Педагоги, студенты, структура...

О современной системе вузовского и среднего образования.
Педагоги, студенты, структура …

1) Учебная аудитория в ВУЗе – это полигон для развития интеллектов.

2) Каждый учитель ВУЗа и среднего учебного заведения должен быть не просто учителем русского языка, истории, географии, мировой художественной культуры и т.д., но, прежде всего, Учителем Жизни, должен показывать личный пример правильного поведения в жизни.

3) Целенаправленная профессиональная деятельность современного преподавателя – это «сизифов труд». Днём педагоги вправляют студентам мозг (или мозги – это уже у кого что…), очищают их сознание от предрассудков, фальсификаций и грязи, а вечером мыслительные конструкции обучаемых загаживают СМИ и подзаборные урки. Теория и практика – единоутробные братья, нередко становящиеся в современном мире антагонистами. Кто-то поступает по-человечески благородно, не будучи знакомым с научной дисциплиной под названием «Этика», а кому-то не дают особого эффекта и лекции, начитывавшиеся целый год. ВАЖНЫ НЕ ТОЛЬКО СЕМЕНА ПРОСВЕЩЕНИЯ, НО И ТА ПОЧВА, В КОТОРУЮ ОНИ ЗАКИДЫВАЮТСЯ.

4) Влияние преподавателей на студентов по сравнению со влиянием государства на таковых равносильно аналогии сравнения роли пешки и ферзя на шахматном поле. Преподаватель по крохам пытается собрать мозги студента в нечто единое и логически непротиворечивое, общественные СМИ гробят эти единичные усилия массовыми помоями дезинформации и деструктивной пропаганды. Количественно преподаватели не в состоянии без поддержки государства перекрыть эти разрушительные потоки. Если бы вместо рекламы пива по общественным российским телеканалам транслировалась реклама научных мероприятий, общественно полезных профессий и т.п., то у страны было бы намного больше шансов возродиться.

5) Одно дело, когда вы проводите открытую лекцию, на которую пришли люди, искренне заинтересованные в вашем научном творчестве и, возможно, уже знакомые с отдельными вашими произведениями; совсем другое – когда поточная аудитория заполняется сотней с лишним студентов, которых еще только предстоит заинтересовать. Удаётся ли последний вариант? Далеко не всегда и не для всех преподавателей (равно, как и не со всеми студентами). В лучшем случае новые знания получают люди, сидящие на первых партах. Такое большое количество субъектов в учебной аудитории (где даже нет микрофона) создаёт дискомфорт и для преподавателя, и для студентов.

6) Дать студенту «халяву» – это зло: для него самого (не научится себя дисциплинировать), для нашей страны (станет привыкать работать спустя рукава), да и меня он вряд ли искренне отблагодарит. «Халяву» не ценят именно потому, что она – «халява».

7) Большинство студентов на занятиях запоминают не то, что ты хочешь, чтобы они запомнили, а, в основном, всякие шутки-прибаутки, незначительные мелочи, не имеющие прямого отношения к корню изучаемой проблематики. Может быть, оно и закономерно? Каждый запоминает то, что ему ближе и то, что ему ЛЕГЧЕ запоминать? Однако, я и мои ровесники мыслили в основном студенческом возрасте иначе ... Для нас была важнее ЭФФЕКТИВНОСТЬ знаний, а не их «лёгкость».

8) Одна из первокурсниц заявила мне как-то раз, что они – «потерянное поколение», что привело меня в некоторое удивление. Однако, сейчас, задумавшись над этим вопросом, я понимаю, что определённый смысл в её словах есть. Действительно, как можно считать поколение не-потерянным, если работать ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО его представителей не хотят, жаждут от жизни всего и сразу, замуж, в основном, выходят по расчёту, а разводятся по недоразумению, считают себя самыми УМными, одна на деле свои УМения показать не могут, их бедные головы переполнены информационной кашей настолько, что на нужную и полезную для жизни информацию свободного «винчестера» уже не остаётся... Помимо содействия в очищении души и сознания тех, кто мне доверяет, остаётся только искренне сочувствовать этим «жертвам» тлетворного технического прогресса.

9) С «тупыми» студентами легче в том плане, что не нужно так основательно готовиться к лекциям и освещать для них все нюансы той или иной проблематики (им дай Бог с общими-то вопросами справиться!), но зато с умными и сообразительными интереснее. Да и нередко разумный человек, хоть и более младший по возрасту, может осветить ту грань, озвучить ту точку зрения, идейную позицию, которая способна дополнить, расширить твоё собственное мировидение. Педагог не иметь права быть слабым и всё время прогибаться под запросы стонущей аудитории, которая нередко путает ценность «корочек» и ценность знаний. Поблажки для отдыха и стимуляции иногда давай, а вот баловать – ни-ни!

10) Хороший университет классического типа, совместная работа с понимающим тонкости учебного процесса начальником, руководителем, адекватные комиссия, диссертационный совет и т.д., – всё это положительные факторы влияния на успех творческой личности, но главное, суть в другом – в наличии постоянных трудолюбия и целеустремлённости у человека.

11) При оценивании студенческих работ правомерен принцип деления: если две работы идентичны по содержанию, то высшую оценку «5» мы делим надвое; если три работы одинаковы, то натрое и т.д. Кто-то по справедливости получит 2,5 балла; кто-то – 1,67 балла и т.д. Таким образом, на итоговую в семестре «тройку» надо ещё поработать, а не просто получить её из банальной жалости, выпросив у преподавателя.

12) Если студенту наплевать на изучение культуры и на других людей, то мне, соответственно, наплевать, получит этот ограниченный эгоист зачёт или нет, лишится стипендии или нет.

13) Стратегический совет студентам: пусть лучше ваши головы болят от насыщаемости полезными знаниями (даже если их смысл понятен не всегда сразу), чем от многочасовых видеоигр и бесцельной болтовни в социальных сетях. Первая боль будет проходить в силу естественных закономерностей и её преодоление сделает вас с течением времени сильнее и умнее, а вторая неизбежно будет скатывать вас в плоскость ограниченности развития и деградации.

14) Современные тенденции развития общества, к сожалению, таковы, что некоторые школьники, к сожалению, нередко являются акселератами в физическом плане и, одновременно, дегенератами – в планах духовном и интеллектуальном.

15) Если ты работаешь в системе российского образования, то сначала тебе кажется, что ты растёшь в карьерном развитии; потом видишь, что это развитие в силу объективных причин замедляется; а далее всем своим нутром понимаешь, что ты не поднимался, а катился в финансовом плане вниз по наклонной, отдавая свой труд за гроши в то время, как твои однокашники и однокурсники жировали на югах, катались на иномарках и сорили, как последние сволочи, деньгами. Единственный твой огромный плюс по сравнению с этими избалованными цивилизацией дегенератами – это большой Опыт, помноженный на знания и прочие компетенции. Это – весьма специфические и не всем понятные ИНВЕСТИЦИИ, но их не купишь ни за какие деньги. Прорвёмся к Свету!

16) Про человека на ЛЮБОЙ работе можно сказать, что он ничего, кроме  выполнения этих функций, больше делать не умеет. Охранник с большим стажем умеет только охранять, продавец – только торговать, литератор – только писать книжки и т.д. Просто надо ценить свою работу, свою профессию и понимать, что каждый должен быть на своём месте, делать то, что ближе его душе. Тем более грех жаловаться на свою профессию преподавателям ВУЗов, ибо у них очень разнообразная и интересная деятельность. Они сочетают и педагогический, и научно-исследовательский, и научно-практический элементы активности. Те же, кто апеллирует к маленькой зарплате, подменяют существенное (суть, полезность деятельности преподавателя) и вещественное (финансовое обеспечение). Здесь дело не в специфике работы, а в умении отстаивать (в хорошем смысле слова!) свои права на достойную, хорошую оплату труда перед государством и частными организациями. Однако, без консолидации активных научных кадров в этом направлении и активации пассивных это невозможно. К сожалению, в годами изнутри гниющей структуре один, действительно в поле не воин. Вернее, воин, но только на уровне частных примеров. Нездоровую же тенденцию можно переломить только ТЕНДЕНЦИЕЙ, уничтожить гнилую структуру с помощью новой ЗДОРОВОЙ системы.

17) Если педагоги не хотят бороться за свои законные права, обозначенные в Конституции, то они будут подстраиваться под чиновников и прочих недолюдей/зверей/киборгов до бесконечности. Вернее – не до бесконечности, а ровно до тех пор, пока их не вышвырнут за функциональной ненадобностью, уничтожив предварительно силы провампиренных душ.

18) ПРОФЕССИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ наглядно показывает человеку, который занимается этой деятельностью, что всё, что мы говорим и делаем, служит непосредственным примером для подражания и источником зарождения добра или зла. «Что посеешь, то и пожнёшь». Учёные и преподаватели НАПРЯМУЮ конструируют реальность и массовое сознание, поэтому на них лежит большая ответственность.

19) По большому счёту, в гуманитарные науки идут те, кто хочет раскрепоститься; в технические – те, кто желает обуздать свой беспредельный нрав. Парадоксов в выборе профессии нет – есть только закономерности: очевидные или глубинные. Гуманитарии пытаются сблизиться с другим человеком и через это – с самими собой, «технари» – бегут от человека и верят в силу потустороннего технократического разума; средство последние подменяют целью.

20) Когда-то получали высшее образование и становились профессиональными медиками только умные и ответственные люди. Потому что в первую очередь именно на них, кроме политиков, лежит НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ответственность за жизни других людей.

21) К сожалению, большинство современных студентов исходит не из того, КЕМ они хотят стать, а из того, чтобы стать ХОТЬ КЕМ-ТО...

22) Запомнить значения современного молодёжного сленга, который по большей своей части примитивен, в России очень просто, тем более, если преподаватель сам молод. Овладение же серьёзной научной терминологией требует определённых усилий и затрат времени. Вопрос о том, кто на кого должен равняться, риторический. «Отсталым», «непродвинутым» может быть только студент, но ни в коем случае не развитый преподаватель.

23) Обращение к студентам-разгильдяям, сдающим всё в последний момент, преисполненным глобальными амбициями на мелочном житейском уровне: ТАЛАНТЫ И ГЕНИИ НЕ РОЖДАЮТСЯ В ОДНОЧАСЬЕ. Посмотрите окрест, чётче вглядитесь в окружающих – вокруг сотни таких же наполеончиков, как вы сами, и, уподобляясь им, вы подчёркиваете свою стандартизированность и банальность, а отнюдь не уникальность! Если вы внутренне не готовы отдавать свою энергию избранному делу, то вы не получите ни полноценных профессиональных результатов, реально способных повысить вашу самооценку, ни общественного признания на уровне грамоток и т.п.

24) Хорошие ученики – те, кто не останавливаются на ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ опыте своих учителей, а идут дальше.

25) Для достижения мощных позитивных результатов необходимо проявлять СВОЮ волю. Конкретный пример: студент, который сдаёт долги по зачётам и экзаменам лишь постольку, поскольку; он получает очередной зачёт, и это порождает желание тянуть себя за уши на следующий. Тяп-ляп, спустя рукава, – если преподаватель это видит, то он не хочет ставить зачёт и правильно делает. А если бы всё решали чёткое самоопределение и воля, то зачёты щелкались бы как орешки, а не тянулись как резина.

26) Учитель - это не только тот, кто учит других чему-то, что ранее усвоил сам, но и тот, кто постоянно сам учится чему-то новому в жизни, обогащает свои знания, умения и навыки. Если личность теряет стимул к саморазвитию, то любая профессия, в том числе и учителя, теряет свой смысл. Это подобно тому, что крови необходимо циркулировать по венам и артериям, дабы организм не погиб.

27) Для полноценного современного культуролога приоритетной должна быть только одна мораль – ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ.


Записывал в своих дневниках в 2006 – 19 июня 2014


Рецензии