Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова

Женщины в романе «Герой нашего времени» играют определённую роль: их присутствие способствует тому, чтобы читатели  увидели Печорина в отношениях с теми, кто от него зависим, и читатель может дать оценку поступкам героя, отметить некоторые особенности его характера и личности.

О Вере в «Журнале Печорина» рассказывает сам герой. Это единственная женщина, которую он любил, которую не смог бы обмануть, но и ей он страданий приносит не меньше, чем другим. Вера замужем за пожилым человеком, родственником княгини Лиговской. У неё есть сын от первого брака, и она (по её словам) выходит замуж второй раз по расчёту, ради сына, чтобы обеспечить его будущее. Она глубоко и преданно любит Печорина, но он никогда не предлагал ей совместную жизнь, хотя знакомы они давно и любовь их взаимна.
 
Вера серьёзно и неизлечимо больна, но думает не о себе, а только о любимом человеке, и мысли о нём иногда приводят её в отчаяние: «Тебе очень весело меня мучить! Ты ничего не дал мне, кроме страданий». Она понимает, что эгоизм Печорина как неизлечимая болезнь, с которой он и не пытается бороться. Сам герой отмечает, что Вера никогда «не заставляла клясться в верности и говорить о любви», и эта её жертвенность, полное самоотречение, отсутствие эгоистичности в чувствах вполне устраивали Печорина: «Вера смотрела на меня взглядом, исполненным любви и благодарности...».
Именно Вера поняла его со всеми «мелкими слабостями и дурными страстями», знала, что попала в зависимость от этого странного человека, но не способна была его возненавидеть: «Ты знаешь, что я раба твоя...». На её лице часто отражалась глубокая грусть, и это также результат общения с Печориным. Вера сама говорит, что принесла себя в жертву этой любви: «...ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей.., без которых жизнь скучна и однообразна. Ты был несчастлив, и я пожертвовала собой».
 
Вера знала, что Печорин больше всего дорожил своей свободой, не желая стать «рабом любимой женщины», но это не остановило её: «Ты поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий». И действительно, любовь Веры не угасала, сколько бы испытаний ей ни пришлось вынести: «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища».
Вера – удивительная женщина, она единственная продолжает видеть в Печорине то, чего не могут разглядеть другие: «В тебе есть что-то особенное, гордое и таинственное, в голосе есть власть непобедимая». И хотя Вера говорила, что хотела бы сберечь свою репутацию, но любовь оказалась сильнее разума, и скрыть от мужа отношения с Печориным не удалось. Наверное, герой  всё-таки оценил все особенности своей любимой женщины, потому что не раз признавался, как дорога она ему. Истинность его любви к Вере подтверждает также то, что Печорин никогда не говорил о её внешней привлекательности: так бывает, когда дорог сам человек, а не только его красивые глаза или губы.

О княжне Мери герой также пишет в своём дневнике. И уже в первой записи он  отмечает в характеристике девушки, что она очень хороша собой и совсем молоденькая. Глаза её не имели блеска, потому что глубокий взгляд и бархатистость глазам придавали длинные и густые ресницы. Печорин, как ценитель женской красоты, успел отметить даже прелесть ножки, чуть видневшейся из-под юбки.

Мери происходит из богатой и знатной семьи, их дом известен в Москве, и недостатка в поклонниках у неё нет, но она пока смотрит на молодых людей большей частью равнодушно или с презрением. Любит рассуждать о чувствах, её суждения интересны и разумны, у неё хорошее образование: читает Байрона на английском и знает алгебру. В обществе «на водах» она имеет успех среди светской молодёжи, но обратила внимание сначала только на Грушницкого: из сострадания, так как он лечился в Пятигорске после ранения. Мери – натура романтичная, она, возможно, предполагала, что Грушницкого понизили в звании в связи с какой-то необычной историей, и это вызывало у неё интерес, сочувствие.

Мать Мери говорит о дочери, что она «невинна, как голубь», но княгиня не стремится защитить дочь от ошибок, так как сама беспечно относится к светским развлечениям и интригам. И Мери не умеет распознавать «ловушки», которые может расставить для неё опытный светский ловелас. Сначала девушка увидела в Печорине то, что могло бы оттолкнуть её от этого человека: холодный и тяжёлый взгляд, самоуверенность и даже некоторую наглость. Но Печорин сумел задеть её самолюбие подчёркнутым равнодушием, а затем вдруг проявил галантность, защитив на балу от настойчивого ухажёра, пьяного офицера. Мери доверчива, чистосердечна, ценит порядочность и умеет быть благодарной за помощь, поэтому начинает отмечать в Печорине другие признаки благородства. Теперь она замечает и его остроумие, умение шутить, быть весёлым, интересным человеком. Герой также видит, что с Мери  приятно общаться: «...разговор её остёр, жив и свободен, замечания иногда глубоки».

Некоторое сходство в их взглядах по отношению к «водяному обществу» также позволили сблизиться Мери с Печориным, и она начала видеть в нём человека необыкновенного. Девушка не догадывается, что «профессиональный сердцеед», достигший больших успехов в любовных интригах, играет её чувствами и тешит своё самолюбие. Она не должна бы принимать на веру, допускать близко к сердцу слова Печорина о его тяжёлой участи и ударах судьбы, однако начинает сочувствовать человеку, который говорит о несправедливом отношении к нему общества, об отсутствии взаимопонимания с высшим светом. И «...сострадание впустило свои когти в её неопытное сердце».

Однако по натуре Мери не раба. Хотя она первой признаётся Печорину в любви и готова уговаривать на брак с ней, но гордости и достоинства она не теряет. Узнав, что Печорин не любит её, а только ради очередной победы добивался её любви, Мери чувствует себя оскорблённой: «Я ненавижу вас». Перенесённые страдания очень изменили княжну, она заболела, замкнулась, ей трудно будет снова доверять мужчинам, надеяться на любовь и строить дальнейшую жизнь. Но Печорину очередная жертва только добавила уверенности в своих возможностях, а сожалеть он не намерен ни о чём.

Жертвой Печорина стала и черкешенка Бэла, с которой он случайно познакомился, будучи приглашённым в дом её отца. Бэла – кавказская княжна шестнадцати лет. О ней рассказывает Максим Максимыч, сослуживец героя. Он отмечает особую красоту девушки: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Русскому офицеру она понравилась не только внешне, он увидел в ней то, что отличало горянку от светских красавиц: Бэла лишена фальши, не капризна и не избалованна, не способна на интриги, коварство, предательство и не будет устраивать сцен ревности, требовать клятв в любви и верности.

Действительно, Бэла полюбила Печорина горячо, страстно, самоотверженно, но она была истинной дочерью гор и по собственной воле не стала бы ради любви  предавать родных, причинять им боль. После похищения, оказавшись в доме Печорина, она гневно смотрит на того, кто против её воли требует от неё любви. Девушка способна голодать, отвергать подарки и ласковые ухаживания человека, по вине которого она принесла позор семье и разлучена с родными, хотя позже признается, что он понравился ей с первого взгляда.

Возможно, по причине очень юного возраста, Бэла наивна, простодушна, сострадательна. Она жалеет Печорина, когда он говорит, что умрёт, если она будет грустить и отвергать его любовь. Девушка верит, что русский офицер действительно готов отправить её назад к отцу, а сам будет «гоняться за пулей». При этих его словах «...смертельная бледность покрыла... милое личико». Княжна понимала, что возврат домой теперь невозможен, ей не простят пребывания в доме мужчины, она будет чувствовать себя отверженной и вряд ли сможет выбрать кого-либо другого, ведь теперь она любит Печорина. Поэтому Бэла «вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Горянка полюбила своего героя преданно и страстно.

Счастье и любовь в жизни юной княжны были недолгими, и скоро ей пришлось сказать Максиму Максимычу горькие слова: «Если он меня не любит, то кто мешает ему отослать меня домой? ...я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!» Бэла не знала, что Печорина угнетала большая привязанность в человеческих отношениях, а гордых женщин он избегал. Княжна старалась держаться и не показывать своей печали, но в её жизни становилось всё меньше радостей.

Судьба оказалась безжалостна к Бэле: любовь принесла ей не только страдания, но и раннюю смерть. Девушка стойко, с достоинством приняла эти испытания, не упрекала никого, хотя очень мучилась от боли, жара и не хотела умирать. Перед смертью она вспомнила о доме, близких и дорогих людях, так как оставалась в душе верной своей семье и родине.

Итак, ни одной из героинь Печорин не принёс счастья, и в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» созданы печальные образы любящих женщин, судьба которых оказалась в руках эгоиста.


Рецензии
Зоя, добрый день.

И при первом прочтении "Героя нашего времени" и при перечитывании, именно на эту часть - отношение Печорина к женщинам - больше всего обращал внимание. Характер его более всего, наверное, проявляется в этом отношении.

Он будто бы выбирал "жертв" своих, чтобы ощутить вкус побед или превосходства или "подпитаться" чувствами страдания. Даже не знаю как четче обозначить его мотивы, может быть даже не до конца осознаваемые им самим.

И хоть любовь его к Вере была искренна, Печорин не готов был отдать за нее самое главное для него - свободу. Но, что есть эта свобода? И свобода ли это? Вы очень четко называете это явление в своей статье другим словом, верным - эгоизм. Свобода и эгоизм, наверное, не синонимы.

Конечно, такие люди, как Печорин, могут выглядеть необыкновенными, оригинальными, яркими, казаться героями, но сущность их - повышенная эгоистичность, которая не оставляет место ни любви настоящей, ни милости, ни чему другому, истинно высокому человеческому.

И вот, что еще подумал. А многие герои нашего нынешнего времени не от того ли корня происходят? И не столь ли обширен список их побед на любовных фронтах?

Лермонтов показал сердцевину "героизма" не только своей эпохи, но многих эпох, где "герой" лишь блестит красиво, а внутри смердит. И лучше всех это могут увидеть те, кто в отличие от такого "героя" искренне и преданно его любят. Ведь любят искренне не за что-то, а просто так.

Ну, а женские (разные) характеры и Веры, и Мэри, и Белы показаны прекрасно Лермонтовым и Вы хорошо описали их в своей статье.

Большое спасибо, Зоя. Великолепная статья: четкая, краткая, вразумляющая.

С прошедшими и наступающими праздниками, коим богат январь. Удач, добра и всех благ Вам.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   10.01.2018 15:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь!
Как точно Вы всё сказали: и про самовлюблённость "героев" времени, и про самоотверженную, бескорыстную любовь женщин, изображённых Лермонтовым...
И про наши январские "каникулы", во время которых ОТДОХНУТЬ так и не удалось!
Однако, грех роптать, ведь впечатлений много!
Спасибо Вам. И удачи!

Зоя Орлова   10.01.2018 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.