Чашечка кофе в горах

Группа альпинистов из Москвы, Питера и Еревана предполагали пройти траверс двух вершин. Маршрут был относительно простой. Рассчитан он был на два дня. С базы они вышли на рассвете и пополудни пришли к месту первого привала, откуда и начинался основной подъём на вершину.

Самый трудный участок был почти вертикальной стеной в двадцать метров высотой. Дальше до ледника был крутой подъём, скорее тяжелый, чем трудный. Добраться до вершины надо было по леднику. Это был трудный участок. Там надо было рубить ступени и постоянно страховаться, так как крутизна склона была довольно большая.

 Их было девять человек. По трое в связке. Первая связка была бы самая сильная, но в нее включили девушку - Риту. Хотя она была опытной альпинисткой, но физически была послабее ребят из её связки. Рита была довольно симпатичная, и привлекала всех мужчин группы. Все делали ей комплименты и пытались чем-то заинтересовать или продемонстрировать свое альпинистское умение.

Самым опытным и старшим в группе был первый номер первой связки. Его звали Армен, естественно он был из Еревана. Он отличался умением долго висеть на кончиках пальцев, уцепившись за едва приметную расщелину в скале. Он, как ящерица, мог очень быстро вскарабкаться на отвесную стену, безошибочно находя малейшие трещины. Был он веселым парнем, компанейским, не признавал каши и супы, которые называл стиркой. Без шашлыка грустнел и питался только тушенкой, разогретой на костре.

Армен был экипирован лучше всех. Куртка-пуховка, горные ботинки на специальной подошве, заграничные из хорошей стали костыли, карабины, рюкзак, спальник, палатка высшего качества. Рита, как бы находилась под его покровительством с намеком на дальнейшие более близкие отношения.

 Третьим в первой связке был физически сильный и опытный Андрей из Питера. Он мог поднять Армена вместе с рюкзаком и нести его в гору. Серьезный парень. Никогда не шутил, на анекдоты никак не реагировал, от пошлых шуток кривился. Когда выбирали маршрут, он спорил с Арменом. Он хотел обойти лавиноопасный склон, но путь тогда удлинялся и был труднее. Армен считал, что опасность схода лавины минимальна и все спокойно минуют опасный участок.

На этом привале разожгли костер из принесенных с собою дров и быстро сварили кашу с тушенкой. Армен, как обычно, ел разогретую тушенку. Все хотели немного передохнуть и начать подъем. Самый трудный участок - скала была в сорока метрах от площадки, где был сделан привал.

Армен сказал, что сейчас он всех порадует. Достал из рюкзака замечательный медный набор для варки кофе и стал колдовать над углями костра. Разлив кофе в маленькие чашечки, он с гордостью всех угощал настоящим кофе. Когда все допили ароматный кофе от Армена, парень из третьей тройки, Илья, раздул костер, поставил ведерко с водой и, когда вода закипела, всыпал туда пол пакета растворимого кофе. После этого он разлил кофе по нашим большим походным кружкам и со словами «Кофе без изысков, но много», предложил его и Армену.

Наш веселый и добродушный Армен не просто обиделся. Он прямо рассвирепел. Сказав, что все они свиньи, и жрать им надо из корыта помои, он в сердцах пнул ведро. Удар получился сильный, и ведро доскакало до края ровной площадки и покатилось по крутому склону. Далеко оно не укатилось, так как склон был усеян камнями. Однако добраться до него было очень сложно, требовало страховки и уйму времени, которого, было немного.

Армен сказал: « Я быстро достану. Без ведра нам будет трудновато!». Все стали его отговаривать, но он без всякой страховки стал быстро спускаться вниз. Он успешно добрался до ведра, прицепил его к поясу и быстро поднялся наверх. Он был доволен собой. Инцидент с кофе, как бы был замят. Он передал ведро Илье, сказав: «На, вари свою кашу».

Он не сказал – помои, и этого вроде было достаточно для водворения мира и согласия в группе, хотя все еще чувствовали некоторую напряженную взаимную неприязнь, но промолчали.

Илья, взяв ведро, и осмотрев его, сказал: «Дырка в нем приличная».  Ну, дырка и дырка. Выкинуть надо ведро. Все молчали. Но Рита неожиданно стала громко хохотать. Что её так развесило, никто не понял, но Армен принял смех на свой счет. Над его удалью, оказавшейся бессмысленной, потешалась, как бы его девушка.

Армен быстро собрался, вскинул рюкзак на плечи: « Всё! Конец! Я возвращаюсь на базу. Можете идти со мной! Или идите…!». Он не договорил ругательства. Сдержался. Никто в первые секунды не пошевелился. Армен отошел на несколько шагов, обернулся и сказал: « Спуск простой, прекрасно сами дойдете». Все стали кричать ему: «Стой! Подожди! Не обижайся! Давай все обсудим!». Рита кричала «Армен! Армен! Вернись!»  и даже побежала за ним, догнала его, дергала за рукав. Он оттолкнул её. Не сильно. Но она сразу остановилась и вернулась назад.

Все спорили. Возвращаться или продолжить восхождение? Спор решил Андрей. Старшинство теперь перешло к нему. Он предложил продолжить восхождение. Все согласились, доверяя ему и не желая расставаться с такой долгой подготовкой к этому походу, со своими планами, можно сказать с мечтой.

Риту перевели в третью связку, где был злополучный Илья, который безнадежно тоже поглядывал на Риту весь поход, говорил ей комплименты.

Первую связку усилили первым номером из второй связки. Во второй остались двое.

Таким порядком и двинулись на штурм скалы. Первая связка преодолела её. Организовала надежную страховку для остальных. Кое-как поднялись все. Риту разгрузили ребята из второй связки. Он шла налегке. Зато второй связке было тяжеловато. Подъем до ледника  прошел спокойно. Все устали, но надо было начинать подъём на ледник. Ребята из первой связки рубили ступени, хотя сами могли пройти без этой мороки, но понимали, что третья связка нуждается в поддержке.  Все благополучно добрались до вершины и почти сразу начали спуск. Времени было мало, и погода начинала портиться. Для спуска выбрали самый простой маршрут, и спуск прошел благополучно. Теперь можно было выбрать место для ночевки, чтобы завтра начать штурм второй вершины. Андрей, оглядев всех, нахмурился: «Что-то вид у вас больно усталый».
 
Было еще совсем светло, когда они обустроили ночлег и стали готовить ужин. Все были рады, что покорили вершину. Много шутили. Некоторые шутки были на грани приличия, и так как Рита их слышала и терпела, то «остроумие» било прямо таки фонтаном. Особенно отличался Илья и как, это обычно бывает, одна из его шуток оказалась за гранью. Андрей, со словами: «Какой скот!», ударил Илью по лицу. Как от одного удара могли быть разбиты бровь, нос и губы не понятно. Илья упал на бок. Рита первая подбежала к нему и заорала на Андрея: «Сам ты скот!». Илья поднялся. Все молчали. Андрей стал быстро собирать свой рюкзак. «Вам, скотам, не на вершины подниматься, а в грязи валяться надо». С этими словами он двинулся по направлению к базе. Стало ясно, что подъем на вторую вершину им не светит. Командовать стали ребята из второй связки. Надо было засветло успеть вернуться на базу. Обсуждать положение было некогда.

Спуск прошел спокойно и все благополучно к вечеру пришли на базу. На базе царило небывалое веселье. Было 23 февраля. Приехали люди, не имеющие к спорту никакого отношения, но они умели веселиться. Все были сильно пьяны. Вытворяли черте что. Один выгнал сторожевого пса из конуры, залез туда сам. Другой ломал мебель, так как она не удовлетворяла его эстетическому вкусу, о чем он сообщал всем. Пришедших альпинистов приняли как героев. Начались пьяные приставания к Рите.

Рита подхватила свой рюкзак и, со словами: «Какие же скоты», двинулась по дороге вниз к ближайшему селенью, откуда можно было уехать на автобусе до железнодорожной станции. Илья, молча, пошел рядом.

В селенье они спустились затемно. Автобус давно ушел. Стали ждать попутку. Машин на дороге не было. Но через некоторое время появился фургон «Хлеб». Шофер притормозил.
«Девушку бесплатно отвезу! А двоих …» и он назвал неподъёмную сумму. «Вот скот» подумал Илья, и они остались ждать утреннего автобуса.

Ночь была теплая. Они не спали. Разговаривали. Рассказывали о себе, о любимых книгах, стихах, художниках. Делились планами о будущих восхождениях. Илья извинялся за свою шутку. Рита сказала: «Забудь, я знаю, что ты это случайно».

«За нечайно, бьют отчаянно» - пошутил Илья.
«Да. Если бы не твои шутки» - задумчиво сказала Рита. «Но, вообще то, я люблю шутки, не расстраивайся».
Они сели поближе друг к другу.


Рецензии
Анатолий! Я больше двадцати лет водил туристов. Впервые прочитал о таких страстях на маршруте, а уж у меня точно ничего похожего не случалось. Что это? Выдумка для непосвященных? Мне кажется, что фоном для душевных драм могло бы быть что-то, не связанное с восхождением...

Анатолий Звонов   02.04.2015 10:04     Заявить о нарушении
Все правда (может, немного усилил драматизм, но это реальный случай).Инструкторы южане горячи и охотчи на девушек. Конфликты бывают серьезные. Но писал я, в основном, про то, как нетактичность и шутка опасны. Они опасны не только в горах. Нетактичность (кофе в кружке после кофе по турецки) была воспринята как оскорбление.

Вообще, как Вы знаете, выдумать что-то сложно, если не невозможно. Немного акцентировать - это доступно.

Не понял, что вам показалось таким неправдивым в рассказе? Интересно узнать.

Если у Вас в группе бывают мальчики и девочки, то Вы наверняка замечали трения и конфликты на этой почве.Вряд ли вы столь не наблюдательны, чтобы их не замечать. Может не такие острые. Но и в описанном случае ничего особо страшного не произошло. Все обошлось.

Спасибо за прочтение и отклик.

Успехов Вам и наилучшие пожелания.

Анатолий Акуль   02.04.2015 11:57   Заявить о нарушении
Выдумать возможно. В "Запах любви" процентов восемьдесят выдумки.Кавказцев повидал, в Сухуми чуть не убили, в Цинандали девчонок наших хотели изнасиловать. Не верится, что инструктор бросает группу. А насчет правда-неправда мне Михаил Анохин в одной из рецензий написал, научил начинающего. Правда хороша для мемуаров. А для художественной литературы нужно что-то иметь, что хочется донести до читателя. Мысль, обозначенная в начале, должна подтвердиться в заключении. В чем заключается тама (мысль) Вашего рассказа?

Анатолий Звонов   02.04.2015 13:05   Заявить о нарушении
Я же написал, что тема рассказа про кофе следующая:НЕТАКТИЧНОСТЬ!НЕУДАЧНЫЕ ШУТКИ (АНЕКДОТЫ). Не уважили, вроде как, "хамоватые" альпинисты- москвичи старания инструктора, который тащил медные приборы для приготовления настоящего кофе, готовил кофе, разливал, угощал, а мы ему, мол фигня это, нам кружку побольше. Обиделся крепко. Из группы он не ушел, но полностью отстранился. Это Вы правы. Здесь я усилил. Художественный прием.

Наилучшие пожелания

Анатолий Акуль   02.04.2015 13:30   Заявить о нарушении