Чайная бомба

                Израильская зима все-таки началась. Несмотря на прогнозы синоптиков, пошли дожди и резко похолодало. В горах туман почти не рассеивается. Промозглая сырость вползает за шиворот , заставляя людей торопиться домой. Вот и я, едва переступив порог своей квартиры, первым делом включила кондиционер на подогрев. Потом, сбросив отсыревшую куртку и боты, включила чайник.


                Через несколько минут я уже грелась изнутри чаем. Крепким, ароматным, с медом и лимоном. На кухонной полке у меня выстроились в ряд керамические банки с разными видами этого бодрящего напитка. Привыкли мы к изобилию и разнообразию сортов и производителей. Вроде бы не так давно живу на свете, а помню другие времена.  Дефицита, когда просто так хороший товар было не купить. Его надо было "доставать".


                В Казахстане, где я жила в детстве, без проблем продавался только грузинский плиточный или кирпичный чай. Мало кто знает этот продукт из отходов производства. Веточки чайных кустов вперемешку с чайной же пылью, спрессованные в плитку или размером побольше - в кирпич. Заваривали его подолгу, предварительно раздробив на мелкие кусочки. Вкус напоминал отвар веника, а поверхность заварки отливала всеми цветами радуги.


                Пили его только тогда, когда не удавалось купить грузинский, черный байховый. Моя бабушка называла его "байковый", а я думала, что это питье из лоскутков байки. О том, что в Грузии выращивали элитные сорта чая мы слыхом не слыхивали. Он, видать, употреблялся только элитными слугами народа. Точно так же не догадывались и о краснодарском напитке богов. Уже взрослой мне удалось попробовать его в смеси "Бодрость", куда входил, правда, еще индийский его собрат. Лучшие сорта советского чая экспортировались в страны соцлагеря. Простой же народ наш употребял то, что оставалось на чайных кустах.


                В Казахстане, как и в Средней Азии, чай - основной напиток. Любовно, со знанием дела его заваривают, разливают в пиалы по чуть-чуть. Потом доливают горяченького. Если гостю налили до краев - это прямой намек, что тебе не рады, уходи. Конечно, местное население предпочитало индийский или (предел мечтаний) цейлонский чай. В советскую пору несколько пачек со слоником можно было обменять у чабанов на барана.


                С открытием железного занавеса появился на просторах СНГ разнообразный чай. Особенно поразили меня тогда одноразовые пакетики. Гораздо позже я узнала, что это было новшеством только для нас, потребителей "байкового" чая. На самом же деле еще в 1904 году американец Томас Селливан придумал пакетировать чай. В 1914 году началась Первая мировая война. Существование чайного пакетика заинтересовало немецкую компанию Teekanne. Так чай в пакетике пошел в народ, неожиданно попав на войну.  Солдаты пили горячий чаек в окопах и назвали эти пакетики "чайными бомбами".


                Так предавалась я воспоминаниям, помешивая в чашке одноразовый пакетик. Совсем неплохая эта чайная бомба: быстро, вкусно. Что еще нужно одному человеку? А цейлонский, крупнолистовой чай я заварю вечером, когда муж придет с работы. Будем пить его вместе и вести неспешные разговоры "за жизнь".



На фото: кирпичный чай.

 


 


Рецензии
"Чай не пил, какая сила, чай попил, куда девать!" - народная мудрость, а и действительно, как же без чая...
Помню и я такие времена, когда "веники" заваривали. А нынче - благолепие, выбор - только бы не ошибиться.
Но, я вот люблю чай с травками самыми разными, сама собираю и завариваю. А сейчас самое время наступает заготовлять травки, напомнили.
Спасибо.

Мария Пухова   28.05.2017 19:26     Заявить о нарушении
Травки - очень хорошо. Особенно собранные своими руками.
Спасибо за отклик, Мария.

Любовь Павлова 3   29.05.2017 07:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 52 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.