую изнутри, пришлось взломать. Бездыханный Филиппов покоился в глубоком кресле. Окно кабинета, выходившее на улицу, было распахнуто настежь. На рабочем столе громоздилась некая установка, подключённая к электрической схеме.
Нагрянула полиция и приступила к обыску. И вот в ходе этого самого обыска произошёл инцидент, породивший позднее волну фантастических слухов. Один из полицейских передвинул какой-то рычажок, и буквально через секунду в районе Большой Охты раздался звук, похожий на раскат грома. Между тем в небе не было ни облачка. А вскоре разнеслась весть, что взорвался каменный флигель на Большеохтинском проспекте. Были жертвы.
Столь странное совпадение заставило по-новому осмыслить письмо, которое учёный отправил в редакцию одной из газет днём ранее. В нём в частности говорилось, о некой разработке и способе электрической передачи на расстояние волны взрыва, причём, судя по применённому методу, передача эта возможна и на расстояние тысяч километров. Подробности он намеривался опубликовать осенью в мемуарах Академии наук.
Заговорили о том, будто Филиппов изобрёл аппарат, испускавший «дьявольские» лучи, и уже испытал его на пустынном берегу Финского залива. Именно этот аппарат был якобы установлен на лабораторном столе в его квартире. Сыщик, неосторожно переключив рычаг, выпустил «дьявольские» лучи на волю.
Полиция, однако, хранила молчание. Лишь позднее просочились сведения, что все рукописи и заметки учёного, а также научные приборы, взятые из его кабинета, были уничтожены…

– А что это за учёный такой был? – поинтересовался Дима.

– Профессор Филиппов – философ, экономист, математик, химик-экспериментатор, а ещё переводчик и литератор, не принадлежал к категории кабинетных учёных. Будучи убеждённым противником самодержавия, он привечал революционно настроенных студентов, да и сам на протяжении многих лет находился под полицейским надзором.
Главным делом всей жизни для Филиппова должно было стать его последнее изобретение. По мнению ряда исследователей, петербургский профессор изобрёл лучевое оружие, пресловутый гиперболоид. С точки зрения других специалистов, в основе открытия лежало явление параметрического резонанса.
Аппарат Филиппова правильнее назвать «резонансной пушкой». Поистине это было неотразимое оружие, от воздействия которого не существовало никакой защиты.
По одной из версий, профессор был убит агентами охранки по прямому указанию Николая II. Император опасался, что страшное изобретение сможет оказаться в руках революционных террористов.
Один из их главарей, известный по фамилии Азеф, узнал о том, что доктор Филиппов близок к созданию необычного «чудо-оружия». Однако не приходилось рассчитывать на то, что профессор согласится добровольно сотрудничать с боевиками. Несмотря на революционный пыл, Филиппов был убеждённым противником террора. Притом он видел себя спасителем человечества от войн, свято веря, что когда о его изобретении узнают все, то победа добра над злом свершится сама собой, мирно, без единой капли крови.
Азеф завербовал одного из молодых помощников профессора. И вот настал момент, когда тот сообщил о готовности опытного образца и о том, что Филиппов  собирается через печать сделать заявление о своём открытии. И Азеф отдал приказ ликвидировать учёного, а все документы украсть.
Полиции достались лишь разрозненные черновые записи.
Между тем в голове террориста зрела идея о том, как он мог бы влиять на события мирового масштаба. Но для этого требовалось восстановить сам аппарат, который оказался в руках у полиции. И работа в тайне закипела.
В конце 1904 года резонансная пушка-2 была окончательно поставлена «на колёса». Свершилось то, чего так опасался Николай II. Подходящий случай представился очень скоро.
9 января 1905 года в Петербурге произошли события, известные как Кровавое воскресенье. Но смута была подавлена. Войска, вызванные в столицу из других гарнизонов, стали возвращаться в свои казармы. Около полудня 20 января конные гренадёры должны были проследовать в Петергоф через Египетский мост. В этой части города Фонтанка делает крутой изгиб, отчего сам мост хорошо просматривается из окон многих домов, что расположены вдоль набережных. Это место было выбрано ещё и потому, что у эсеров имелась здесь конспиративная квартира.
С утра 20 января в ней установили «резонансную пушку-гиперболоид». В нужный момент её невидимый и беззвучный залп должен был разрушить мост, вызвав среди гренадёров многочисленные жертвы. А раз так, то велика была вероятность того, что к месту катастрофы явится император со свитой. Вот тогда и последовал бы второй залп «гиперболоида», настроенного на другую частоту, и – Россия осталась бы без царя.
Пушка сработала чётко, мост рухнул сразу. Но, вопреки ожиданию, жертв не было. Не было даже тяжелораненых. Вдобавок, боевики угодили в западню. Агенты охранного отделения давно уже шли по их следу, держа под наблюдением конспиративную квартиру.
Когда на глазах сыщиков рухнул Египетский мост с людьми, они бросились на штурм. Была захвачена пушка, а также похищенные бумаги профессора. Так, эпохальное изобретение было похоронено вторично, и уже окончательно.
Материалы же по делу профессора Филиппова исчезли в годы революции, когда горели многие архивы… Вот такая загадочная история.

– А это, наверное, по тому подобию был придуман образ инженера Гарина, создателя гиперболоида, – заключил Дима.

Хранитель промолчал. Но ответ и так был очевиден.


Продолжение: http://www.proza.ru/2015/01/06/1477


ПРИМЕЧАНИЕ:
в главе использован рассказ В. Нечипоренко «Обрушение Египетского моста»


Рецензии