Кукольная швея

               
- Хочу куклу Жади, - заявила шестилетняя девочка Оля своей матери.

- Как Жади из сериала «Клон»?

- Да.

- Такие не продаются. То есть, в Бразилии – я не знаю, но у нас – точно нет.

- Попроси сестру Лены. Она шьет кукол, ей заказывают.

Для подружки своей сестры Аня согласилась сшить куклу бесплатно. Но предупредила, что точный облик экранной Жади воссоздать не удастся. Это будет некий образ восточной красавицы. Яркий и колоритный.

- Ну и пусть, - милостиво разрешила Оля.

Аня взяла куклу Барби, раздела ее и стала шить ей костюм, который мог вызвать у ребенка восточные ассоциации. Получилось платье из материи красного цвета, края которого мерцали зеленовато-золотистым – пришитой вставкой из другого материала. Головной убор Жади был в тон краю ее платья – из той же блестящей ткани. Наподобие платка, концы которого завязаны назад. Оказалось, что Барби стала похожа на Жади. И тут Аню осенило.

- Ей можно еще и серьги приделать.

Она проколола кукле уши, нанизала на нитки бисеринки зеленого и красного цвета, приколола два крупных черных камня и получились самые настоящие серьги, которые даже казались двойными. А уж надеть на нее цепочку из бисеринок – вообще пара пустяков. Но Аня решила, что больше ее украсит нитка крупного белого жемчуга, которая в несколько рядов обовьет тонкую длинную шею и спустится вниз – чуть ли не до пола. Этот цвет освежал более тусклые краски.

Девочку кукла устроила. Когда она приближала ее к своему лицу, краски нового облика этой красотки заставляли ее зажмуриться, издалека кукла манила и представлялась загадочной, неуловимой и очень взрослой.

- Раньше ее звали Барби, теперь ее зовут Жади,  - заявила Оля и спрятала свою куклу в пакет.

- Все это может очень легко оторваться, - предупредила Аня.

- Да ладно… - махнула рукой мама Оли.

И точно – не прошло и двух недель, как от Жади ничего не осталось, девочка все разодрала и пришла, рыдая, к швее.

- Тебе что, опять Жади сделать?

- Нет. Покажи мне другие куклы.

Аня достала все, что когда-либо шила от руки. У этих кукол все было из ткани – ватные лица и руки. Она мастерила, в основном, сказочных или фольклорных персонажей: русалочки – маленькие и большие. Это была ее любимая андерсеновская героиня. Сочетание нежных красок – темных и светлых оттенков синего или зеленого цвета. Лицо и руки темнее, хвост – светлее. Или наоборот.

Выражение обреченности на лице, черты которого она вырисовывала шариковой ручкой. Длинные голубые или салатовые волосы из шерсти – они были главным украшением этой куклы, как, впрочем, и всех других. Она искала особенно красивый оттенок, который притягивал бы к этой кукле, вызывал желание ей любоваться. Пришитые изнутри тугим узлом и выпущенные наружу, они казались живыми – облегающими лоб точно так же, как у людей. Напоминали водоросли на солнечном свете. Все вместо должно было давать переливы цвета морской волны, игру красок океана: от самых насыщенных до нежнейших.

  Красная Шапочка – краски леса.  Аккуратненькая миловидная девушка в зеленой рубахе, сарафанчике из ткани более темного оттенка с нарисованными красными цветами, которые издалека напоминали сочные ягоды, белыми узорами, контуры которых четко вырисовывали стебельки и листья. Копна густейших белокурых волос. Шапочка алого оттенка. Все было сшито белыми нитками – эти идеально ровные ручные швы придавали стильность всему облику. Будто вкрапления света.
      
   Русская красавица – белокурые толстые косы с тоненькими зелеными  ниточками на концах. Черный кокошник, сделанный из картона и обшитый тканью, с вышивкой бисером – белыми и желтыми камушками, вырисовывающими узор, похожий на ромашку с его золотой сердцевиной на темном фоне. Фата – из нежнейшей ткани персикового цвета, переливающаяся на солнце. Белый сарафан с крупными рисунками чернильного и зеленого цвета: растения, травы. Двойные бусы – нитки из белых и зеленых дешевых камней.
       
 Японочка – миниатюрнейший сувенир. Лицо из нежно-розовой ткани, волосы цвета воронового крыла, уложенные в затейливую прическу с крупным овалом вверху – как у представительниц этого народа на старинных портретах. Желтое платье с длинными рукавами с контрастной белой тканью, на которой нарисованы цветочные узоры: единственная деталь, выдающая национальность швеи. Эта ровная линия обвивала концы рукавов, спускалась от шеи до самого низа, окружала подол.

Если не вглядываться очень уж пристально, казалось, это тоже – примета японцев. Но когда люди вникали, им становилось смешно. Впрочем, маленькие дети об этом не думали. Для них все смешивалось в свободных причудливых полетах фантазии.   
      
Снегурочка – облик традиционный. Это была крупная добродушная кукла с слегка завивающимися волосами цвета снега, заплетенными в две тугие косы, завязанными белыми же шерстяными нитками. Синей шубе с белыми узорами в тех местах, где это обычно и делают, -  на вороте, рукавах, внизу и в центре. Шапке из той же материи. И красных варежках. На Новый год ее ставили под елкой. И Оля серьезно с ней разговаривала.
 
 Мальвина  - эта куколка была незатейливой, простенькой. Но гармоничной. Платье и бант (с картонкой внутри) из нежной ткани со светло-синими крупными цветами и крапинками красного цвета. Маленькое белоснежное тельце. Волосы цвета морской волны. Аккуратненькая чистюля, которой, возможно, недоставало надменности сказочного персонажа.   
 
Деревенская девушка – на фоне других кукол она казалась гигантшей. Девочка прозвала ее дылдой. Но когда болела, любила класть в постель, ей рядом с ней было уютно. Глуповатое лицо, вышитое темной ниткой. Тускло-желтый оттенок волос, заплетенных в длинную косу. Салатовая косынка, по краю обшитая белыми нитками.  Она была завязана на середине косы – чтобы создать ощущение простоватости, даже неряшливости. Рубаха нежно-голубого цвета. Красная юбка с белыми цветочками с черной серединкой.

Индианка – желтые лицо и руки, как это бывает у загорелых индийцев, черная точка на лбу, черные волосы, вокруг которых обвивается толстая нитка голубых бус, создавая сказочный эффект. Платье без рукавов темного цвета морской волны, лента с узором по краям с вышитыми цветами, напоминающая русские сказки. Но, если об этом не думать, можно не обратить внимания на деталь, по сути противоречащую национальному колориту индийцев. Одним концом лента закидывалась на плечо и обволакивала волосы, прикрепляясь сзади. Это напоминало настоящее сари – пусть не совсем точно. Но дух индианки воссоздавался.

Бабочки, у которых были картонные крылья, вставленные в цветастую ткань, туловище и голова, набитые ватой, и пришитые волосы как у настоящей девочки. У них было частичное сходство со сказочными эльфами. Это не были конкретные персонажи, которых швея где-то увидела. Она сама выдумала этих маленьких героинь, и они стали ее любимыми.

Тельца были вполне однообразными. Головки из розоватой или бледно-серой ткани – хорошенькими и смешными. Аня в большинстве случаев избегала белого цвета – со временем, увы, эта ткань затемнялась, и куклы теряли всякую привлекательность.

Она вырезала из картона фигуру крыльев – напоминало это крупный цветок из четырех равномерных лепестков, которые могли бы показаться огромными. Обшивала тканью. Это была самая красивая часть ее бабочек. Затем швея пришивала тело, подбирала оттенок волос – либо распущенных, либо заплетенных в косички, как у первоклассниц. Потом мастерила маленький чепчик и надевала его на головки.

У нее получились три разные бабочки. Ангелочек – из цветастой ткани: на белом фоне нарисованы светло-синие, фиолетовые и красные цветы. Но они все вместе создавали нежные краски неба. Ослепительно-белая голова. И длинные белокурые волосы. Чепчик швея сочла лишним – облик и так казался законченным, не требующим добавлений.

Черный эльф – на темном фоне серые цветы и узоры. Ткань ее очаровывала. Иссиня-черный и жемчужный оттенки были ее любимыми. Получился дымчатый фон – такими изображали ночных бабочек в книгах. Черное тельце, нежно-розовая головка. Волосы под стать темной ткани, заплетенные в крошечные косички. И серый чепчик из того же материала, что и крылышки. Кукла напоминала сказочную шалунью.

Малиновый эльф – крылья и тельце из красивейшей ткани с переливами – еле заметными глазу узорами более светлого оттенка. Черные блестки прозрачного газового материала пришиты наверху крыльев и обмотаны вокруг тела, создавая гармоничный контраст. Личико из светло-серой ткани, белоснежные косички, которые освежали общий облик этой своеобразной куклы. Аккуратненький чепчик из светло-фиолетовой ткани.

 Скарлетт из книги «Унесенные ветром» - платье и шляпка из белой ткани в мелкий цветочек нежно-зеленого цвета. Их было так много, что белый фон не замечался, надо было специально приглядываться, чтобы его увидеть. Салатовый и светло-коричневый оттенки – краски лесного дерева. Черные волосы уложены в два крупных узла, прямые шелковистые длинные пряди выпущены до середины спины. Если бы не вялое выражение личика, кукла была бы похожей. Но задорный характер все-таки не получился.

Барышни – это были большие куклы. Аня с детства тренировалась воссоздавать облик дворянки. Но не стремилась к идеальной точности, выдумывала для них свои решения.

 Больше всего ей нравились две из них: в платье ослепительно-голубого цвета с круглыми пышными нашивками, имитирующими крупные кружева. Ее наряд напоминал цветок. Нежно-серая шляпка, вязаная из белой шерсти накидка, белокурые волосы, заплетенные в две косы – все это создавало облик мечтательный и романтичный. Но уверенное выражение лица придавало ей самодовольство. В косы кокетливо были вплетены шерстяные нитки разного цвета: в одну - синего, в другую - зеленого. Получилась спокойная немка с некой долей сказочности в своем внешнем облике, но лицом весьма приземленным.

Другая наоборот именно из-за неуверенного выражения добродушного безвольного лица представлялась менее блестящей, нежели можно было судить по ее костюму. Лицо и руки из нежнейшего серого оттенка ткани. Платье без рукавов, обнажающее плечи, ярко-красного цвета, опоясанное белой лентой, с алыми блестками газовой ткани, обвивающей торс. Длинные белокурые волосы, белые ленточки, завязанные крупными бантами. Красная шляпка, кокетливо обшитая лентой того же оттенка. Получилось странное существо – то ли принарядившаяся служанка, то ли сбежавшая королевна.

Сказочная принцесса – спокойное улыбчивое лицо, густые волосы из красных ниток. На голове – корона: на самом-то деле это браслет с голубыми камушками, обвивающий в два ряда и прикрепленный к волосам. Однотонное платье на манер сказочной феи – оттенки темного и светло-фиолетового.  Там, где должна быть, грудь – черная блестящая газовая лента, завязанная сзади узлом, и свободно спускающаяся своими длинными концами. Как крылья. Силуэт у крепко стоящей куклы – летящий, с наклоном слегка в сторону. Волосы швея хотела оставить распущенными, как это в сказке бывает, но нитки не были завивающимися или пушистыми, они не очаровывали глаз, и Аня решила заплести их в аккуратненькую косичку.

Оле понравилась новая кукла - балерина. Круг из картона обшит бледной цветастой тканью – балетная пачка, из нее сделан и верх костюма с декольте. Лицо, длинная шея и тонкие руки пришиты сверху, а ноги – снизу. Швея сажала ее на шпагат – самая естественная для этой куклы поза. Она пришила ей белокурые волосы, уложив их в два маленьких пучка с выпущенными наружу мелкими завитками – как на старинных портретах. Получилась хрупкая нежная статуэтка, вызывающая у девочки наивный восторг и жалость.

  -  А как ты делаешь волосы – будто и правда растут? – заинтересовалась Оля.

Ане и самой казалось, что самое удачное в ее изделиях – именно то, как она пришивает шерстяные нитки к ватным лицам, создавая эффект живых волос. Она это еще в детстве придумала. Пришивала их ко лбу другой стороной, потом переворачивала, шов оставался закрытым, и казалось, будто бы настоящие волосы растут около лба.

С волосами у нее были все, включая гусениц, бабочек, которым это вроде бы ни к чему. Ей просто нравился процесс подбирания шерстяных ниток подходящего цвета и создания эффекта этаких локонов.

- А ты все руками шьешь? – спросила Оля.

- Да. Мне так нравится.

- А просто платья ты куклам шила?

- Да, в детстве шила – и платья, и шляпки, вязала накидки. Они у меня были как барышни на картинке. Потом, правда, к этому охладела. Занятие как занятие… ручные швы и обработка нервы успокаивают.

- А ты зверушек не шьешь?

- Нет. Неохота.

Если не считать гусеницу Кэти из американского мультфильма времен ее детства – это порождение фантазии мультипликаторов было смешным и трогательным: она даже танцевала на дискотеке. И ее шили девочки поколения Ани: темно-зеленое тельце, голова из более светлого оттенка, пришитые волосы средней длины (любого цвета – лишь бы нитки нашлись), наверху едва заметно пришит красный цветок с зелеными листиками.

Получалась она серьезней, скучнее, чем была там. Но это естественно: ведь нельзя сшить улыбку и выражение глаз? А это было главным ее украшением.

Дочка швеи выбрала бабочку и балерину и, утешившись, заявила, что Жади больше не любит. В сериале она больно капризная и все время плачет. Ей теперь нравится Хадижа – дочка Жади, которую мать называет «моя принцесса». Но сшить Хадижу она не заказывала. Да и это было бы странно – в сериале и взрослые, и маленькие восточные героини выглядели похоже, одни – миниатюрные копии других.

Мать Ани была портнихой, она шила для взрослых. И поражалась тому, что ее дочь готова дни и часы тратить, чтобы подобрать подходящую ткань для кукол, но к выбору взрослой одежды совсем равнодушна. Ходит в майке и простых брючках. Не интересуясь ни цветами, ни кружевами, ни блестками, ни украшениями.

- Мне кажется, что у взрослых это как-то смешно… или нелепо. Если только они не артисты.

- Ты же не лишена романтизма, но в одежде у тебя этого нет совсем. Носишь что-то спортивное или деловое. Все время в черном или сером. Как твоя бабушка говорила: на партсобрание и в гроб.

Но она догадывалась, что дочь как будто стесняется своих романтических проявлений, ей не хочется выделяться, привлекать к себе внимание. Предпочитает производить на людей более суховатое впечатление.

Аня не хотела выглядеть как одна из ее кукол, считая, что это – мир детства. Еще ладно – раз в год на какой-нибудь праздник… да и то – она одевалась крайне строго, так, чтобы, глядя на нее, никто и не заподозрил о полетах ее кукольной фантазии.

Как будто ее личность раздваивалась – она была одновременно и сдержанным холодноватым трезво мыслящим взрослым с обостренным чувством смешного. И девочкой, живущей в Стране Чудес с причудливой образностью. Может, такое раздвоение вообще свойственно людям закрытым?..

- Может быть, тебе и не надо усиливать природные качества, иначе будет масло масляное, - в какой-то момент мать решила, что дочь права. – А то посмотришь иной раз: мечтательные глаза, как у Ассоль, распущенные волосы, венок на голове, длинное платье, кружева, цветы, браслеты, букеты… это, конечно, явный перебор. Пришла ко мне одна такая клиентка. Карикатура какая-то. В таких проявлениях от романтизма начинает подташнивать. Он хорош в меру. У тебя и так во взгляде даже слишком много…  И нужен противовес.

В России слишком любят все яркое, кричащее, бросающееся в глаза, во Франции предпочитают неброское. Поэтому Ане их магазины сразу же по душе и пришлись. Можно было накупить кучу скромной милой, при этом изящной, одежды, которая сделана была так, что шла абсолютно всем и никого не могла изуродовать.

Ее не портили строгие четкие линии. Ане шла школьная форма, спортивная форма, военная, полицейская. Как ни странно, она вовсе не выглядела мужеподобной в такой одежде – наоборот, фуражка подчеркивала ее хрупкость. И желание «спрятаться», стать лицом из толпы, визуально нивелировать свою личность в любом виде формы были совсем непонятны маленькой Оле.

- Тетя Аня, а почему ты так ходишь, что я не хочу, чтобы ты сама себя шила?
Она засмеялась.

- И, слава богу. Меня и не надо.


Рецензии
Мне магазины в Париже жутко не понравились. Там если только магазин более-менее обычный (а не такой, где продают вещи по нескольку тысяч евро), то маленький, тесный и никаких продавцов-консультантов, никакого обслуживания.

В России хотя бы вещи для среднего класса можно купить в просторном красивом магазине, и продавец поможет подобрать подходящую вещь, размер.

Галина Богословская   06.01.2015 17:55     Заявить о нарушении
Но речь об одежде, а не о здании магазина.

Наталия Май   08.01.2015 19:17   Заявить о нарушении