Время было трудным

ВРЕМЯ БЫЛО ТРУДНЫМ
(Из книги «О людях и для людей»).

 Повестка пришла в их дом как всегда это бывает неожиданно. Мать только заохала и смогла только сказать:«Вот и тебя у меня забирают,сыночек…»,Николаю Ильичу Чуканову шёл тогда лишь пятнадцатый год.В последний раз взглянул он на свой родимый дом,на мать и пошагал налегке из деревни Пятницкое в свой райцентр, в посёлок Ленинский.А оттуда направили прямо на Косую Гору,где его вместе с другими такими же подростками-однолетками, мобилизованными на трудовой фронт,и поселили в заводском общежитии. Вот так и началось его трудовое обучение при Косогорском металлургическом заводе, вот так и закончилось его детство.
 Общежитие в посёлке в то время располагалось в том же здании, где и до сих пор хорошо видны большие цифры,которые сообщают всем проходящим мимо,что оно было построено в ещё 1927 году. Это большое двухэтажное, ныне уже старое здание, казалось ему тогда просто замечательным и даже очень красивым и видным.Оно стояло на самой высокой точке тогдашнего посёлка,вверху центральной улицы под праздничным названием – «Октябрьская».Но сам посёлок показался ему не очень большим, он быстро весь его обошёл и вскоре привык к нему настолько быстро и освоился здесь,что со временем даже показался ему довольно уютным.Но времени  для прогулок, для скуки и тоски у паренька особенно-то и не было,всё оно отдавалось учёбе и работе. 
  Обучение профессии котельщика проходило непосредственно на территории заводе, в том же помещении,где ныне находится Центральная заводская лаборатория. Впрочем,если ещё точнее сказать,то всё это длинное и большое здание раньше называлось «большим токарным цехом»,занимавшим большую территорию,здесь до середины восемнадцатого года  производились снаряды и гранаты.Цех простирался от нынешнего котельно-монтажного участка РМЦ и до эстакады нынешнее службы выгрузки. Сегодня здесь разместилось несколько цехов, в том числе электротехнический цех и водоснабжения, включая и помещение заводской санитарно-технической лаборатории. Но это здание пред Чукановым предстало в полуразрушенном состоянии, немцы постарались. Оно было без крыши, и лишь небольшая его часть была восстановлена, которую  и тогда занимались подростки.
 Шёл второй год войны. Немцев  только-только отогнали от Тулы, и была освобождена Косая Гора. Ещё  не была поднята взорванная заводская труба третьей доменной печи, что перекрывала поперёк дорогу вблизи заводоуправления, единственной ведущей к Туле. Следы пребывания немцев в посёлке ещё были очень свежи и не только один бывший  большой токарный цех, да и многие другие цеховые здания и дома в посёлке  были  в зияющих фронтовых ранах, проломах. Но по тем временам это  было довольно привычной картиной  для жителей  любой прифронтовой  зоны, в том числе и для заводских  мальчишек.
  Но постепенно жизнь входило в своё русло. Восстанавливался посёлок, восстанавливался завод, фронту требовалась заводская продукция.  В группах фабрично-заводского обучения ребят  требовательно учили различным и  нужным для завода профессиям, готовили горновых и газовщиков, токарей и слесарей, помощников машинистов паровозов и электриков, штукатуров и рабочих многих других специальностей. Волей случая обучаться Николай попал тогда в группу котельщиков. И что это за профессия он тогда и понятия не имел. Обучал ребят их будущей профессии  опытный мастер Н. И. Макеев, учил он ребят хорошо и на совесть.
 Да и самим ребятам было тогда не до баловства, они с жадностью учились рабочим специальностям, хотели как можно быстрее зарабатывать, чтобы помогать своим семьям, ведь шла  война, и они знали, что это такое. Подростки давно уже  повзрослели, научились  жить одни, без семьи, как ни тяжело было им быть  рано оторванными от дома. Несмотря на то, что Николай тяжело переживал разлуку с домом, он был очень общителен и довольно самостоятелен в жизненных вопросах, постепенно он стал привыкать к посёлку и  заводу, к новому месту своего жительства. Но по ночам,когда ложился спать и выключался свет в общежитии, скука подбиралась к нему.Ночью не спасали от тоскливых мыслей ни работа, ни учёба, здесь они оставались с тоской один на один. Не спасало и то, что рабочий день длился у него с семи утра до семи вечера, что не было выходных дней и отпусков, что была только страшная усталость. Сон не шёл к нему, потому что он тяжело тосковал по родному дому, по своей родной деревеньке, и особенно сильно беспокоился он за здоровье матери, да и за младшую сестру и младшего брата: как они там, как они там живут без него?!
 Но вот пролетела первая половина года, закончилось обучение. Принял молодых ребят под своё крыло в цехе, со всей присущей ему добротой, бригадир Г.Д. Ананченко.Самому бригадиру было в то время где-то около двадцати восьми лет! Он тоже был ещё молод, и был выпускником той же заводской школы ФЗО, поэтому ребят своих подопечных он хорошо понимал, заботился о них и об условиях их жизни и учёбы. Но, тем не менее, он умел требовать хорошей работы, спуску никому из ребят не давал.
 «…Голодно было,– вспоминает Николай Ильич,– хлебный паёк,пайка на сахар,на крупу... Вот и всё! Хватало поесть лишь на одного,а матери и сестрёнке с братишкой помочь ничем тогда не мог. И от того очень мучился,переживал,на работе уставал сильно,большая нагрузка ложилась на нас.Делали мы фурмы для доменного цеха, да тележки– «козы», элеваторные ковши для цементного цеха, ремонтировали в железнодорожном цехе паровозы. А в авральные дни ремонта печей делали броню, клепали её, сварке тогда не доверяли. Да и бензорезы на заводе часто выходили из строя. Так что вырубали мы зубилом части конструкций.И так получалось,что за десяти, а то и одиннадцати часовой рабочий день, уставали мы довольно сильно…».
 Фронтовая комсомольско-молодёжная бригада Ананченко в дни войны была хорошо известна не только в заводском коллективе, но и по всей Туле.Много труда выпало в дни войны на долю ребят, напряжённого и непомерного труда, но и выпало немало почестей! Непросто было тогда, к примеру, заслужить право в соревновании среди  комсомольско-молодёжных бригад  именоваться фронтовой бригадой. Но война– есть война, ребята работали одержимо и все силы отдавали одной цели – Победе!
  «…Сегодня из членов той нашей фронтовой бригады в посёлке осталось не много людей,– сожалеет Николай Ильич,– кто-то уехал в другой город, трое умерло, нет в живых и самого бригадира. Остались здесь четверо– И.Н.Свиридов,Г.М.Сидоров,А.Н. Панкин и я.Восемь лет как я нахожусь на пенсии, но продолжаю ещё руководить бригадой,той бригадой,руководить которой я начал ещё в 1947 году,после того, как Ананченко был назначен в цехе  мастером. Бригада наша давно уже не фронтовая, не комсомольско-молодёжная, а память-то о ней до сих пор в нас жива…».
 Большую трудовую жизнь прожил Николай Ильич. Многие косогорцы понят его ещё  молодым, многие из молодых знают его сегодня заслуженным ветераном труда в посёлке. Отмечен его труд высокими правительственными наградами: медалями «Ветеран труда» и «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», орденами «Трудовая Слава» третьей степени и Трудового Красного Знамени.Но есть у него ещё одна,самая дорогая для него награда – медаль «40 лет Победы в Великой Отечественной войне»!Потому что в памяти у него вечно жива его трудовая юность, вся его жизнь– трудная и нелёгкая молодость, но до боли ему дорогая! Быть может он потому и не может уйти сегодня из цеха на заслуженный отдых,что здесь прошла вся его жизнь и многое сделано его трудолюбивыми руками! 
А.Бочаров.
1990
На снимке:редколлегия стенгазеты "Ремонтник".Слева Н.И.Чуканов,в центре Г.И.Ведмеденко,справа Г.Т.Морозов.


Рецензии