Добро и зло. Размышления в сочельник

    Из курса философии мы помним, что зло – обратная сторона добра. А народная мудрость свидетельствует: не познав зла, не оценишь добра.
Когда мы рассуждаем на тему добра и зла, то обязательно надо уточнить, с каких позиций, потому что взгляды мирского человека и православного различны.
Чаще всего, говоря о добре или зле, имеем в виду свои житейские проблемы, ситуации. Совсем как современники Христа. Почему они отвернулись от Иисуса, когда его арестовали? Потому что ждали, что он принесет им добро в их понимании – свергнет власть римлян, станет добрым царем и их жизнь изменится к лучшему – они станут свободны, сыты и пр.
А он и принес людям добро и ради этого добровольно взошел на крест. Только в понятие добра был вложен иной смысл. Христос учил и нас учит, как надо жить, чтобы войти в Царство Небесное, в котором он и есть истинный царь, Господь.
Но нам, людям, надо все и сейчас. И только единицы понимают, что есть истинное добро. И они отвергают этот мир житейских материальных соблазнов. Чтобы спастись самим и принести добро людям. Возьмем к примеру, Онуфрия Великого, иранского принца, пожелавшего стать пустынником.  Или матушку Елиcавету – внучку английской королевы, вдову градоначальника Москвы, сестру российской императрицы. Чего ей не хватало в жизни? Все оставила, ушла служить людям, зная, что грозит гибель, не уехала из страны, хотя соблазняли. А Ксения Петербургская? В 25 лет взять на себя тяжелейший крест юродивой. Босой, в лохмотьях ходить по снегу, ловя на себе презрительные взгляды толпы… А сейчас к ее часовенке на Даниловском кладбище Питера стоят очереди, ее молят о спасении, о помощи…
Когда Иоанн Креститель обличал Ирода в грехе прелюбодеяния, он делал ему добро или зло? Иродиада и ее окружение считали, что зло. А Креститель спасал Ирода, и тот чувствовал что-то, но пошел на преступление.
А болезнь или физические страдания, настигающие нас, - это добро или зло?
Святые старцы утверждают, что добро. Так нас вразумляют, заставляют задуматься: а правильно ли мы живем.
    Для иллюстрации сказанного возьмем всем известный пример: последние дни жизни Пушкина. Вспомним, что ненависть, жажда мщения буквально пожирали его душу. На дуэли, тяжело раненный, он нашел в себе силы выстрелить в Дантеса и, увидев, что попал в цель, обрадовался. Чему? Что убил, ранил человека? Что отомстил? А потом были три дня, в которые он невыносимо страдал. И эти страдания очистили его душу, он умер с миром, всех простив, со всеми примирившись и попросив за него не мстить.
    Мы, земные, мирские люди, боимся смерти, тяжело переживаем  кончину близких и знакомых, и это естественно. А ведь у Бога все живые. Поэтому церковь учит скорбеть, помнить, но не убиваться, не гневаться на Господа. Святые отцы говорят, что Господь забирает человека в самый для него благоприятный момент для жизни вечной, детей, поскольку они безгрешны и подобны ангелам, предвидя страшную судьбу, грозящую потерять душу, или если видит, что человек не изменяется к лучшему, не растет духовно.
Эту мысль я попробовала развить в своем рассказе «Цена жизни вечной». И, похоже, тема затрагивает людей. Ко мне подходили жители Опалихи и просили: у тебя есть такой рассказ, мы слышали, дай почитать. У знакомой умерла внучка. А потом говорили, что после прочтения рассказа родным стало легче, у них появилась надежда. И просили дать книгу для других знакомых, потерявших сына…

    В Библии написано, что никто, кроме Бога, не знает, когда наступят последние дни. Как и во времена потопа, люди будут жениться, рожать, строить планы, но в одночасье все изменится. Недавно прочитала весьма интересное мнение, объясняющее, почему так много в начале прошлого века погибло священников и вообще невинных людей. На  небесах не хватало праведников, которые бы молились за нас грешных. Молились, чтобы Господь продлил дни жизни людей на земле.
   По отношению к погибшим людям это, безусловно, зло. А для спасения человеческого рода?


Рецензии