Мысли одинокого
1844, 8 сентября
Ян Борщевский
Начало: "НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОТ АВТОРА" http://www.proza.ru/2014/12/09/1090
Предыдущая часть "Кутья" http://www.proza.ru/2015/01/04/1942
(Версия на белорусском языке: http://www.proza.ru/2014/12/10/812 )
На берегу Финского залива, удивляясь волшебным картинам майских ночей, сидел я от заката до восхода солнца. Не было звезд на небе: белый свет залил небесный свод и все морское пространство. Майские ночи чужой страны! Вы всегда были свидетелями моих тоскливых и одиноких песен, когда тут, на берегу залива, объятый мыслями, вспоминал я горы и леса родимой сторонки.
Горят золотым пламенем вершины святынь в столице; какая тишина царит в воздухе! Зазвонили часы с башни, и сильное их звучание достигает далеких районов города. Челнок плывет по спокойной воде, слышу веселые песни матросов; в пышных садах звучит музыка, до позднего часа длятся веселые забавы и не закончились еще приятные свидания под сенью парковых деревьев.
Майские ночи родимых околиц! Милее мне было встречать закат солнца на берегу Нещерды, не сравнишь самую изысканную музыку с нежным и волшебным пением соловьев и одиноким голосом кукушек. Дикие леса милее пышных парков! Шум ваших ветвей окунал меня в размышление, в теньке вековечных деревьев всегда ощущал я какие-то неразгаданные тайны природы. В народных рассказах встречал чувство и правду, ощущал их мудрость и молитвы целого народа, милее это в сто раз холодных развлечений в богатых салонах.
Море! Я читал про тебя стихи поэтов, тихие и бурепенные твои волны сравнивал с родными озерами, когда они сверкают, как кристалл, в заросших берегах или шумят в бурю. Когда я был еще совсем молодой, так украшал людей добротой и справедливостью, а будущее — надеждой и, будто в безопасном порту, безмятежно мечтал в то время о грозовом небе и о огромных океанских волнах.
Море! В твоих глубинах был для меня другой мир, счастливый и удивительный, о каком столько я слышал рассказов из уст простого люда. Там жила когда-то девушка Анна, дочка великого Океана, королева духов, чудо прелести; невидимая мощь земли и моря мгновенно исполняли все ее приказы. Чудо доброты, она оценила знатность молодого хлопца, какой спустился на дно и стал перед великим Океаном, чтобы отслужить ему за возвращение своего отца на родную землю. Но он был слабый человек и не мог соблюсти наказы Пана Моря, и тогда Анна, выручая любимого, приказала духам, и за одну ночь явились дворцы из коралов и дорогого жемчуга. Оценил Океан добропорядочность и мудрость хлопца, дав ему в жены свою дочь Анну.
Море! Сегодня я не так уже думаю о тебе. Ты напоминаешь слепую фортуну: обогащаешь людей и бросаешь в бездонные глубины, нельзя растрогать твое зимнее лоно, когда несчастный парус, занесенный волной далеко от родной земли, гибнет, одинокий, на пустынных берегах острова от тоски или от голода, и в ясную погоду не дремлют на твоем дне ненасытные чудовища, поглядывая с открытой пастью на морских странников. О море! Ты напоминаешь мир, по какому человек идет разными путинами жизни.
Быстро изменится погода — ветер с востока; белеет над водой надутый парус. О, люди большого света! Гляньте на небо из ваших высоких и пышных домов! Над городом висят густые облака, а из них рождаются вверху удивительные видения, в воздухе строит кто-то огромный замок, валы и стены окружают его, вырастают высокие дома и башни, неподалеку становятся в боевой порядок на конях великаны-рыцари, а через несколько минут видны только руины, а вся армия изменилась на клубы дыма; как гадюка, пробежала огненная молния посреди тучи.
О, люди большого света! Гляньте на небо из ваших высоких и пышных домов, поймите эти знаки в определенных очертаниях облаков, какие всегда перед вашими глазами; Божья рука предупреждает вас, что нет ничего постоянного на земле, дома ваши превратятся в руины, мощь, богатство, честь и слава рассеются и исчезнут, как легкий дым в воздухе.
Весна! Коротка твоя усмешка, кратко твое дуновение ласкового ветерка, недолго наслаждают глаз багрянец садов; влажные туманы застелют землю, полетят птицы в теплые края, начнется ветер и разнесет желтую листву по кладбищам, разбрасывая у подножия чудесных памятников и немых идолов, какие стоят на могилах именитых людей; когда-то фортуна на дороге жизни сыпала им цветка, сегодня холодный мрамор заносит песком ветер, и имя их скончается в пустыне небытия, если в жизни не увенчали они свои головы короной правды.
Правда — посланница неба в эту юдоль терпения — ты ангел, сторож и учитель в жизни, освещай нас своими лучами, когда правдивую веру — ценнейший клад наших родителей, чистейший свет неба — хотят затмить туманы изысканной мудрости тщеславных и лживых философов. Когда природа спит под снегом, воет северный ветер, проходят длинные темные ночи, тысячи огней пылают в окнах домов, не прекращается веселая жизнь столицы, и я, одинокий, люблю отдаваться мечтам, моя мысль летит далеко, к родимым околицам, вызывает из могил уважаемых стариков, видит их забавы и слышит разговоры про счастливые годины, про золотой век, когда человек пахал свое поле, строил дом себе и своим детям. Тогда урожаи были лучше, весела напевая, работал пахарь в поле, в лесах водилось множество лосей и диких коз, и охотник легко находил зверя, и рыбак с уверенной надеждой забрасывал невод в воду.
Но когда люди размежевали железной цепью поля и леса, когда каждый захотел стать богачом, иметь дорогую одежду и пышные кареты, — все изменилось на свете, богатые начали угнетать бедных, и разгневанный Бог не благословил человеческую работу, изменились урожаи, медовая роса, падая страшной отравой на травы перед восходом солнца, не раз очень вредила животным.
И теперь еще старики, рассказывая молодым повести давних времен, вспоминают странные знаки на небе, когда на берегу Балтийского моря сошлись дружины шведов с огромной армией северного Цезаря, дрожала Нарва и другие фортеции от оружия победителей. Зарево страшных пожаров, плывя в облаках от морских берегов, не раз в полночь заливало кровью небо над всей Беларусью. Люд, дрожа, поглядывал вверх, где в тучах, что дымились кровью, сражались полки конных и пеших великанов, и не раз это ивидение держалось на небе до восхода солнца.
Часто темой их разговоров бывает год Лебеды, когда во время той шведской войны царили по всей Беларуси голод и чума. Земля тогда была без снега, пригорки без травы похожи были на бесплодные степи, северный ветер, пролетая над голыми полями, словно над песчаными степями, сметал сухую землю и убивал своим дыханием хилую зелень, от сильных морозов трескалась земля, гибла рыба в скованных толстущим льдом озерах.
Пришла весна, ожили деревья и луга, но сердце хозяина пронзила тяжелая печаль: поля были покрыты лебедой, ржаные колосья росли за несколько саженей друг от друга, на берега озер волны выбрасывали множество неживой рыбы, голод и чума расползались по всему краю.
В деревнях в полночь под окнами некоторых лачуг случались необычные и страшные чудеса: сонных пробуждал сильный крик дитяти, но когда кто-нибудь выходил, чтобы забрать ребенка в дом, так никого не видел на дворе и плача не слышал, а только отзывались около соседних домов собаки. Такие случаи, часто повторяясь, доводили всех к величайшему отчаянию.
«Кара Божья за тяжелые грехи», — говорил люд и ежедневно перед образом Пречистой Матери умывался слезами.
Вспоминают в разговорах своих с признательностью и чувством и о Вас, великие души, что были благодетелями Вашим подданным, соседям и несчастным землякам: во время неурожая щедрой рукой давали Вы помощь бедным крестьянам, вдовам и сиротам; люд, гонимый жестокой судьбой и несправедливостью, поддерживали советом, воскрешали в сердце надежду, показывая Всемогущество Божье и милосердие; никто без утешения не вышел из Вашего дома, и пригретый нищий, оставляя Ваш порог, с утешением в сердце благословлял небо. Не искали Вы награды на этой земле за благотворительность, не искали Вы напрасной славы, за какой гоняются слабые люди, как дети за игрушкой. Ваши награды, Ваша слава перед лицом Бога.
Слынны продак! Магілы твае без аздобы,
Там ніхто не паставіў слупоў мармуровых,
Там бярозы рассыпалі цені жалобы
Па каменні імшыстым ды крыжах хваёвых.
Слынны продак! Бязлітаснай праўды анёла
Бог пашле, каб твае абудзіліся дзеці;
І натхніцца тваёй дабрачыннасцю моладзь,
І вякі залатыя над намі засвецяць…
Днём святога суда свет агорне трывога,
Збудзіць мёртвых сурма, і зямля скаланецца.
Слынны продак! Ты станеш тады перад Богам
У пашане і славе навечна, здаецца.
Продолжение "Гости в хате Завальни" http://www.proza.ru/2015/01/06/1871
Свидетельство о публикации №215010600469
Адэля Смажань-Патэльня 07.01.2015 07:19 Заявить о нарушении