А стоит ли быть богатым?

Кто знает, не задай я этого, в сущности скучного, банального вопроса, мы бы с ним не познакомились.

Обычная столичная необязательная компания на кухне, где все что-то пьют, едят, курят, смеются, разговаривают, потому что приехали гости из Санкт-Петербург, и вас пригласили, чтобы вы их – ну, немного, поразвлекали – новостями светской, богемной, киношно-журнальной жизни. Разговор коснулся тех, кто уехал, и тут Он – молодой, элегантный, с лёгким прибалтийским акцентом, ответил мне на заданный – в никуда – вопрос:
-- Мой друг и здесь жил нормально, и там тоже – живёт нормально.
-- Зачем же он уехал?
-- Он мне недавно позвонил и сказал, что очень скучает. Там э т о невозможно. Все заняты бизнесом, общаются только с теми, кто «нужен». Скучно. А в Москве – позвони, пригласи – и все тебе рады, и ты всем – тоже.
-- А кто Ваш друг? Какая у него профессия?
-- Он, как и я, банкир.
Наступила неожиданная пауза, даже молодожены,  казалось, занятые только друг другом, повернулись в его сторону.
-- То есть, как…банкир? Самый настоящий?
Он смущенно улыбнулся.
-- Не похож?
-- Абсолютно! – убеждённо произнесла я.- Скорее – тележурналист, молодой учёный, типа астрофизика, но… никогда бы не подумала, что Вы – банкир. А Вы нас не разыгрываете?
-- Нет, - спокойно ответил Он.
Тут моё журналистское любопытство оказалось сильнее «правил приличия», и я решилась:
-- А какое у Вас образование?
-- Никакого. Мне ведь ещё только девятнадцать.
И так победно, так счастливо засмеялся, как будто ощущал за плечами к р ы л ь я.
-- Когда мне исполнилось четырнадцать, к нам пришёл в гости Друг моих родителей, который спросил меня, кем я хочу быть. Я ответил, что мне хочется  иметь много денег и … быть немного волшебником, исполнять желания других. Тогда он посоветовал мне стать банкиром. И предложил вместе с ним решать разные задачи. Так как он сам окончил Оксфорд, то я согласился. Через четыре он разрешил мне предложить свои услуги какому-нибудь банку. Я пришёл, мне говорят: «Могли бы Вы увеличить наш оборот в т р и раза?» Я ответил: «В т р и мне неинтересно, а вот в с т о – пожалуйста!»
-- И как Ваши дела теперь?
Он скромно помолчал и потом добавил с неподражаемым прибалтийским юмором:
-- Нормально, три раза стреляли.
-- А как называется Ваш банк? У него есть отделения в Москве?
-- Да, и в Нью-Йорке, и в Сан-Петербурге, и в Прибалтике. Лет через пять, когда у меня будет собственный банк, я смогу предложить Вам ту сумму, которая необходима для все Ваших замыслов.
-- Для календарей, каталогов, детских книг, серии подарочных открыток, кафе Поэтов?
-- Вот именно.
-- А раньше – никак нельзя?
-- Можно, но это – несерьёзно.
-- И как же я Вас найду?
-- Это я ВАС найду, - вежливо поклонился Он. – Потому что ДЕЛО НАЧИНАЕТСЯ С ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ. Настоящий банкир всегда немножко мечтатель, аристократ, и меценат, а не только «мешок с деньгами». Вот почему ему обязательно необходимо что-то делать «просто так». Для души.
И я поверила ему. Как верят другу, учителю, врачу, ведь если ты им – не веришь, зачем они тогда тебе в твоей жизни?
-- А как Вас зовут? – спросила я, прощаясь.
-- Иван, - ответил Он. – По-моему, очень хорошее имя, не правда ли?!

Девятнадцать лет! Прекрасный возраст! Мне почему-то вспомнился один блистательный Директор детской картинной галереи, который грустно заметил: «А что, разве быть взрослым – это привилегия?»

Пять лет промелькнули быстро, а список художников и папку «для вымыслов» я положила в нижний ящик письменного стола. На всякий счастливый случай.


Рецензии