Развитие идей Федорова в науке, искусстве и религи

С "Философии общего дела" Н.Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в ХХ веке именами таких крупных ученых и философов, как Н.А. Наумов, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Это как раз тот круг задач, которые уже как практические и осуществимые ставит прогностическая научная мысль перед ХХI веком. Гуманизм - одна из ярких черт плеяды мыслителей и ученых-космистов, но это гуманизм не прекраснодушный и мечтательный - он основан на глубоком знании, вытекает из целей и задач самой природной, космической эволюции.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н.Ф. Федоровым и русскими философами-космистами, ныне по праву называют "мировоззрением третьего тысячелетия". Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как "общего дома" важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, ее ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в "строительство ноосферы" - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству "национальных эгоизмов". Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н.Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Возникшее в конце ХХ века движение "трансгуманизма" также имеет полное право считать Фёдорова своим предтечей. Современные "нанотехнологии" - это фактически, не что иное, как реализация идей о "собирании из атомов" макроскопических тел, вплоть до тела человека. Хотя о реальной возможности сборки даже отдельной клетки сегодня говорит ещё рано - хотя вирус уже можно собрать из набора нуклеотидов - это направление не остановится в своём развитии. Стоит напомнить, что в то время, когда жил Фёдоров, даже крупные учёные сомневались в реальном существовании атомов, чтобы оценить глубину и ясность его ума.

"Философия общего дела" нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников ХХ века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Горький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А.Л. Волынский: "Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. ... Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам и мысли плодовитой, ни гением начатого труда…".

Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир. Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.
P.S.
В списке вкладчиков во Всемирный ФОНД СЭРР Н.Ф.Фёдоров под №1


Рецензии
Идеями таких философов и живо, пока что, человечество...

Анатолий Бешенцев   06.01.2015 16:47     Заявить о нарушении
Согласен, Анатолий! Живёт и будет жить.

Сергей Николаевич Митченко   08.01.2015 20:00   Заявить о нарушении