Бритва Оккама

• Философия полна тривиальных (простых, понятных, естественных) принципов, о которых ничего не знают не только простые смертные, но даже и учёные мужи, хотя неосознанно и верно используют их в своей жизни и работе. – Так стоит ли об этом говорить?  – воскликнет иной, услышав такое. – Стоит, ради экономии времени. Иногда вместо пространной речи, бывает достаточно сказать лишь что-нибудь этакое: «Ваша гипотеза, господин Браун, неубедительна, потому что не соответствует такому-то принципу» и поставить все точки над «и».      
• Уильяма Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285—1349) –  английский монах-францисканец, философ-номиналист,  https://ru.wikipedia.org/wiki/
• Значение термина «бритва» в философии: инструмент, помогающий отбрасывать маловероятные, неправдоподобные объяснения. Примеры «бритв»: Принцип фальсифицируемости Поппера, бритва Хэнлона, бритва Хитченса.
1. Понятие принципа
В кратком виде методологический принцип «Бритва Оккама» («Лезвие Оккама») гласит: «Не следует множить сущее без необходимости» (либо: «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»). Предлагаю ещё один вариант: «Не умножайте сущности  без необходимости». Сам Оккам сформулировал этот принцип, по-видимому, прежде всего как подтверждение существования Бога
Суть принципа была сформулирована  ещё во времена Аристотеля. Если какое-то явление может быть объяснено через привлечение сущностей (терминов, факторов, преобразований и т. п.) А, В и С или – через А, В, С и D, и при этом оба способа дают одинаковый результат, то при прочих равных условиях следует считать верным первое объяснение. Сущность D – лишняя, и её привлечение избыточно.
2. Современное понимание
В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают общий принцип:
из нескольких хороших и логически непротиворечивых объяснений чего-либо самым верным следует считать самое простое. Не вводите новые законы для объяснения  чего-то нового, если оно исчерпывающе объяснимо старыми законами.
Логически бритва Оккама базируется на принципе достаточного основания, введённом ещё Аристотелем, а в современном виде сформулированном Лейбницем: утверждать существование объекта, явления, связи, закономерности и т.п. можно лишь при наличии оснований, то есть фактов или логических выводов из фактов, подтверждающих это суждение.
                05.01.2015


Рецензии
Просто, ясно и понятно! Спасибо!

Сталина Перкова   07.01.2015 07:46     Заявить о нарушении