Эссе

               

                Мой дом.

                На самом краешке Земли,
                На грани векового бора,
                Любуясь окнами на мир,
                Стоит родное Богашево.

                Иду по улицам села,
                Смотрю в глаза знакомым людям.
                Здесь триста лет любовь жила.
                Жила и жить навеки будет.

                Забыть навряд ли я смогу
                Родных лесов смолистый запах,
                Ко мне людскую доброту,
                Мой дом родной, где мама с папой.

Вчитываюсь в строки стихотворения, а перед глазами песочница и пухленькая девочка с тугими косичками. Как недавно это было, прошло десятилетие, а выпускница нашего сада именно так - трогательно и возвышенно - выразила свое отношение к миру, к сибирской земле, к своей малой родине.
     И возникают закономерные и несколько банальные  вопросы. Почему дети вырастают такими разными? И какова моя роль педагога, коррекционного педагога, в том, чтобы раскрылась душа ребенка и обрела творческие крылья?
    Как ни рассматривай и не интерпретируй вопросы творческого начала человека, вывод всегда получается один: надо! Надо развивать творческий интеллект ребенка, надо совершенствовать и культивировать те стороны личности  маленького человека, которые не поддаются никакому измерению, (ну, не придумали еще такого рода мониторинга), надо  потому, что они могут быть востребованы обществом, они могут быть социально значимы и для окружающих,  и для самого подрастающего человека.
       Особую ценность такого рода деятельность приобретает в  работе с детьми с особыми возможностями здоровья. Именно на их социализацию, коррекцию  и адаптацию направлена моя работа, работа специального педагога.
       Не у всех есть склонность к словотворчеству, не все  имеют музыкальный слух или хорошие вокальные данные, но все дети любят лицедейство.
       Классик писал: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры» И он был прав, с тем лишь уточнением, что в зрелом возрасте люди прилагают массу усилий, чтобы играть свои роли.
        Природа же психического статуса ребенка такова, что он – артист изначально, артист, не испорченный еще условностями взрослого мира, не ориентированный на чье-то мнение и чью-то благосклонность. Ребенок играет для себя. Для него не составляет труда  очень быстро перевоплотиться в любую зверушку или  человека, придумать диалог или монолог, передать в движениях особенности конституции и повадок персонажа.
       Театрализованные игры на различных занятиях в детском саду, а тем более на занятии коррекционного педагога – это творческая мастерская по развитию способностей ребенка.
      Вот пальчиковый мини театр. Кажется, что можно показать с помощью малюсенького звереныша, надетого на крошечный пальчик пятилетнего малыша? Но  мизерный  лягушонок – это только малая часть персонажа, своеобразный логотип. Лягушонок –  это сам ребенок. Все – мимика, жесты, голос – это все лягушонок. Не хватает этих изобразительных средств, подключаются совсем не предусмотренная сценарием - моторика. Пусть будет все – все, чтобы каждая сохранная функция ребенка  сработала на поврежденную. Только в игре, театрализованной игре, позволительна такая роскошь: это не он, Ваня, говорит плохо - лягушонок Бим   говорит плохо. Именно спрятавшись за маску персонажа, ребенок раскрепощается и совершенствуется: и его речь, и его тело,  и его…душа.
     Такова диалектика. Такова роль театрализованной деятельности в становлении творческих способностей дошкольника.


Рецензии